010а
3а-525/2020
УИД 24OS0000-01-2020-000377-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 10 июня 2020 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Красноярского края о признании недействующим Устава Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в части,
УСТАНОВИЛ:
Решением Бархатовского сельского Совета депутатов от 06.10.2000 г. № 1-25 был принят Устав Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, зарегистрирован 26.12.2005 за государственным регистрационным номером RU 245043012005001, опубликован в газете «Ведомости органов местного самоуправления Бархатовского сельсовета» от 15.11.2005 г.
Устав действует в редакции решения Бархатовского сельского Совета депутатов от 20.02.2020 г. № 57-1, зарегистрированного Управлением Минюста России по Красноярскому краю 20.05.2020 г. за государственным регистрационным номером RU 245043012020001, опубликованного в газете «Ведомости органов местного самоуправления муниципального образования Бархатовского сельсовета» № 381 от 01.06.2020 г.
Прокурор Красноярского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Устав Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, утвержденного Решением Бархатовского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края от 06.10.2000 г. N 1-25 в части следующих положений:
- подпункт 5 части 1 статьи 10 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения сельского поселения организацию дорожного движения;
- подпункт 18 части 1 статьи 10 Устава в части, предусматривающей в качестве вопроса местного значения сельсовета участие в организации деятельности по сбору коммунальных отходов (в том числе, раздельному накоплению);
- подпункт 31 части 1 статьи 10 Устава в части слов «О кадастровой деятельности»;
- пункт 1 статьи 10 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями;
- статью 13 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;
- статью 27 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;
- пункт 1.7 части 1 статьи 31 Устава.
Заявленные требования мотивировал тем, что решением Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края от 06.10.2000 г. №1-25 был принят Устав Бархатовского сельсовета Березовского района, отдельные нормы которого противоречат действующему законодательству.
Наличие в уставе сельсовета недействующих и неподлежащих применению положений вводит в заблуждение неопределенный круг лиц и создает предпосылки к неправильному пониманию положений Устава.
Прокурором Березовского района 24.05.2019 г. был принесен протест на Устав, который рассмотрен, однако, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования нормативный правовой акт в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведен.
Определением Красноярского краевого суда от 10.06.2020 г. производство по настоящему административному делу в части требований о признании недействующим пункта 1.7 части 1 статьи 31 Устава Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, утвержденного Решением Бархатовского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края от 06.10.2000 г. N 1-25 было прекращено в связи с отказом прокурора от иска в этой части.
В судебном заседании прокурор Моргун О.В. поддержал административный иск в оставшейся части, по изложенным в заявлении мотивам.
Представители административного ответчика Бархатовского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Глава Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края ФИО1 и его представитель по устному ходатайству ФИО2, не оспаривали доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений Устава законодательству большей юридической силы, указав, что в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Устав в целях его приведение в соответствие с требованиями законодательства большей юридической силы.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и частям 2, 3 статьи 44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Устав Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края принят представительным органом муниципального образования с соблюдением предусмотренной для его принятия процедуры. Как сам Устав, так и внесенные в него изменения зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке.
Нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу в рамках заявленных требований, суд исходит из следующего.
В пункте 1 статьи 10 Устава закреплены вопросы местного значения Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края.
Федеральным законом от 29.12.2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.12.2018 г., внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, - в дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения включена организация дорожного движения.
Законом Красноярского края от 31.10.2019 г. № 8-3238 «О внесении изменений в статью 1 Закона края от 15.10.2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» (далее – Закон края № 8-3238) к вопросам местного значения сельских поселений в дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения включена организация дорожного движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения закреплена в подпункте 5 пункта 1 статьи 10 Устава, в котором не указан в качестве вопроса местного значения, решаемого сельским поселением, вопрос, поименованный в пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10. 2003 г. N 131-ФЗ, в подпункте «б» пункта 1 статьи 1 Закона края от 15.10.2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края».
В этой связи подпункт 5 пункта 1 статьи 10 Устава противоречит пункту 5 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, подпункту «б» пункта 1 статьи 1 Закона края от 15.10.2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» (далее – Закон края № 9-3724) в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения поселения организацию дорожного движения.
Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2019, в пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ внесены изменения, исключающие полномочия поселений в части их участия в организации деятельности по сбору коммунальных отходов, при этом к вопросам местного значения поселений отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Законом края № 8-3238 к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, при этом исключены полномочия поселений в части их участия в организации деятельности по сбору коммунальных отходов.
Однако подпунктом 18 пункта 1 статьи 10 Устава предусмотрено в качестве вопроса местного значения сельсовета участие в организации деятельности по сбору коммунальных отходов (в том числе раздельному сбору).
Таким образом, подпункт 18 пункта 1 статьи 10 Устава противоречит пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, статье 1 Закон края № 9-3724 в части, предусматривающей в качестве вопроса местного значения сельсовета участие в организации деятельности по сбору коммунальных отходов (в том числе раздельному сбору).
Законом края № 8-3238 в подпункте «х» пункта 1 статьи 1 Закона края № 9-3724 слова «О государственном кадастре недвижимости» заменены словами «О кадастровой деятельности», что связано с изменением наименования Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В подпункте 31 пункта 1 статьи 10 Устава к вопросам местного значения отнесено участие в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ, то есть указано старое наименование федерального закона.
В связи с чем, подпункт 31 пункта 1 статьи 10 Устава противоречит Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 221 - ФЗ «О кадастровой деятельности», подпункту «х» пункта 1 статьи 1 Закона края № 9-3724.
Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сельские поселения наделены полномочиями по принятию в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями (подпункт «б» пункта 1 статьи 3).
Пункт 1 статьи 10 Устава не соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку не предусматривает в качестве вопроса местного значения полномочие по принятию в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена частями 7.3-1, 7.3-2, которыми предусмотрено применение ответственности к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения 4 соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
В силу статьи 5.1 Закона края от 19.12.2017 г. № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» (далее – Закон края № 4-1264) к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
В этой связи статьи 13 и 27 Устава противоречат статье 40, пункту 8 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, статье 5.1 Закона края № 4-1264 в части не предусматривающей видов ответственности главы сельсовета и депутатов представительного органа, представивших недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.
Шестимесячный срок установленный частью 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ для приведения оспариваемых норм в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации истек.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить, признав положения подпункта 5 части 1 статьи 10, подпункта 18 части 1 статьи 10, подпункта 31 части 1 статьи 10, пункта 1 статьи 10, статьи 13, статьи 27 Устава в соответствующей части не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Красноярского края, - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Устав Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в части следующих положений:
- подпункт 5 части 1 статьи 10 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения сельского поселения организацию дорожного движения;
- подпункт 18 части 1 статьи 10 Устава в части, предусматривающей в качестве вопроса местного значения сельсовета участие в организации деятельности по сбору коммунальных отходов (в том числе, раздельному накоплению);
- подпункт 31 части 1 статьи 10 Устава в части слов «О кадастровой деятельности»;
- пункт 1 статьи 10 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями;
- статью 13 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;
- статью 27 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления муниципального образования Бархатовского сельсовета».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский
Дата изготовления решения в окончательной форме: 22 июня 2020 года.