Дело № 3а-52/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
« 10 » апреля 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Габриелян Д.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что ей принадлежит на праве собственности объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 июля 2017 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года составила <данные изъяты> рублей. Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права административного истца как собственника спорного объекта недвижимости, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств. Рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 1 января 2016 года, указанная в отчете от 30 января 2018 года <номер>, выполненном ООО «<данные изъяты>», составляет <данные изъяты> рублей. Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.
В письменном отзыве представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области ФИО2 оставил рассмотрение административного искового заявления на усмотрение суда. Указал, что актуальными сведениями в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <номер>, являются: назначение: нежилое здание, местоположение: <адрес>, площадь – <данные изъяты> кв.м. В соответствии с постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости расположенных на территории Амурской области» кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости составляет <данные изъяты> рублей.
В письменных возражениях представитель Управления Росреестра по Амурской области ФИО3 оставила рассмотрение административного искового заявления на усмотрение суда.
Представители правительства Амурской области, Управления Росреестра по Амурской области, администрации города Благовещенска, филиала ФГКУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. В силу части 4 статьи 247 КАС Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В силу статьи 24.18 указанного Федерального закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 июля 2017 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2016 года составила <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 247 КАС Российской Федерации, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере, равном его рыночной стоимости, ФИО1 представила отчет от 30 января 2018 года <номер>н, выполненный ООО «<данные изъяты>». Из данного отчета следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года составляет <данные изъяты> рублей.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего истцу.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
При этом исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 246 КАС Российской Федерации и абзаца 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 6 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком, заинтересованными лицами, привлеченными к участию в деле, не оспаривались представленные заявителем доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, которая определена согласно отчету от 30 января 2018 года <номер>, выполненном ООО «<данные изъяты>», и составляет <данные изъяты> рублей. Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в данном отчете, суду не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд находит подлежащими удовлетворению требования ФИО1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта и установлении его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в суд обратился 27 декабря 2018 года.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
По смыслу статей 24.18 и 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.
Датой подачи заявления считать 27 декабря 2018 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 апреля 2019 года.
Председательствующий Никитин В.Г.