ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-52/18 от 21.06.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-52/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 21 июня 2018 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего Шкобенёвой Г.В.,

при секретаре Смольняковой О.В.,

с участием представителя административного истца ООО «Ливадия» - Базыкина К.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Богушевской Н.С., представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Брянской области Прудниковой Н.Н., представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области -
Хвалевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ливадия» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества, в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Ливадия» обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости склада хозтоваров, назначение: нежилое, общей площадью 511 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости - 3 347 000 рублей, определенной на дату - 5 июля 2016 года; продовольственного склада с подвалом, назначение: нежилое, общей площадью 4 957,50 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости - 31 458 000 рублей, определенной на дату - 5 июля 2016 года, согласно отчетам об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости ОС от 23 ноября 2017 года и ОС от 23 ноября 2017 года составленным
ООО «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы».

14 декабря 2017 года ООО «Ливадия» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Решением Комиссии от 29 декабря 2017 года № 33/222 отклонено заявление ООО «Ливадия» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами

В обоснование заявленных исковых требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате имущественного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца
ООО «Ливадия» - Базыкин К.А. уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 5 июля 2016 года согласно заключению от 20 апреля 2018 года, составленному экспертом ФИО9 ООО «Брянский Оценщик», склада хозтоваров с кадастровым номером: - 3 922 000 руб., продовольственного склада с кадастровым номером - 38 048 000 руб.

Просил считать датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: - дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, 14 декабря 2017 года.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С., представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Брянской области Прудникова Н.Н. иск не признали, не возражали против права административного истца на установление кадастровой стоимости объектов в размере её рыночной, также реализации его права на судебную защиту.

Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. не возражала против права административного истца на установление кадастровой стоимости объектов в размере его рыночной стоимости.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Ливадия» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – склад хозтоваров, назначение: нежилое, общей площадью 511 м2, расположенного по адресу:
<адрес>, кадастровый ; продовольственный склад с подвалом, назначение: нежилое, общей площадью 4 957,50 м2, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, кадастровый .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости – склада хозтоваров, назначение: нежилое, общей площадью 511 м2, расположенного по адресу:
<адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость, содержащаяся в ГКН, по состоянию на 31 января 2017 года составляет 15 999 992 руб. 54 коп.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости – продовольственного склада с подвалом, назначение: нежилое, общей площадью 4 957,50 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость, содержащаяся в ГКН, по состоянию на 3 февраля 2017 года составляет 155 224 976 руб. 55 коп.

На основании статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с требованиями пункта <данные изъяты> части 2 статьи 246, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.

Таким образом, права и обязанности административного истца затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Административным истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости представлен отчет об оценке ОС от 23 ноября 2017 года, составленный «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы», согласно которому рыночная стоимость склада хозтоваров, назначение: нежилое, общей площадью 511 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , по состоянию на 5 июля 2016 года - 3 347 000 рублей; отчет об оценке ОС от 23 ноября 2017 года, составленный «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы», согласно которому рыночная стоимость продовольственного склада с подвалом, назначение: нежилое, общей площадью 4 957,50 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , по состоянию на 5 июля 2016 года - 31 458 000 руб.

В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости по делу проведена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающая проверку отчетов ОС, ОС от 23 ноября 2017 года, составленного «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы», на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено эксперту ФИО7,
ООО «Брянский Оценщик».

Согласно заключению от 20 апреля 2018 года, составленному экспертом ФИО7, отчеты ОС и
ОС от 24 ноября 2017 года, составленные «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы», не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная оценщиком в названном отчете, не подтверждается; рыночная стоимость нежилого помещения – продовольственного склада с кадастровым номером: по состоянию на 5 июля 2016 года составляет 38 048 000 руб.; рыночная стоимость нежилого помещения – склада хозтоваров с кадастровым номером: по состоянию на 5 июля 2016 года составляет 3 922 000 руб.;

При таких обстоятельствах, с учетом указанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете ООО «Брянский Оценщик» от 20 апреля 2018, по состоянию на 5 июля 2016 года.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Суд считает необходимым указать в решении дату подачи истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 14 декабря 2017 года. Указанный вывод следует из положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «Ливадия» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества, в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- склада хозтоваров, назначение: нежилое, общей площадью 511 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости – 3 922 000 рублей, по состоянию на 5 июля 2016 года;

- продовольственного склада с подвалом, назначение: нежилое, общей площадью 4 957,50 м2, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости – 38 048 000 рублей, по состоянию на 5 июля 2016 года;

Датой подачи заявления считать 14 декабря 2017 года.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.

Председательствующий судья Г.В. Шкобенёва

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2018 года.