Дело № 3а-52/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2022 года г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
с участием прокурора Обухова Р.В.,
при секретаре Быковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Городские электрические сети» к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
18 ноября 2019 года Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( далее - РСТ Югры) принят Приказ № 87-нп «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) поставляемую акционерным обществом «Городские электрические сети» потребителям, и о внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа - Югры» от 13.12.2018 № 111-нп «Об установлении тарифов на тепловую энергию ( мощность), поставляемую теплоснабжающим организациям потребителям.
Данным Приказом № 87-нп на период с 01 июля 2019 по 31 декабря 2023 года установлены одноставочные тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения, с календарной разбивкой на каждое полугодие, в том числе 2022 и 2023годы ( строки 1.1.4, 1.1.5, 1.1.10, 1.11 Приложения 1 к Приказу) и долгосрочные параметры регулирования.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.11.2019, в "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 30.11.2019, N 11 (часть II, том 4), ст. 1386
Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 14.12.2021 № 129-нп в приложение 1 к Приказу № 87-нп внесены изменения в связи с корректировкой установленных тарифов. Значения тарифов (строки 1.1.4, 1.1.5, 1.1.10, 1.1.11), установлены и введены в действие на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. с календарной разбивкой.
Приказ официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2021.
В настоящее время Приказ РСТ Югры от 18.11.2019 № 87-нп действует в редакции Приказа от 14.12.2021 № 129 – нп.
АО «Городские электрические сети» обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений просит признать противоречащим законодательству и недействующим Приказ РСТ Югры от 18.11.2019 № 87-нп ( в редакции от 14.12.2021) в части строк 1.1.4, 1.1.5, 1.1.0,1.1.11 приложения 1 ( далее –Приказ № 87-нп), возложении обязанности принять новый нормативный акт взамен оспариваемого( Т. 2 л.д. 292-293).
Указывает, на несоответствие Приказа № 87-нп п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 13, 71, 73, 57, 61 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пп. «л» п. 32, п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, п. 11.4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно- энергетических ресурсов», утвержденных приказом Росстата от 03.12.2021 № 866, п. 10.6 и приложению № 3 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов», утвержденным приказом Росстата от 28.11.2019 № 713, п. 53 и 56 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, п. 17 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 410.
В обоснование заявленных требований, с учетом дополнений ( Т. 2 л.д. 232-233) АО «ГЭС» ссылается на то, что тарифы на тепловую энергию являются экономически необоснованными, поскольку при корректировке расчета необходимой валовой выручки (далее-НВВ) регулятором не учтены расходы Общества на приобретение энергоресурсов, а именно: неверно определен переводной коэффициент натурального топлива в условное 1,164 и округлен до 1,16. Расчет переводного коэффициента административным ответчиком не приведен. По расчету Общества данный коэффициент составляет 1,159. В результате сумма непринятых к расчету НВВ затрат составила- 4998,42 тыс.руб; РСТ Югры принято к расчету стоимость нефти по субсчету 10.03.1 « Топливо на складе» в размере 13111,31 руб/тонна без учета фактически понесенные обществом затрат на нефть из расчета 15823,13 руб/тонна, определенных как отношение стоимости нефти, списанной в себестоимость, к количеству нефти. Сумма непринятых затрат для расчета корректировки НВВ составила 4901,87 тыс. руб. Также необоснованно произведена корректировка НВВ, в связи с неисполнением ( изменением) инвестиционных программ в 2020году в размере -94293,26 тыс. руб. Не учтены расходы за прошедший 2019 год.
В судебном заседании действующий на основании доверенности ( Т. 3 л.д. 240-242) представитель административного истца – ФИО1, поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям указанным в заявлении и дополнениях в нему.
