ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-52/2022 от 16.05.2022 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а-52/2022

УИД: 79OS0000-01-2022-000017-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Тимирова Р.В.

при секретаре судебного заседания Князь Т.В.

с участием:

представителя административного истца Стебловской Е.В.

представителя административного ответчика Хвостовой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Аквилон» к правительству Еврейской автономной области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аквилон» (далее - ООО «Аквилон») обратилась в суд с административным иском к правительству ЕАО об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, установленной в отчётах об оценке:

по состоянию на 04.04.2016:

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 82,9 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 2 274 000 руб.;

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 1 291 000 руб.;

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 47,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 1 264 000 руб.;

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 81,4 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 2 232 000 руб.,

по состоянию на 05.04.2016:

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 83,4 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 2 287 000 руб.;

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 1 291 000 руб.;

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,3 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 1 280 000 руб.;

жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> - в размере 2 243 000 руб.

Требования мотивированы тем, что результаты кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 05.04.2016.

Считает, что установление завышенной кадастровой стоимости указанных объектов нарушает его права, как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Полагает, что у него сохраняется возможность перерасчёта налога за последние три года.

Указывает, что в порядке досудебного урегулирования спора обращался в ОГБУ «Облкадастр», уведомлениями от 23.12.2021 ему было отказано в приёме заявлений, что послужило основанием для обращения в суд.

Определением суда от 21.03.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее - Управление Росреестра по ЕАО), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Еврейской автономной области.

В судебном заседании представитель административного истца Стебловская Е.В., действующая на основании доверенности от 09.03.2022, административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, указанным в административном исковом заявлении. Просила восстановить срок на обращение в суд с указанными требованиями.

Из отзывов директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЕАО ФИО1 от 28.03.2022, 12.05.2022 на административный иск следует, что кадастровая стоимость спорных жилых помещений была осуществлена 04.04.2016. Кадастровая стоимость определялась в соответствии с пунктом 3.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113. Постановлением правительства ЕАО от 26.09.2012 № 462-пп утверждены средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории ЕАО, для жилых помещений в кадастровом квартале № <...> значение среднего удельного показателя составляет 35 666,56 руб. Кадастровая стоимость определена путём умножения площади объектов капитального строительства на утверждённое значение удельного показателя. Против удовлетворения административных исковых требований не возражали.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Хвостова О.Н., действующая на основании доверенности от 05.05.2022, позицию, указанную в письменных отзывах директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЕАО ФИО1 поддержала по доводам, указанным в них.

Представители административных ответчиков правительства ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика правительства ЕАО ФИО2 в письменном отзыве просила в удовлетворении требований отказать, указывая, что на административном истце лежит обязанность доказать действительный размер рыночной стоимости жилых помещений на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя правительства ЕАО.

Из отзыва Управления Росреестра по ЕАО от 13.04.2022 на административный иск следует, что административный ответчик не препятствует административному истцу в реализации его прав. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со статьями 150, 247 (часть 4) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков правительства ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО.

Заслушав пояснения представителя административного истца Стебловской Е.В., представителя административного ответчика Хвостовой О.Н., исследовав письменные доказательства по административному делу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 06.08.2022, 13.08.2022 (т. 1 л.д. 10-49), ООО «Аквилон» является собственником следующих жилых помещений:

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 01.08.2018);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 11.08.2018);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 01.08.2018);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 04.08.2018);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 20.12.2017);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 15.12.2017);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 20.12.2017);

квартиры, расположенной по адресу: <...> (дата государственной регистрации права - 29.12.2017).

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ЕАО по состоянию на 04.04.2016 (дата определения кадастровой стоимости) путём умножения площади на утверждённое значение удельного показателя:

жилых помещений с кадастровыми номерами № <...> - в размере 2 956 757,82 руб.; № <...> - в размере 1 736 961,47 руб.; № <...> - в размере 1 701 294,91 руб.; № <...> - в размере 2 903 257,98 руб.,

по состоянию на 05.04.2016:

жилых помещений с кадастровыми номерами № <...> - в размере 2 974 591,1 руб.; № <...> - в размере 1 736 961,47 руб.; № <...> - в размере 1 722 694,85 руб.; № <...> - в размере 2 917 524,61 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости по жилым помещениям с кадастровыми номерами № <...>, № <...> - 04.04.2016, остальных поименованных - 05.04.2016.

Постановлением правительства ЕАО от <...>№ <...>-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест), расположенных на территории <...>» утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на <...>, применяемая с <...>, в том числе в отношении указанного выше жилых помещений в кадастровыми номерами: № <...> - в размере 3 318 356,85 руб.; № <...> - в размере 1 860 737,88 руб.; № <...> - в размере 1 822 529,71 руб.; № <...> - в размере 3 258 314,2 руб.; № <...> - в размере 3 377 745,04 руб.; № <...> - в размере 1 882 684,05 руб.; № <...> - в размере 1 867 220,52 руб.; № <...> - в размере 3 312 944,17 руб.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость указанных административным истцом жилых помещений с кадастровыми номерами № <...>, № <...> действовала в период с 04.04.2016 по 31.12.2021, остальных поименованных - с 05.04.2016 по 31.12.2021, и в настоящее время является архивной.

С административным исковым заявлением ООО «Аквилон» обратилось 21.03.2022, то есть после установления новой кадастровой стоимости спорных жилых помещений постановлением правительства ЕАО от 20.10.2021 № 399-пп.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.07.2020 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением правительства ЕАО от 01.06.2021 № 167-пп «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»» установлена дата перехода к применению на территории ЕАО положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01.08.2021.

Статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (пункт 2).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (п. 5).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 7).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ). При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установления рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчёте.

Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной статьёй 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.

