дело № 3а-527/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 октября 2018 года город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., .....
В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена в размере 12 788 539 рублей 20 копеек, 23 484 543 рублей 25 копеек, 31 635 769 рублей 06 копеек, 30 545 113 рублей 61 копейки, 18 499 219 рублей 20 копеек, 34 668 794 рублей 15 копеек, 49 143 194 рублей 10 копеек, 26 054 333 рублей 92 копеек, 33 582 525 рублей, 28 218 867 рублей 60 копеек, 21 214 497 рублей 78 копеек соответственно. В связи с определением их рыночной стоимости просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 6 960 000 рублей, 16 610 000 рублей, 16 040 000 рублей, 26 100 000 рублей, 13 330 000 рублей, 12 900 000 рублей, земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... - по состоянию на 1 января 2013 года в размере 6 680 000 рублей, 11 250 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 13 040 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 3 июня 2015 года в размере 33 000 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 9 февраля 2015 года в размере 19 440 000 рублей, а также возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 9 октября 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... административный иск оставлен без рассмотрения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан возражал против удовлетворения административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» является арендатором:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автомобильной газонаполнительной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (автомобильная газонакопительная компрессорная станция АГНКС-1) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты ООО «Таттрансгаз» ОАО «Газпром») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС-2) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции (автомобильная газонакопительная компрессорная станция) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
а также собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности 26 июня 2018 года, ранее договор аренды от 25 апреля 2016 года);
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права собственности 10 ноября 2017 года);
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС-2) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права собственности 1 февраля 2018 года, ранее договор аренды от 26 апреля 2013 года, договор уступки прав требований от 8 сентября 2014 года);
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права собственности 19 июня 2017 года);
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций (АГНКС) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права собственности 15 мая 2018 года, ранее договор аренды от 13 февраля 2016 года).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .... в размере 12 788 539 рублей 20 копеек, 23 484 543 рублей 25 копеек, 31 635 769 рублей 06 копеек, 30 545 113 рублей 61 копейки, 26 054 333 рублей 92 копеек, 33 582 525 рублей.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... в размере 18 499 219 рублей 20 копеек и 34 668 794 рублей 15 копеек.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером ...., .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванных нормативных актов соответственно по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 21 214 497 рублей 78 копеек, по состоянию 3 июня 2015 года - 49 143 194 рублей 10 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (том 10 л.д. 207-216).
Из расчетов арендной платы за землю следует, что арендная плата спорных земельных участков начисляется с учетом их кадастровой стоимости и ставки земельного налога, которая, в свою очередь, рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка (том 7 л.д. 226,229-232,234).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» представило отчеты № 735, 736, 739,740,741, 744, 742, 743, 745, 746/2017 от 29 ноября 2017 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «АФК-Аудит», согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 6 960 000 рублей, 16 610 000 рублей, 16 040 000 рублей, 26 100 000 рублей, 13 330 000 рублей, 12 900 000 рублей, земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... - по состоянию на 1 января 2013 года 6 680 000 рублей, 11 250 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 11 марта 2015 года 13 040 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 3 июня 2015 года 33 000 000 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июля 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Как следует из заключения эксперта автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» ФИО1 № ВС-16082018-6 от 17 сентября 2018 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., .... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 098 280 рублей, 17 115 133 рублей, 17 297 246 рублей, 27 545 052 рублей, 14 019 904 рублей, 18 018 870 рублей, земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... - по состоянию на 1 января 2013 года 8 355 545 рублей, 14 404 880 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 11 марта 2015 года 16 707 411 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... - по состоянию на 3 июня 2015 года 45 311 805 рублей.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.
Доводы административного ответчика о несоответствии заключения эксперта требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и о недостоверности определенной экспертом рыночной стоимости земельных участков основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Данные о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждения необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, материалы дела не содержат.
Замечания административного ответчика не содержат данных о том, каким образом имеющиеся, по его мнению, нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки. Доказательств, которые могли бы опровергнуть содержащиеся в заключении эксперта выводы, равно как и сведений об иной рыночной стоимости спорных земельных участков суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» обратилось с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 6 декабря 2017 года, и принимая во внимание, что с даты государственной регистрации права собственности на объект недвижимости результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности административного истца как налогоплательщика и арендатора земельных участков, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., с 19 июня 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Поскольку решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений, фактов неправомерного уклонения от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отсутствуют.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автомобильной газонаполнительной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 098 280 рублей;
2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17 115 133 рублей;
3) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (автомобильная газонакопительная компрессорная станция АГНКС-1) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17 297 246 рублей;
4) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты ООО «Таттрансгаз» ОАО «Газпром») площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 27 545 052 рублей;
5) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС-2) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 8 355 545 рублей;
6) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции (автомобильная газонакопительная компрессорная станция) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 45 311 805 рублей;
7) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 14 019 904 рублей;
8) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 18 018 870 рублей;
9) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС-2) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 14 404 880 рублей;
10) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций (АГНКС) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2015 года в размере 16 707 411 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., с 19 июня 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 декабря 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Ибрагимов Р.С.
Справка: решение принято в окончательной форме 12 октября 2018 года.
Судья Ибрагимов Р.С.