Действующий на основании доверенности представитель административного ответчика – ФИО2 просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к нему (Т. 3 л.д. 1-20, 244-246, Т. 4 л.д.35-42).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3 (член Правления РСТ Югры), ФИО4 (осуществляла проверку экспертного заключения) пояснили, что в порядке п. 52 Основ ценообразования производится ежегодная корректировка НВВ. Общество обратилось до 01.05.2021 года с заявлением на корректировку ранее установленных тарифов. Представленные обществом документы в электронном виде, а также дополнительно запрошенные регулятором были исследованы, проведена их экспертиза и составлено экспертное заключение, которое совместно с расчетом размера корректировки НВВ направлены обществу до заседания правления. Разногласий в части переводного коэффициента, размера корректировки по исполнению инвестиционных программ АО «ГЭС» не заявлялись.
При определении переводного коэффициента условного топлива в натуральное по факту 2020 года, РСТ Югры был применен плановый показатель переводного коэффициента, учтенный на 2020 год в значении 1,16442857143 (при проверки формулы), в связи с непредставлением АО «ГЭС» расчета среднего переводного коэффициента за 2020 год. Указание на округленное значение 1,16, не участвовавшее в расчете - это лишь результат установленной разрядности в процессоре Excel. Паспорта газа за 2020 год действительно были представлены Обществом, однако у РСТ нет обязанности самостоятельно производить какие-либо расчеты, возможна лишь проверка их обоснованности. Представленный Обществом расчет НВВ ( таблица Excel – приложение 5 к материалам тарифного дела на флеш-карте) содержит конкретные значения. Формулы расчета в ней нет, как получилось значение - 8113,19ккал/м3 - средняя калорийность газа за 2020 не понятно, расчет не представлен. В результате расходы на газ учтены в размере большем, чем заявлено самим обществом. Затраты на нефть определяются в соответствии с п. 56 Методики с учетом цены остатков топлива на начало отчетного периода и поступления топлива в течении отчетного периода. Обществом заявлены расходы только с одного склада (РТС-4) по самой высокой стоимости за тонну – 15 823,13 руб., без учета остатков на начало 2020 по всем 6 складам. Документы о внутреннем перемещении нефти между складами, списании нефти, исключительно со склада РТС – 4 на производство тепловой энергии Обществом не представлены. Общий объем расхода топлива определен РСТ Югры по всем складам с учетом остатков на 2020 на основании ОСВ по счету «20» и «10.03» и составил 10726,59 тонн, стоимостью - 140 639 643,33 руб. Средняя цена нефти составила 13111,30руб/тонну. Обществом заявлены расходы в сумме 28449,19тыс.руб., из расчета стоимости 15823,13 руб/тонн, РСТ Югры учтены в сумме 23699,91 тыс. руб. из расчета 13 111,31 руб/тонну.
При формировании тарифов на 2020 год РСТ Югры приняты расходы согласно финансовому плану инвестиционных программ, в размере 338 136,00 тыс. руб. Приказами Депжкк и энергетики Югры от 05.03.2021 № ЗЗ-Пр-19, от 30.03.2021 № 33-Пр-30 в инвестиционные программы в сфере теплоснабжения на 2019-2029 годы, в сфере горячего водоснабжения на 2019-2027 годы внесены изменения. Указанная сумма не корректировалась, изменения произошли в части перераспределения денежных средств между отдельными мероприятиями инвестиционных программ. Размер фактического освоения средств, запланированных в инвестиционных программах на 2020 год, определен в сумме 223 088,89 тыс. руб. с учетом внесенных изменений. Необоснованными признаны расходы на сумму 112 809,31 тыс. руб., из которых - 49 673,95 тыс. руб. (не оспариваются Обществом), 63 135,36 тыс. руб. – затраты превышающие стоимость, определенную в утвержденных инвестиционных программах на 2020 год, затраты на мероприятия не предусмотренные программами в 2020 году, и по не исполненным мероприятиям. Размер корректировки НВВ, осуществляемой в связи с неисполнением (изменением) инвестиционной программы, с учетом исключения необоснованных расходов в сумме 112 809,31 тыс. руб., составил (- 94 293,26 тыс. руб). Тарифы на тепловую энергию на 2022 установлены с максимально возможным ростом с 01.07.2022 в размере 3,4% в рамках предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2021 года, установленного Постановлением Губернатора от 14.12.2018 № 127 во исполнение Правительства РФ от 30.10.2021 N 3073-р.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 5, п.1 1 ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, пп. 67 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ № 184 – ФЗ « Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ).
В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.04.2010 г. N 62-оз "О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.04.2010 г. N 67 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2012 г. N 137-п утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Согласно пункту 1 Положения Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с п. 5.3.2 Положения РСТ Югры устанавливает, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
РСТ Югры принимает нормативные правовые акты в форме приказов (п.5.3 Положения).
Для определения основных направлений деятельности РСТ и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется совещательный коллегиальный орган - правление общей численностью не более 9 человек. Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы (п.9 Положения).
В соответствии со статьями 42, 42.1 Закона ХМАО «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа–Югры» от 25.02.2003 года N 14-оз официальными изданиями ХМАО - Югры, в которых публикуются (размещаются) постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", газета "Новости Югры", «Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и "Информационно-аналитический интернет-портал ugra-news.ru ("Новости Югры")".
Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ч.2 ст.44 Закона ХМАО-Югры N 14-оз от 25.02.2003 года).
В соответствии с Постановлением администрации г. Нижневартовска от 26.04.2016 № 585 ( с последующими изменениями) «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации в границах муниципального образования города Нижневартовск» АО «Городские электрические сети» ( далее – АО « ГЭС») с 02.12.2019 является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения в границах муниципального образования город Нижневартовск, в вязи с чем деятельность общества подлежит государственному регулированию ( Т. 1 л.д.48)
Приказом РСТ Югры № 87 – нп от 18 ноября 2019 года установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую акционерным обществом «Городские электрические сети» потребителям на долгосрочный период регулирования – 2019-2023 годы, тарифы установлены методом индексации установленных тарифов ( п. 10.10. Концессионного соглашения).
14.12.2021 на заседании Правления РСТ Югры, при наличии кворума, с участием представителя АО «ГЭС» был принят Приказ № 129-нп, которым скорректированы тарифы на 2022-2023 на тепловую энергию (мощность), утвержденные Приказом РСТ Югры № 87-нп, и установлены на каждое полугодие 2022 и 2023г.:
-для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на территории города Нижневартовска одноставочный тариф на 2022год -1523,77 руб.\Гкал, 1575,51 руб.\Гкал ( строка 1.1.4); на 2023 год - 1757,51 руб/Гкал, 1632,16 руб.\Гкал ( строка 1.1.5);
- для населения, соответственно, на 2022 год - 1828,52 руб.\Гкал, 1890,61 руб.\Гкал; на 2023 год – 1890,61 руб.\Гкал, 1958,59 руб.\Гкал.
Приказ в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2021.
Таким образом, Приказ № 87 – нп (в редакции от 14.12.2021) издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, официально опубликован и по данным основаниям не оспаривается.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э. (далее - Методика)
Правила определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования. Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163.
Согласно п. 39 Правил решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 13, 15 Правил, регулируемая организация до 1 мая года, представляет в орган регулирования заявление об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в п. 16. Регулируемая организация по собственной инициативе может представлять иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов ( п. 17).
В соответствии с п. 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным п. 29 Правил.
В силу п. 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), который должен содержать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе протокол должен содержать основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Регламент, определяя порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен, также предусматривает право уполномоченных представителей регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), знакомится с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) (пункт 17).
Согласно п. 18, 22 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования, по форме в соответствии с приложением N 1 к Регламенту.
29.04.2021 АО «ГЭС» представило в регулирующий орган материалы для корректировки тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 с приложением на электронном носителе ( флеш- носитель обозревался в судебном заседании) на 4428 листах и дополнительно запрошенные регулятором материалы. ( Т. 1 л.д. 49).
