УИД: 66OS0000-01-2021-000491-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 08 сентября 2021 года |
Номер производства 3а-527/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2021 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство
№ 3а-527/2021 путем использования видеоконференц-связи с Челябинским областным судом
по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН 6315376946)
к административным ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Администрации города Екатеринбурга, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>,
установил:
ПАО «Т Плюс» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просит установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№> в размере их рыночной стоимости.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 2573-04-2021-Г/66 от 28 апреля 2021 года (далее – Отчёт), выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА» Г.
Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Халфутдиновой К.Б. направлен отзыв, в котором указано, что оценку требований административного истца Управление оставляет на усмотрение суда.
Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждена дата определения и размер кадастровой стоимости земельных участков.
Представителем Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитиным А.А. в адрес суда был направлен отзыв, в котором указано, что Отчет составлен с нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В судебном заседании представитель административного истца Мотылев А.Ю. настаивал на удовлетворении административного иска, заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля оценщика Г.
Иные лица, участвующие в деле - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Администрация города Екатеринбурга, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в отзывах просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, допросив в судебном заседании свидетеля Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Судом установлено, что административный истец является собственником:
-земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 78414 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – производственная деятельность;
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 10411 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли промышленности (для промышленных нужд);
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49278 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - земли промышленности (для промышленных нужд);
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 8131 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли промышленности (для промышленных нужд);
-земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 15281 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под существующие здания и сооружения;
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 160203 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – электростанция;
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 90746 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – электростанция;
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 244344 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – под объект промышленности - карьер камня №4;
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 40 000 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – под объект промышленности (карьер суглинка №11);
- земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 6263000 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – объект, обслуживающий электростанцию (золоотвал).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 83429359,44 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 8512970,59 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 35974418,34 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 7613217,92 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 17263098,51 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 48490244,04 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 28161206,18 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 44636761,92 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 7680 800 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 декабря 2020 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 ноября 2020 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 03 декабря 2020 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08 декабря 2020 года.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1).
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (часть 2).
Согласно части 1 статьи 62 и части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В качестве доказательства размера рыночной стоимости земельных участков административный истец представил Отчет, согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 47 711 000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 7954000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 29246000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 5394000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 13512000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 34565000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 20407000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 24967000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 5280000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 323 421000 руб.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен оценщик Г., которая, после предупреждения её об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтвердила изложенные в Отчете выводы.
Изучив представленный административным истцом Отчет, заслушав показания свидетеля, суд приходит к выводу, что оснований не доверять выводам, изложенным в Отчете, у суда не имеется, так как они мотивированы, обоснованы, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности.
Оценщик имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом СРО «Региональная Ассоциация Оценщиков», его ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Оценивая представленный Отчет, суд, исходит из того, что выбор аналогов, как и методики исследования - это исключительная прерогатива оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
Из Отчета следует, что оценщик использовал сравнительный подход, который является уместным при проведении оценки.
Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из открытых источников; характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.
Отобранные для сравнения земельные участки расположены в Свердловской области, а различие по отдельным ценообразующим параметрам в некоторой степени исключены за счет внесения при необходимости соответствующих корректировок.
Оценщик привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
В судебном заседании свидетель дал полные и последовательные пояснения на дополнительно возникшие вопросы, которые не противоречат содержанию и выводам, приведенным в Отчете.
Доказательств опровергающих приведенную величину рыночной стоимости земельных участков, и сведений о рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
В связи с изложенным, суд находит требование административного истца об установлении в отношении земельных участков кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, является 23 июня 2021 года (дата обращения административного истца в суд).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества «Т Плюс» удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 47 711 000 (сорок семь миллионов семьсот одиннадцать тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 7954000 (семь миллионов девятьсот пятьдесят четыре тысячи) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 29246000 (двадцать девять миллионов двести сорок шесть тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 5394000 (пять миллионов триста девяносто четыре тысячи) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 13512000 (тринадцать миллионов пятьсот двенадцать тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 34565000 (тридцать четыре миллиона пятьсот шестьдесят пять тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 20407000 (двадцать миллионов четыреста семь тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 24967000 (двадцать четыре миллиона девятьсот шестьдесят семь тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 5280000 (пять миллионов двести восемьдесят тысяч) руб.;
- с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 323 421000 (триста двадцать три миллиона четыреста двадцать одна тысяча) руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 23 июня 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова