Дело № 3а- 52/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 17 сентября 2020 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Никонова В.В.,
с участием представителя истца Алексеевой С.В., представителя административного ответчика ГКЦ РС(Я) Пинигиной С.Э., представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) Вершининой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Акционерного общества «Сахаэнерго» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании не действующим в части постановление № 47 от 25 мая 2020 года «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год»,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Сахаэнерго» обратилось в суд с иском к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании не действующим в части постановление № 47 от 25 мая 2020 года «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год»,
Иск мотивирован следующим.
Акционерное общество «Сахаэнерго» на территории северных и арктических районов Республики Саха (Якутия) осуществляет деятельность по обеспечению электроэнергией и тепловой энергией.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2020 года № 47 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 года» установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год согласно приложению к настоящему постановлению.
Пунктом 2 постановления определено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 25 мая 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Постановление вступает в силу с 25 мая 2020 года.
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru28.05.2020 № RU140142020275.
15 июня 2020 года в связи с допущенными техническими ошибками Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Постановлением №57 внесены изменения в Приложение Постановления от 25 мая 2020 года №47: в части изменения цифр «2 182. 33» на «19508,72» (четвертый столбец пункта 2.1.) и «2 182, 33» на «19508,72» (пятый столбец пункта 2.1.).
АО «Сахаэнерго» заявляет о несогласии с утвержденными тарифами с 25.05.2020 года по 30.06.2020г. и с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. в части одноставочного тарифа в размере 44.91 руб./кВТ*ч. и ставки стоимости единицы электрической мощности в размере 19 508,72 руб./кВТ*мес., ввиду того, что при принятии решения об установлении тарифа Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в расчете тарифов из состава экономически обоснованных расходов заявителя исключены расходы по арендной плате имущественного комплекса Энергоцентр с. Новая Кальвица в размере СУММА. (Протокол №47 с Приложением), в связи с чем установлены заниженные размеры тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую АО «Сахаэнерго».
Указывает, что между Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) и АО «Сахаэнерго заключен договор аренды имущественного комплекса Энергоцентр Кальвица от 01.05.2020 № ..., согласно которому АО «Сахаэнерго» несет расходы по арендной плате. АО «Сахаэнерго» в составе заявления об открытии дела по установлению тарифов предоставило регулятору расчет по статье затрат «Арендная плата». Обоснование к расчету было предоставлено в виде проекта договора аренды (22.04.2020г.), в последующем подписанный договор (14.05.2020г.) направлен в рабочем порядке. Годовая сумма арендных платежей по договору составляет ДОГОВОР руб. (стр.8 Договора). Размер арендной платы определен согласно отчетам о рыночной стоимости годовой арендной платы ЗАО «СВРК» № ... от 28.11.2019г. и ООО «Эксперт» от 10.02.2020 № ... (п.2.1. Договора). По причине того, что арендованное имущество вырабатывает и электрическую энергию и тепловую энергию, общая сумма распределена на 2 вида деятельности: на производство электроэнергии - СУММА., на производство теплоэнергии - ТЕПЛО руб..
Указанный договор подписан по итогам проведенных торгов. Торги проводило Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я). Итоги торгов в виде протокола рассмотрения аукционной комиссией конвертов на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды государственного имущества РС(Я) органу регулирования были представлены.
Истец считает, что исключение затрат по арендной плате является нарушением пункта 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, согласно которому в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Истец указывает, что затраты по арендной плате имущественного комплекса Энергоцентр с. Новая Кальвица в размере СУММА,. являются расходами, связанными с производством и реализацией и уменьшают налоговую базу налога на прибыль
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного ответчика Пинигина С.Э. с требованиями административного истца не согласилась и пояснила, что согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей определяются исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Так как имущественный комплекс Энергоцентра является государственным имуществом, то органами государственной власти амортизация на данное имущество не начисляется, налоги на имущество, на землю и другие обязательные платежи собственником имущества не уплачиваются.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) Вершинина З.А. пояснила, что между Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) и АО «Сахаэнерго заключен договор аренды имущественного комплекса Энергоцентр Кальвица от 01.05.2020 года № .... Размер арендной платы определен равной рыночной стоимости переданного имущества, определенной экспертной оценкой ООО «Эксперт» и ЗАО «СВРК». Поскольку имущественный комплекс, переданный в аренду, является нефинансовыми активами, то есть основными средствами не считаются, амортизация на это имущество не начисляется, налоги на имущество, землю, обязательные платежи Республикой Саха (Якутия) не выплачиваются. Имущественный комплекс составляет государственную казну РС(Я).