РСТ Югры открыто дело № 125-2021 об установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в соответствии с п. 10.10. Концессионного соглашения, заключенного между муниципальным образованием город Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерным обществом «Городские электрические сети» и Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой 18.09.2019 сроком действия до 2044 года (далее - Концессионное соглашение).
В соответствии с требованиями Правил проведена экспертиза представленных документов и подготовлено экспертное заключение, которое вместе с протоколом рассмотрения сметы расходов было получено административным истцом своевременно, что не оспаривалось последним ( Т. 1 л.д. 35, 36-42).
14.12.2021 состоялось заседание правления РСТ Югры по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «ГЭС» потребителям на территории города Нижневартовска.
Как следует из экспертного заключения по экономической обоснованности затрат, выписки из протокола заседания Правления регулирующего органа от 14.12.2021 № 70, и не оспаривалось сторонами, обществом заявлены расходы, включаемые в необходимую валовую выручку ( далее- НВВ) на 2022 в размере 3877214,74 тыс.руб. Регулирующим органом НВВ определена в сумме 3368216,99 тыс. руб. и установлены тарифы на 2022, и плановый период – 2023годы с календарной разбивкой.
Оспаривая в судебном порядке снижение необходимой валовой выручки, общество ссылается на необоснованное отклонение РСТ Югры заявленных расходов на приобретение энергетических ресурсов в 2020г, в том числе: на газ, на нефть, а также необоснованную корректировку НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы с отрицательным значением.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся принципы обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (п.1); обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п.2) и обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (п.3).
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой (НВВ) является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, осуществляется в соответствии с п. 12 Методики № 760-Э, с учетом оценки экономической обоснованности расходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из содержания экспертного заключения следует, что обществом заявлены расходы на приобретение энергетических ресурсов в 2020г, в том числе: на газ – 1064548,98тыс. руб., учтены РСТ Югры в сумме 1067162,63 тыс.руб., т.е. больше на 2613,65 тыс. руб; на нефть в сумме 28449,19тыс.руб., из расчета стоимости 15823,13 руб/тонну, учтены РСТ Югры в сумме 23699,91 тыс. руб. из расчета 13 111,31руб/тонну; а также расходы на исполнение нвестиционных программ в сумме - 335898,2 тыс. руб., принято РСТ Югры - 223088,89тыс. руб.
Определение размера корректировки приведено в таблице ( Т.3 л.д. 65), в которой отражены все показатели.
Административным истцом заявлены разногласия в части принятого РСТ Югры в расчетах переводного (калорийного) коэффициента условного топлива (газ) по факту 2020 года в значении 1, 16 вместо 1,159.
В соответствии с п. 4.8 Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанных Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, переводной коэффициент рассчитывается как отношение низшей теплоты сгорания условного топлива (для 1 м3 газообразного топлива : 7000 Ккал) к низшей теплоте сгорания натурального топлива, определяемой по результатам лабораторных исследований.
В целях определения объема потребляемого топлива в натуральных единицах измерения (для газа - в тыс. м3) необходимо рассчитать удельный расход натурального топлива (газ) на отпущенную в сеть тепловую энергию (далее - НУР натурального топлива), путем деления НУР условного топлива на переводной коэффициент.
Из экспертного заключения (Т. 1 л.д. 32,39 оборот п. 3.1.1.4) следует, что при определении объема топлива переводной коэффициент принят 1,16 согласно паспортам газа за 2020год.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, подтверждается показаниями свидетелей, что при определении объема топлива на 2022 год РСТ Югры принят плановый показатель переводного коэффициента, установленный на 2020 год в значении 1,16442857143, ввиду непредставления Обществом расчета среднего переводного коэффициента за 2020г.
В материалы тарифного дела Обществом представлен расчет корректировки НВВ на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2020 году с указанием общей суммы скорректированных фактических расходов на приобретение газа без составляющих расчета (Т. 3 л.д. 68, 69).
