ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-528/2021 от 28.07.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

УИД 24OS0000-01-2021-000403-44

3а-528/2021

130а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при ведении протокола помощником судьи Варовой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кувеко Юлии Дмитриевны к администрации Рыбинского района Красноярского края, финансовому управлению администрации Рыбинского района Красноярского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Кувеко Ю.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Рыбинского района Красноярского края, финансовому управлению администрации Рыбинского района Красноярского края о присуждении компенсации за нарушение сроков исполнения решения Рыбинского районного суда Красноярского края от 14.01.2020, просит суд, взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 170 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что Кувеко Ю.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на жилищном учете по указанному статусу на территории Рыбинского района Красноярского края, жильем не обеспечена. Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 14.01.2020, вступившим в законную силу, на администрацию Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Кувеко Ю.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра с учетом допусков, предусмотренных ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка». До настоящего времени решение суда не исполнено. Общая продолжительность неисполнения решения суда, по подсчетам Кувеко Ю.Д. со дня вынесения судом решения по делу составила 17 месяцев, что нарушает ее право на исполнение судебного решения в разумный срок. Полагает, что существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а вследствие отсутствия у администрации г. Красноярска достаточного бюджетного финансирования, при этом администрацией г. Красноярска не принимались достаточные действия для получения дополнительного бюджетного финансирования для приобретения жилья. Из-за длительного неисполнение судебного решения административный истец вынужден нести материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания, в жилом помещении, не принадлежащем административному истцу ни на каком праве. Кроме того, длительное неисполнение судебного решения доставляет заявителю моральные страдания, поскольку она проживает в чужом жилом помещении с посторонними лицами, находясь в постоянной атмосфере стресса и напряжении.

В возражениях на иск представитель администрации Рыбинского района Красноярского края Блинков Д.В., просил в иске отказать, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

Административный истец Кувеко Ю.Д. в судебное заседание не явилась, административные ответчики администрация Рыбинского района Красноярского края, финансовое управление администрации Рыбинского района Красноярского края своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Исследовав представленные материалы, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 04.11.1950 в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

Положениями ч. 3 ст. 258 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения административного истца и иных участников судебного процесса, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 55 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.

Как следует из материалов административного дела и гражданского дела № 2-39/2019, решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 14.01.2020, на администрацию Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Городковой Ю.Д. благоустроенное жилое помещение на территории Рыбинского района Красноярского края на основании договора найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м с учётом допусков предусмотренных пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».

12.08.2020 Городкова Ю.Д. зарегистрировала брак с Кувеко Н.Н. и ей была присвоена фамилия Кувеко.

04.03.2020 на основании исполнительного листа, выданного по вышеуказанному решению, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №

В рамках возбужденного исполнительного производства в отношении должника администрации Рыбинского района неоднократно выносились требования об исполнении решения суда, предупреждения о последствиях неисполнения решения суда, но, не смотря на предпринятые судебным приставом-исполнителем меры, до настоящего времени решение суда администрацией не исполнено, исполнительное производство не окончено и не прекращено.

Действительно, администрацией Рыбинского района 02.03.2020 направлялось в адрес Министерства образования Красноярского края письмо о выделении средств на приобретение жилого помещения Городковой (Кувеко) Ю.Д. во исполнение решения суда от 14.01.2020, но эти действия не были достаточными для исполнения решения суда.

Так, в ответе заместителя министра образования Красноярского края от 20.03.2020 сообщено, что средства, выделенные в 2020 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решению суда, распределены Министерством в полном объеме. Также было разъяснено, что Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда указанному в письме гражданину.

До настоящего времени Кувеко Ю.Д, жилым помещением не обеспечена, в список детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежащих обеспечению жилым помещением в 2020 году на основании заключенного между администрацией и Министерством образования Красноярского края Соглашения от 10.02.2020 о взаимодействии, не включалась, также она не вошла и в список на 2021 год по Соглашению № 45 от 01.02.2021.

Доказательств, что администрацией Рыбинского района после единичного обращения 02.03.2020 в адрес Министерства образования Красноярского края совершались действия для исполнения решения суда от 14.01.2020, суду не представлено.

После вступления решения суда в законную силу, на стадии исполнения указанного судебного акта администрацией было допущено нарушение требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Продолжительность исчисления срока исполнения судебного акта необходимо исчислять со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку возможность исполнения данного решения не зависит от выдачи исполнительного листа, предъявления исполнительного листа или самого решения к исполнению или возбуждения исполнительного производства.

