Дело № 3а-520/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 октября 2019 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лобановой А.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 – главы администрации муниципального образования Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от 10 марта 2015 г. № 214-рс в части
установил:
пунктом 1 решения Совета депутатов муниципального образования Талинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от 10 марта 2015 г. № 214-рс утверждено Положение о порядке и условиях выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременного поощрения лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в муниципальном образовании Таллинский сельсовет (далее Положение).
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено:
Решение о выплате и размере премий, материальной помощи и единовременного поощрения оформляется:
муниципальным служащим администрации – распоряжением (приказом) главы администрации;
лицам, замещающим муниципальные должности – решениями Совета депутатов муниципального образования.
Решение Совета депутатов МО Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от 10 марта 2015 г. № 214-рс опубликовано на официальном информационном сайте администрации МО Грачевский район Оренбургской области во вкладке «Сельские поселения».
ФИО1 обратился в Оренбургский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточненных требований просил признать недействующим абзац 3 пункта 1.4 Положения о порядке и условиях выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременного поощрения лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в муниципальном образовании Таллинский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от 10 марта 2015 г. № 214-рс, поскольку он не соответствует абзацу 2 части 15 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором установлено, что управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами бюджета в процессе его исполнения не допускаются.
По мнению административного истца, представительный орган не вправе принимать решение о премировании и выплате единовременного поощрения главы муниципального образования, поскольку это уже процесс исполнения бюджета. Совет депутатов вправе лишь принять положение, в котором предусмотреть периодичность и суммы выплат.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные в административном иске требования.
Представитель административного ответчика Совета депутатов МО Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области ФИО3 требования административного иска признала, просила их удовлетворить.
Прокурор отдела прокуратуры Оренбургской области Христич Т.В. просила требования удовлетворить, поскольку оспариваемая административным истцом норма противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Административный истец ФИО1 – глава администрации МО Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, замещает муниципальную должность, он относится к лицам, в отношении которых применяется оспариваемый нормативный правовой акт и потому вправе предъявить административный иск о признании его недействующим.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных этим Законом.
В соответствии с абз. 2 части 15 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Согласно абз. 2 части 13 статьи 15 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Согласно ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов.
Пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
В силу с части 1 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Анализируя приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления, в том числе представительный орган и исполнительный орган, осуществляют управление и распоряжение средствами местного бюджета каждый в пределах своих полномочий. Местный бюджет составляется исполнительным органом местного самоуправления, утверждается представительным органом местного самоуправления, после чего исполняется исполнительным органом местного самоуправления.
Федеральное законодательство и закон Оренбургской области не предусматривают право представительного органа муниципального образования принимать решения в процессе исполнения бюджета о выплате и размере премий лицам, замещающим муниципальные должности.
При этом суд учитывает, что к лицам, замещающим муниципальные должности, исходя из положений Федерального закона N 131-ФЗ относятся: главы муниципальных образований (ст.36), а также депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (ст.40), тогда как абзац 2 части 15 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ содержит одно исключение, которое предусматривается лишь для средств бюджета, которые направляются на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом норма не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемая административным истцом норма применялась уже в сложившихся правоотношениях, она подлежат признанию недействующей со дня вступления судебного решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит официальному опубликованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 – главы администрации муниципального образования Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 3 пункта 1.4 Положения о порядке и условиях выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременного поощрения лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в муниципальном образовании Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Таллинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от 10 марта 2015 г. № 214-рс.
Возложить на Совет депутатов муниципального образования Таллинский Грачевского района Оренбургской области обязанность официально опубликовать (обнародовать) сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию четвертого апелляционного суда через Оренбургский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Полный текст решения изготовлен (дата)