Смета расходов, связанных с производством тепловой энергии в формате Excel ( приложение 5 форма 3 на флеш-карте ( Т. 3 л.д. 247, в бумажном виде - Т. 3 л.д.70), представленная обществом имеет лишь итоговые значения, в том числе переводного коэффициента с разрядностью до двух знаков после запятой, - 1,16, средней калорийности газа за 2020 (низшая теплота сгорания) - 8113,19ккал/м3, не подтвержденные расчетами.
В данной связи, у РСТ отсутствовала возможность проверить заявленное обществом значение переводного коэффициента 1,16.
Расчет переводного коэффициента 1,159 приведен Обществом лишь в административном заявлении, основан на данных паспортов качества газа за 2020 год и имеет арифметическую ошибку.
Среднее значение калорийности газа (низшей теплоты сгорания) за 2020 на основании данных паспортов газа составляет 8121,16 вместо 8113,19 (8130+8120+8120+8118+8136+8140+8150+8130+8120+8100+8100+8090=97454:12 = 8121,16).
Таким образом, заявленный АО «ГЭС» переводной коэффициент 1,159, основанный на неверно определенном значении калорийности газа (низшей теплоты сгорания), не подлежал применению при расчетах фактических затрат на приобретение газа.
Доводы административного истца о наличии у регулятора необходимых документов для самостоятельного расчета переводного коэффициента, при условии, что самим обществом такой расчет не представлен, противоречат п. 16, 17, 20 Правил.
При таком положении суд считает правомерным использование РСТ Югры при определении фактических расходов на топливо(газ) за 2020 год планового показателя переводного коэффициента, учтенного на 2020 год который не может являться предметом проверки при рассмотрении настоящего дела.
В судебном заседании установлено, что РСТ Югры в расчетах фактических затрат на приобретение газа применила переводной коэффициент 1,16442857143, и его отражение в таблицах с округлением до 1,16 на итоговый результат не повлияло. В связи с чем ссылки административного истца на необоснованное занижение затрат на газ подлежащих учету в НВВ в сумме 4 998,42 тыс. руб. в результате округления переводного коэффициента до 1,16, своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
РСТ Югры определила фактические затраты на приобретение газа в 2020 в размере большем чем заявлено обществом на 2613,65 тыс. руб., следовательно, у регулируемой организации экономически обоснованные убытки не возникли.
Также являются несостоятельными и подлежат отклонению доводы административного истца о необоснованном определении РСТ Югры затрат на нефть из расчета 13111,31 руб/тонну по субсчету 10.03. « топливо на складе» без учета данных счета 20 «Основное производство» и иных первичных бухгалтерских документов, подтверждающих размер фактически сложившихся затрат на нефть в 2020 исходя из стоимости 1 тонны 15 823,13 руб.
В соответствии с п. 56 Методики № 760-э цена расхода топлива определяется с учетом цены остатков топлива на начало отчетного периода и поступления топлива в течении отчетного периода.
АО «ГЭС» в подтверждение экономического обоснования затрат нефти на производство тепловой энергии были представлены оборотно-сальдовые ведомости (далее - ОСВ) по счету 20 «основное производство» и субсчету 10.03. «Топливо на складе»; описание технологического процесса производства тепловой энергии; счета- фактуры на приобретение топлива; расчет среднегодовых цен на топливо (в т.ч. нефть) на 2022-2023 г., смета расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии на 2021 - 2023 годы в сфере теплоснабжения в формате Excel ( приложение 5 форма 3 на флеш-карте) ( Т. 3 л.д. 247).
Из содержания экспертного заключения, протокола заседания правления № 70, следует, что отказывая во включении для расчета корректировки НВВ затрат на нефть в сумме 4901,87 тыс. руб., РСТ Югры исходило из данных представленных обществом обортно-сальдовых ведомостей по счету «10.03.» ( далее – ОСВ), согласно которому средняя цена списания составила 13111,31 руб/тонну и отсутствия документально подтвержденного экономического и технологического обоснования необходимости списания нефти на производство тепловой энергии по цене 15823,13 руб/тонну.
