ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-52/2022 от 13.04.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

№ 3а-52/2022

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «13» апреля 2022 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Ермаковой К.В.,,

при участии прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании отдельного положения нормативного правового акта,

установил:

О. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, к министерству имущественных отношений Кировской области о признании недействующим пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 г. № 1418. В обоснование административного искового заявления указав, что он является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. <данные изъяты>. Указанное помещение необоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт <данные изъяты>), поскольку оно не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, ввиду того, что сведения, содержащиеся в техническом паспорте на помещение, утратили актуальность, а помещение фактически используется для размещения студии танцев. Включение имущества, принадлежащего ему, в названный Перечень объектов недвижимого имущества нарушает его права, как плательщика налога на имущество физических лиц.

Выслушав представителя административного истца О. – Д., поддержавшего доводы и требования административного искового заявления, представителя министерства имущественных отношений Кировской области – Н., указавшую на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Ш., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Помещение отнесено подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ к объектам налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.

Решением Кировской городской Думы от 25.11.2015 г. № 42/4 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие с 01.01.2016 г. на территории муниципального образования «Город Киров» налог на имущество физических лиц, а также определена ставка данного налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, которая в 2021 г. составляла 1,0 процент от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 г. № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 г. № 62-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, постановление Правительства Кировской области от 27.05.2015 г. № 40/272 признано утратившим силу.

В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области указанное министерство утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 г. № 1418 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Указанный нормативный акт опубликован на официальном информационном сайте министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru), который в соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 г. № 01-452, является источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 г. № 668-П министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области, постановление Правительства Кировской области от 27.05.2015 г. № 40/272 признано утратившим силу.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2021 г. № 81-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Кировской области в соответствии с подпунктом 3.3.4 которого к полномочиям министерства имущественных отношений Кировской области отнесено утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

В Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 127 кв.м (пункт <данные изъяты>), расположенное по адресу: <данные изъяты>.

Собственником названного объекта недвижимости является О.

Принимая решение о включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административный ответчик руководствовался сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и сведениями, содержащимися в документах технического учета на данное нежилое помещение.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 10.12.2021 г. нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 127 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты> значится как «нежилое помещение» и имеет наименование «помещение магазина».

По сведениям, содержащимся в техническом паспорте, составленном 28.04.2008 г. Кировским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», на помещение № <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 127 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты> данное помещение именуется как «помещение магазина», имеет назначение «торговое», использование «торговое, общественное питание».

В экспликации к поэтажному плану помещения входящие в него помещения имеют назначение «торговый зал» - 33,7 кв.м, «обеденный зал» - 65 кв.м, «доготовочный цех» - 10,4 кв.м, «склад», «туалет», «умывальная».

При этом, по данным технического учета площадь помещения предназначенного непосредственно для размещения торгового объекта составляет 26,5% от общей площади помещения, площадь помещений предназначенных для размещения объекта общественного питания – 59,3% от общей площади помещения.

Учитывая изложенное, вопреки доводам административного истца, анализ сведений, содержащихся в данных регистрирующего органа и документах технического учета (инвентаризации) позволял административному ответчику прийти к однозначному выводу о соответствии спорного нежилого помещения критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку указанные в названных документах сведения о наименовании и назначении помещения предусматривают занятие спорного помещения под торговые объекты и объекты общественного питания.

Нельзя признать обоснованными доводы административного истца относительно неактуальности сведений, содержащихся в техническом паспорте на нежилое помещение, поскольку на момент утверждения оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, технический паспорт, составленный 28.04.2008 г. Кировским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», на помещение № <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 127 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты> являлся официальным действительным документом, содержащим достоверные и актуальные сведения технического учета об указанном помещении.

Доказательств, опровергающих достоверность сведений, содержащихся в указанном техническом паспорте, а также сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на спорное нежилое помещение по состоянию на декабрь 2020 г., административным истцом суду не представлено.

В связи с чем, то обстоятельство, что 01.04.2022 г. отделением по Кировской области Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был составлен иной технический паспорт на спорное нежилое помещение с учетом внесенных в его конфигурацию изменений, и последующее внесение изменений о нем в Единый государственный реестр недвижимости не влияет на правильность выводов административного ответчика об отнесении в налоговом периоде 2021 г. данного нежилого помещения к объектам разрешенное использование или наименование которых предполагает размещение торговых объектов, объектов общественного питания.

Ссылки административного истца на то обстоятельство, что спорное нежилое помещение в период 2021 г. фактически не использовалось в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания правого значения для настоящего дела не имеет, поскольку по смыслу положений п. 1 ст. 378.2 НК РФ юридически значимым обстоятельством для отнесения нежилого помещения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является возможность использования данных объектов, исходя из их назначения, разрешенного использования или наименования, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания.

При таком положении, отнесение данного объекта недвижимости к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд признает соответствующим положениям статьи 378.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. 00 коп., относятся на него и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления О к министерству имущественных отношений Кировской области о признании недействующим со дня принятия пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 г. № 1418.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Мотивированное решение суда составлено 15.04.2022 г.

Решение26.04.2022