В качестве заинтересованного лица в исковом заявлении АО «Сахаэнерго» указано ПАО «Якутскэнерго». При этом в чем состоит заинтересованность ПАО «Якутскэнерго» в этом деле, не указано. ПАО «Якусткэнерго» не является субъектом тарифных отношений в рамках настоящего дела, тарифы установлены для АО «Сахаэнерго», какого-либо отношения, даже косвенного, ПАО «Якутскэнерго» к установлению тарифов для АО «Сахаэнерго», не имеет, права, законные интересы ПАО «Якутскэнерго» не затрагиваются. В связи с указанным суд приходит к выводу об отсутствии ПАО «Якутскэнерго» какой-либо заинтересованности в рассматриваемом деле.
Вместе с тем представитель ПАО «Якутскэнерго» представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором поясняет, что орган регулирования рассчитывает НВВ с учетом неподконтрольных расходов, которые, в свою очередь, включат расходы на аренду имущества, используемого для осуществления деятельности по производству электрической энергии, определяемые в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования. Указано, что арендные платежи являются обязательными платежами, связанными с владением имуществом и должны учитываться при формировании тарифа, так как истец несет затраты на аренду в целях производства и реализации электроэнергии.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля, а также прокурора, полагавшего, что в удовлетворении иска следует отказать, приходит к следующему выводу.
Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тесту - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере электроэнергетики устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно части 4 статьи 23.1. Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Частью 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Полномочия органа регулирования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), действующий па основании соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. № 468.
АО «Сахаэнерго» обратилось в регулирующий орган с заявлением об открытии дела об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию в с.Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я), указав основанием для обращения заключение договора аренды с МИЗО РС(Я). Был представлен протокол рассмотрения аукционной комиссией конвертов на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды государственного имущества РС(Я) от 21.04.2020г.
Как следует из материалов дела 25 мая 2020 года состоялось заседание Правления ГКЦ РС(Я), о чем составлен протокол, из которого следует, что кворум имеется. Из пункта 3.3 протокола заседания Правления ГКЦ РС(Я) от 25 мая 2020 года следует, что заявление на открытие дела по установлению тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год было представлено 07.05.2020 года. Заявление АО «Сахаэнерго» представлено по результатам выигрыша в конкурсе на право заключения договора аренды государственного имущества (вскрытие конвертов от 21.04.2020), в связи с чем регулирование тарифа осуществляется как для впервые регулируемой организации (п.4.1 протокола Правления ГКЦ РС(Я)).
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2020 года №47 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год» ( с учетом изменений, внесенных Постановлением №57 от 15 июня 2020 года в связи с допущенными техническими ошибками) Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год согласно приложению к настоящему постановлению.
Установлен одноставочный тариф в размере 44.91 руб./кВТ*ч. и ставка стоимости единицы электрической мощности в размере 19 508,72 руб./кВТ*мес.
Пунктом 2 постановления определено, что тарифы, установленные в пункте 1 указанного постановления, действуют с 25 мая 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Текст документа был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации по ссылке http://publication.pravo.gov.ru(Зарегистрирован 28.05.2020 № КР140142020275).
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике") (далее по тексту - Основы ценообразования) закрепляет определение ценообразования как - процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).
ГКЦ РС(Я) в данном случае выбран метод экономически обоснованных расходов.
Как усматривается из материалов дела, изначально по статье "арендная плата»" АО «Сахаэнерго» включило в расчет расходы в сумме СУММА. за аренду имущественного комплекса «Энергоцентр с газотурбинной электростанцией мощностью 195кВт». При этом перечень арендуемого имущества используемых для производства и передачи электрической энергии состоит из 18 наименований недвижимого имущества (л.д. 78). Органу регулирования был представлен протокол рассмотрения аукционной комиссией конвертов на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды государственного имущества Республики Саха (Якутия) и договор аренды недвижимого имущества, являющегося собственностью РС(Я) от 01 мая 2020 года. Пунктом 2.2 указанного договора предусмотрена сумма арендных платежей в квартал КВАРТАЛ руб., в год ДОГОВОР руб.