Свидетели ФИО3, ФИО4, допрошенные в судебном заседании пояснили, что все представленные Обществом документы были проанализированы и установлено, что расход нефти Обществом осуществляется с 6 складов хранения по цене от 31,77 до 20203,67 руб./тонну без НДС (графа «Обороты за период»/«Кредит»). Общий объем топлива по всем складам составил 10726,59 тонн, затрат - 140 639 643,33 руб. Средняя цена составила 13111,30руб/тонну (140639643,33р : 10726,59т). Однако обществом к учету заявлены затраты на сумму 28449185,96р. за 1797,949т. нефти ( т. 3 л.д. 84, 89) только с одного склада (РТС-4) по максимальной цене 15 823,13 руб./тонну без учета остатков нефти на начало 2020 года и доказательств, подтверждающих перемещение нефти между складами, передачу нефти на производство тепловой энергии исключительно со склада РТС-4.
В ходе рассмотрения дела установлено, и не оспаривалось представителем истца, что обществом никакие документы (помимо указанных выше), обосновывающие приведенные обстоятельства (перемещение нефти между складами, ее передачу на производство тепловой энергии исключительно со склада РТС-4), регулятору представлены не были.
Сведения ОСВ по счету «20» и «10.03» сами по себе без исследования первичных документов бухгалтерской отчетности (путевые листы, накладные, материальные отчеты, акты списания и т.п.), не подтверждают данные обстоятельства, а в описании технологического процесса производства тепловой энергии такие выводы не содержатся ( флеш- карта Т. 3 л.д. 247)
Доводы представителя АО «ГЭС» о том, что регулятором не были запрошены и исследованы первичные документы, подтверждающее внутреннее перемещение нефти между складами, в связи с чем к расчету приняты значения, превышающие фактическое количество нефти, приобретенное Обществом, отклоняются судом как основанные на неверном толковании положений п. 16, 17, 20 Правил регулирования цен (тарифов).
Мотивы принятия решения РСТ Югры приведены в протоколе заседания Правления № 70, а их более детальное описание зафиксировано в письменном отзыве административного ответчика и подтверждается показаниями свидетелей, в связи с чем доводы представителя АО «ГЭС» о нарушении регулятором пп. «л» п. 31, 33 Правил являются несостоятельными.
Установленные обстоятельства позволяют суду, без назначения по делу в порядке ст. 77 КАС РФ судебной экспертизы, согласится с выводами РСТ Югры об отсутствии экономического обоснования расходов по статье «затраты на приобретение энергетических ресурсов» в заявленном размере.
В части разногласий относительно корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на сумму 94 293,26 тыс. руб. суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя, в том числе расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы, которые учитываются в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных такой программой (пункт 74 Основ ценообразования).
Приказами Департамента жилищно- коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депжкк и энергетики Югры) от 30.10.2019 № 33-Пр- 130 и от 31.10.2019 № 33-Пр-131 утверждены инвестиционные программы в сфере теплоснабжения на 2019-2029 годы, в сфере горячего водоснабжения на 2019-2027 годы,
Согласно финансовому плану инвестиционных программ, расходы на их реализацию утверждены в размере 338 136,00 тыс. руб., в том числе по статьям: «Амортизационные отчисления» - 230 667,00 тыс. руб., «Нормативная прибыль» - 107 469,00 тыс. руб. и были учтены РСТ Югры при формировании тарифов на 2020 год при первоначальном регулировании.
Приказами Депжкк и энергетики Югры от 05.03.2021 № ЗЗ-Пр-19, от 30.03.2021 № 33-Пр-30 в инвестиционные программы в сфере теплоснабжения на 2019-2029 годы, в сфере горячего водоснабжения на 2019-2027 годы внесены изменения. Общая сумма затрат на реализацию программ (338 136,00 тыс. руб.) не корректировалась, произведено перераспределение денежных средств между отдельными мероприятиями инвестиционных программ.
Согласно п. 48 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, …, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием решения о внесении изменений в инвестиционную программу, учитывается при установлении (корректировке) тарифов.