При этом суд учитывает правовые позиции Европейской Суда по правам человека, сформулированные в пункте 33 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 февраля 2007 года, дело «Райлян (RAYLYAN) против Российской Федерации», исходя из которых если органы государственной власти знали об иске заявителя, то как только решение, вынесенное в пользу заявителя, вступило в законную силу, на них легла обязанность его исполнить. Участвовала ли служба судебных приставов в исполнительном производстве или нет, не меняет ситуации. От лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения (Постановление Европейского Суда по делу «Метаксас против Греции» (Metaxas v. Greece), жалоба № 8415/02, § 19, 27 мая 2004 года; Постановление Европейского Суда по делу «Горохов и Русяев против России», § 33; Постановление Европейского Суда по делу «Кольцов против России» (Koltsov v. Russia), жалоба № 41304/02, § 16, 24 февраля 2005 года; и Постановление Европейского Суда по делу «Петрушко против России» (Petrushko v. Russia), жалоба № 36494/02, § 18, 24 февраля 2005 года). Под государственной властью и органами государственной власти Европейским Судом по правам человека понимается власть и органы власти любого уровня (федеральный, региональный, местный).

Порядок исчисления общей продолжительности исполнения судебного акта предусмотренный абзацем 1 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в данном случае не применим, поскольку содержащиеся в нем разъяснения относятся к порядку исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной система Российской Федерации, который (порядок) не предусматривает возможности добровольного исполнения.

Исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Отсутствие достаточного финансирования для исполнения решений суда по предоставлению жилых помещений не может свидетельствовать об отсутствии вины должника в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.

По этим же основаниям нельзя ставить приобретение жилых помещений для детей-сирот стоит в зависимость от результативности проведённых конкурсных процедур, в соответствии с федеральным законом №44-ФЗ. Необходимость использования конкурсных процедур, предусмотренных федеральным законом №4-ФЗ, является императивным требованием реализации органами субъектов РФ и органами местного самоуправления (в случае передачи им таких полномочий) полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, относящихся к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».

В любом случае, фактическое исполнение судебного акта, произошедшее после истечения срока, установленного законом для такого исполнения, не снимает с органа публичной власти ответственности за нарушение такого срока.

В соответствии с п. 3 ст. 258 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом, в том числе, сведений о достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Предоставление лицам, относящимся к категории дети-сироты, жилых помещений осуществляется на основании федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было постановлено наделить на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета (ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225).

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

В соответствии со ст. 11 Устава Рыбинского района Красноярского края, наделение органов местного самоуправления Рыбинского района отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Красноярского края, отдельными государственными полномочиями Красноярского края - законами Красноярского края. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Рыбинского района, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету Рыбинского района субвенций из соответствующих бюджетов.

Из содержания вышеприведённых норм законодательства, актов судебного толкования, усматривается, что на администрацию Рыбинского района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Рыбинский муниципальный район Красноярского края, возложены полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением средств соответствующей субвенции.

В настоящей ситуации, вступившим в законную силу судебным актом на администрацию Рыбинского района возложена обязанность по исполнению вышеназванного полномочия.

В соответствии с Решением Рыбинского районного Совета депутатов Красноярского края от 06.08.2010 N 7-39р (ред. от 16.04.2015, с изм. от 12.11.2015) "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Рыбинском районе", финансовое управление администрации района является участником бюджетного процесса, осуществляет обслуживание долговых обязательств района, осуществляет исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства районного бюджета.

При таких обстоятельствах, поскольку в предмет рассмотрения по настоящему административному делу входит вопрос о соблюдении установленных законом сроков исполнения решения Рыбинского районного суда от 17.04.2019, возложившего соответствующую обязанность по предоставлению жилого помещения административному истцу на администрацию Рыбинского района, с учетом установленного факта нарушения на стадии исполнения указанного судебного акта требований разумного срока, рассмотрение заявленных административных исковых требований Кувеко Ю.Д. невозможно без привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика финансового управления администрации Рыбинского района.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела (28.07.2021) общая продолжительность исполнения вышеуказанного решения со дня его вступления в законную силу (17.02.2020) составляет 1 год 5 месяцев 11 дней.

Суд считает данную продолжительность исполнения судебного акта чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, а также установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для присуждения компенсации.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, суд полагает, что заявленная административным истцом сумма – 170 000 руб. является чрезмерной, в связи с чем определяет размер компенсации равным 30 000 руб. 00 коп.

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению, которое должно производиться за счет средств бюджета муниципального образования Рыбинский район Красноярского края в лице финансового управления администрации Рыбинского района Красноярского края за счет средств местного бюджета (ч. 3, 4 ст. 4, п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона о компенсации).

Руководствуясь ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Кувеко Юлии Дмитриевны к администрации г. Красноярска, департаменту финансов администрации г. Красноярска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования Рыбинский район Красноярского края в лице финансового управления администрации Рыбинского района Красноярского края за счет средств местного бюджета в пользу Кувеко Юлии Дмитриевны компенсацию за нарушение сроков исполнения судебного акта в размере 30 000 (тридцать тысяч)рублей, перечислив их на расчетный счет

Взыскать с муниципального образования Рыбинский район Красноярского края в лице финансового управления администрации Рыбинского района Красноярского края за счет средств местного бюджета в пользу Кувеко Юлии Дмитриевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение подлежит исполнению финансовым управлением администрации Рыбинского района Красноярского края за счет средств местного бюджета.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Дата изготовления решения в окончательной форме: 11 августа 2021 г.