Из договора аренды от 01.05.2020 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я) сдает, а АО «Сахаэнерго» принимает в срочное возмездное владение и пользование государственное имущество Республики Саха (Якутия) – имущественный комплекс, расположенный по адресу: РС(Я), Кобяйский улус, с. Кальвица, транформаторные подстанции, линии электропередач, наружные сети канализации, газоснабжения, теплоснабжения и др. Из приложения № 1 к указанному договору аренды следует, что переданный в аренду комплекс состоит из 19 объектов недвижимого имущества.
По причине того, что арендованное имущество вырабатывает и электрическую энергию и тепловую энергию, общая сумма распределена на 2 вида деятельности: на производство электроэнергии - СУММА., на производство теплоэнергии - ТЕПЛО руб..
ГКЦ РС(Я) расходы по уплате арендной платы указанного недвижимого имущества не приняты со ссылкой на подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования. Указано, что в состав НВВ включаются расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Орган регулирования пришел к выводу, что в данном случае расходы на аренду имущества не могут быть учтены в НВВ организации, поскольку имущественный комплекс Энергоцентра является государственным имуществом, на который амортизация не начисляется, налоги на имущество, на землю и другие обязательные платежи собственником имущества не уплачиваются.
Суд находит указанный вывод регулирующего органа обоснованным.
В рассматриваемом случае заявителем к включению в тариф заявлена вся сумма арендной платы по договору аренды без указания величины амортизации и размера налога на имущество организации.
При этом размер арендной платы установлен согласно отчетам о рыночной стоимости годовой арендной платы ЗАО «СВРК» от 28.11.2029 № ... и ООО «Эксперт» от 10.02.2020 № ....
Из указанных отчетов видно, что размер арендной платы исчислен без учета амортизации, налога на имущество и других обязательных платежей, полагающихся уплате арендодателем.
В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований настоящей Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).
Судом установлено, что в Республике Саха (Якутия) отсутствует нормативный правовой акт по бюджетному учету казны и Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) не производит начисление амортизации на имущество государственной казны, переданное АО «Сахаэнерго» по договору аренды.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
В связи с указанным НВВ общества подлежал уменьшению органом регулирования на размер амортизации Энергоцентра с. Кальвица и сетей теплоснабжения, созданных за счет средств бюджетного финансирования.
В этой части правовая позиция суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 августа 2019 года № 75-АПА19-11.
Судом также установлено, что имущество, переданное в аренду АО «Сахаэнерго» налогообложению налогом на имущество не подлежит.
Так, Министерством финансов Российской Федерации в письме от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 разъяснено, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.
Данных о том, что собственник имущества уплачивает налог на землю и другие обязательные платежи не представлено.
Довод представителя ПАО «Якутскэнерго» и представителя истца о том, что арендная плата относится к обязательным платежам, является необоснованным. В подпункте 5 пункта 18 Основ ценообразования речь идет об обязательных платежах, установленных законодательством Российской Федерации. Арендная плата, установленная договором аренды, не может расцениваться как обязательный платеж, установленный законодательством РФ.
Ссылка представителя истца в обоснование требований на то, что затраты по арендной плате имущественного комплекса Энергоцентр с. Новая Кальвица в размере СУММА., являются расходами, связанными с производством и реализацией и уменьшают налоговую базу налога на прибыль, что влечет включение этих расходов, согласно пункту 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку, не свидетельствует о неправомерности действий ответчика по исключению из НВВ общества арендной платы.
Так, пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе прочие расходы.
К прочим расходам пункт 28 Основ ценообразования относит и расходы на аренду объектов электроэнергетики. При этом подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования установлено, что расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, регулирующим органом определяются исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
В связи с указанным, суд приходит к выводу, что орган регулирования правомерно исключил из необходимой валовой выручки расходы общества на арендную плату, поскольку амортизация арендатору не начислялась, налоги на имущество, на землю и другие обязательные платежи собственником имущества не уплачивались и, соответственно, не включались в арендную плату.
Следовательно, орган регулирования правомерно рассчитал заявителю размер тарифа, исключив расходы по арендной плате.
Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Сахаэнерго» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании не действующим в части постановление № 47 от 25 мая 2020 года «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год», отказать.
На решение может быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Решение в окончательной форме принято 17 сентября 2020 года.