К учету затрат для корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционных программ Обществом заявлено 335 898,20 тыс. руб.
В обоснование затрат представлена информация (в виде таблицы Т. 3 л.д. 106-107), из которой следует, что часть мероприятий выполнена с превышением запланированных расходов: по программе теплоснабжения ( далее – программа ТС) - п. 2.1.1, 3.1.1.10, 3.1.1.15, 3.2.3, 3.2.8; по программе горячего водоснабжения ( далее - программа ГВС) - п. 3.1.1.2, 3.1.1.7, 3.1.1.14, 3.1.1.15, 3.1.1.17, 3.1.1.18, 3.1.1.20, а мероприятия в п. 3.1.1.1 – 3.1.1.8 не запланированы программой ТС на 2020год, не исполнены мероприятия по п. 2.1.1, 2.1.2, 3.2.7 программы ТС, по п. 3.1.1.6 программы ГВС.
РСТ Югры размер фактического освоения средств, запланированных в инвестиционных программах на 2020 год определила в сумме 223 088,89 тыс. руб., исключив 112 809,31 тыс. руб., из которых расходы в сумме 49 673,95 тыс. руб. ( не оспариваются); 63 135,36 тыс. руб. – сумма затрат превышающих стоимость, определенную в утвержденных инвестиционных программах на 2020 год, затрат на мероприятия не предусмотренные программами в 2020 году, а также неисполненные ( приведены выше), в связи с чем доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.
Размер корректировки НВВ, осуществляемой в связи с неисполнением (изменением) инвестиционных программ, с учетом исключения необоснованных расходов составил 94 293,26 тыс. руб. со знаком «минус».
В соответствии с п. 52 Основ орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в том числе показатели утверждения или изменения в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию).
Согласно пункту 51 Методических указаний N 760-э формула расчета НВВ, принимаемой к расчету при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования, определяется в текущем году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов и включает помимо прочего расчет корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы. Как следует из формулы, предусмотренной пунктом 53 Методических указаний N 760-э, названная корректировка также рассчитывается как отношение объема фактического исполнения инвестиционной программы к плановому размеру финансирования инвестиционной программы с применением прочих элементов формулы.
Спор возник относительно указанного значения формулы.
По расчетам Общества, значение по стоимости, определенной в инвестиционных программах 2020 года с учетом 2019, составит 491158 тыс.руб., а значение корректировки – 198 714,18 тыс. руб. (Т. 1л. 13 административный иск).
Данный расчет объема фактического исполнения инвестиционных программ в размере 491158 тыс. руб. и обосновывающие его документы, в том числе за 2019 год, в материалы тарифного дела не представлялись, тарифным органом не проверялись, в связи с чем не могли быть учтены при расчете корректировки НВВ.
Разногласия по данной статье расходов связаны с тем, что Общество предлагает учитывать мероприятия, фактически произведенные вне рамок утвержденных уполномоченным органом инвестиционных программ на 2020 год, с превышением запланированных на 2020 год расходов на их выполнение, а также с учетом стоимости мероприятий предшествующих лет ( в частности 2019г), в связи с чем значение корректировки не может иметь отрицательный результат.
Такой подход АО «ГЭС» суд полагает основанным на неверном толковании приведенных норм права, предусматривающих учет при корректировки тарифов лишь тех мероприятий, которые произведены в рамках утвержденной уполномоченным органом инвестиционной программы.
Пункт 53 Методических указаний определяет формулу корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, которая предусматривает использование показателей только утвержденной инвестиционной программы.
В ходе рассмотрения дела административный истец не оспаривал то обстоятельство, что в 2021 году изменения в инвестиционные программы об увеличения расходов на выполнение мероприятий, в том числе не запланированных в 2020, в установленном законом порядке не утверждались.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией регулятора о необходимости применения размера корректировки необходимой валовой выручки на 2022, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год в размере «минус» 94 293,26 тыс. руб., определенной в соответствии требованиями п. 52 Основ и п.53 Методики.
Пунктами 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования бремя доказывания объема и экономической обоснованности расходов возлагается на регулируемую организацию, которая вправе знакомится с содержанием тарифного дела, заявлять несогласия с выводами экспертного заключения и расчетами тарифного органа а также по собственной инициативе представляет дополнительные документы и материалы, имеющие по ее мнению существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов). При этом законом не установлена обязанность органа регулирования по инициативному сбору обосновывающих материалов.
Регулятором в адрес АО «ГЭС» до даты заседания правления были направлены расчеты размера НВВ, экспертное заключение, а также расчет РСТ Югры размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с неисполнением инвестиционных программ за 2020 год.
Разногласия в части неправомерности применения переводного коэффициента при определении затрат на газ, исключения РСТ Югры из необходимой валовой выручки на 2022 год размера корректировки, в связи с неисполнением инвестиционной программы за 2020 год в сумме 94 293,26 не заявлялись, что подтверждается выпиской из протокола № 70 от 14 декабря 2021 года заседания правления РСТ Югры.
Поскольку на момент принятия оспариваемого Приказа, заявленные административным истцом расходы в общем размере 104193,55 тыс. руб. для учета корректировки НВВ не были экономически обоснованы и подтверждены (не приведены расчеты, не представлены необходимые документы), то они не подлежали включению в тариф на 2022 год, что соответствует требованиям пункта 12 Методических указаний, а также согласуется с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, закрепленными в ст. 3, 7 Закона о теплоснабжении.
Иное повлекло бы нарушение принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей, который достигается путем соблюдения установленного, в целях реализации требований ст. 157. 1 ЖК РФ, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.10.2021 N 3073-р предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре на второе полугодие 2022 установлен в размере 3,4 %.
Аналогичный размер предельного индекса для города Нижневартовска установлен Постановлением Губернатора от 14.12.2018 № 127.
Тарифным органом оспариваемые тарифы на тепловую энергию на 2022 установлены с максимально возможным ростом с 01.07.2022 в размере 3,4% в рамках предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2021 года.
Доводы представителя АО «ГЭС» о необходимости применения предельного индекса 3,6 %, установленного в таблице 8.1.1 ( объем валовой выручки) приложения 8 к концессионному соглашению ( Т. 2 л.д. 166), основаны на неверном толковании закона. Предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы и процент изменения объема валовой выручки Концессионера к предыдущему периоду финансирования, по своему правому смыслу не являются тождественными.
Доказательств того, что принятие оспариваемого нормативного правового акта привело к убыткам административного истца и недостаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в связи с чем нарушаются его права, суду не представлено.
Установленные по делу обстоятельства, в их совокупности, позволяют суду прийти к выводу о том, что при тарифном регулировании в 2022 году РСТ Югры нарушения требований законодательства не допущены, Приказом № 87 – нп (в редакции от14.12.2021) для АО «ГЭС» установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на 2022г и плановый период -2023г., в связи с чем оснований для признания его недействующим в оспариваемой части не имеется
При этом, суд отмечает, что в силу требований приведенных положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, тарифы на 2023 год, установленные оспариваемым приказом, применению в 2022 году не подлежат и на финасово-экономическую деятельности АО «ГЭС» не влияют, их корректировка органом регулирована будет осуществлена в 2022 году на основании результатов деятельности общества за 2021 год.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования истца о признании не действующим в части нормативного правого акта и производного требования об обязании ответчика принять нормативный акт, заменяющий оспариваемый не имеется
В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Городские электрические сети» о признании противоречащим законодательству и недействующим Приказа Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от 18.11.2019 № 87-нп ( в редакции от 14.12.2021) в части строк 1.1.4, 1.1.5, 1.1.0,1.1.11 приложения 1, возложении обязанности принять новый нормативный акт взамен оспариваемого – отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на Информационно-аналитическом интернет-портале ugra-news.ru ("Новости Югры") и в "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2022
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра подпись Л.С. Черникова
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра Л.С. Черникова