Учитывая положения части 1 статьи 245 КАС РФ, абзаца второго пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, суд полагает, что срок для обращения в суд с указанным административным иском об установлении кадастровой стоимости жилых помещений подлежит восстановлению, требование ООО «Аквилон» о пересмотре кадастровой стоимости жилых помещений, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, поскольку у административного истца, как налогоплательщика, сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, а возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке статьёй 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй 64 данного Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 указанного Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии со статьями 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 Кодекса.

В силу п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 1.1 Закона ЕАО от 26.07.2006 № 737-ОЗ «О налоге на имущество организаций» в отношении жилых помещений налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Учитывая, что административный истец является собственником указанных в административном исковом заявлении жилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, его обращение с указанными выше требованиями соответствует положениям закона, в частности главе 25 КАС РФ, поскольку его результатамизатронуты права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.

В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорных объектов оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов оценки, равной их рыночной стоимости.

Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

В соответствии с абзацем 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 11Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки.

Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности).

Оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утверждённых саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчёт о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Оспаривая названную кадастровую стоимость, административным истцом представлены в суд отчёты об оценке объектов оценки - поименованных жилых помещений от 09.12.2021 № <...>, изготовленный оценщиком ФИО3 (свидетельство от 22.07.2020 № <...> о членстве в саморегулирующей организации оценщиков, регистрационный № <...> от 09.07.2007, квалификационный аттестат <...> от 20.05.2021 № <...>), согласно которым:

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 82,9 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 04.04.2016 установлена в размере 2 274 000 руб.;

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 04.04.2016 установлена в размере 1 291 000 руб.;

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 47,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 04.04.2016 установлена в размере 1 264 000 руб.;

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 81,4 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 04.04.2016 установлена в размере 2 232 000 руб.,

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 83,4 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 05.04.2016 установлена в размере 2 287 000 руб.;

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 05.04.2016 установлена в размере 1 291 000 руб.;

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,3 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 05.04.2016 установлена в размере 1 280 000 руб.;

рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...> по состоянию на 05.04.2016 установлена в размере 2 243 000 руб.

Отчёты содержат сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика с <...> по <...> включительно (сертификат к договору обязательного страхования ответственности оценщика № <...>).

В данных отчётах оценщика имеются все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых объектов и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО № 3)», утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.05.2015 № 299, оценщиком составлено точное описание объектов оценки. В отчётах представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых жилых помещений, в частности их площадь, год постройки, наличии инженерных коммуникаций и оборудования; количественные и качественные характеристики элементов, входящих в состав объектов оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объектов оценки; информация о текущем использовании объектов оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость.

В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 25.09.2014 № 611, оценщиком определён сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты (жилое помещение), произведён анализ рынка, ценообразующих факторов, внешних факторов, влияющих на их стоимость. Подробно описан процесс оценки объектов недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчётов, с обоснованием применения сравнительного подхода с последующим согласованием результатов, и отказа от применения затратного и доходного подходов.

В отчётах приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, содержатся таблицы, описания расчётов, сами расчёты и пояснения к ним.

Оценивая предоставленные административным истцом отчёты об оценке по правилам, установленным статьёй 84 КАС РФ, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что они отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности, мотивированы, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.

В связи с этим отчёты об оценке, изготовленные оценщиком ФИО3, является надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверный действительный размер рыночной стоимости поименованных жилых помещений.

Результатами оценки, указанными в представленных суду административным истцом отчётах, является рыночная стоимость объектов недвижимости.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчётах выводы об определении рыночной стоимости данных жилых помещений, административными ответчиками не представлено и по делу не имеется.

Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов недвижимости сторонами в суд не представлено, лица, участвующие в деле, возражений относительно предоставленных административным истцом отчётов об оценке не высказали.

С учётом того, что кадастровая стоимость спорных жилых помещений по состоянию на 04.04.2016, 05.04.2016 превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося их собственником, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ) было предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 11.08.2020 (за исключением некоторых положений), были внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон № 135-ФЗ и в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В новой редакции части 4 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Согласно новой редакции части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В связи с тем, что к спорным правоотношениям применяются положения статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в редакции, действующей с 11.08.2020, а также учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2020 утверждены постановлением правительства ЕАО «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест), расположенных на территории Еврейской автономной области» от 20.10.2021 № 399-пп, учитывая положения подпункта 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона о т 03.07.2016 № 237-ФЗ, период действия кадастровой стоимости жилых помещений с кадастровыми номерами № <...>, № <...> необходимо установить с 04.04.2016 по 31.12.2021, остальных поименованных - с 05.04.2016 по 31.12.2021.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Аквилон» к правительству Еврейской автономной области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 82,9 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.04.2016 года в размере 2 274 000 (два миллиона двести семьдесят четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.04.2016 года в размере 1 291 000 (один миллион двести девяносто одна тысяча) рублей 00 копеек.

Установленная решением суда кадастровая стоимость жилых помещений с кадастровыми номерами № <...>, № <...> подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 4 апреля 2016 года по 31 декабря 2021 года.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 47,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.04.2016 года в размере 1 264 000 (один миллион двести шестьдесят четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...> площадью 81,4 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.04.2016 года в размере 2 232 000 (два миллиона двести тридцать две тысячи) рублей 00 копеек.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 83,4 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.04.2016 года в размере 2 287 000 (два миллиона двести восемьдесят семь тысяч) рублей 00 копеек.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.04.2016 года в размере 1 291 000 (один миллион двести девяносто одна тысяча) рублей 00 копеек.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,3 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.04.2016 года в размере 1 280 000 (один миллион двести восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Установить кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 48,7 кв. метров, с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.04.2016 года в размере 2 243 000 (два миллиона двести сорок три тысячи) рублей 00 копеек.

Установленная решением суда кадастровая стоимость жилых помещений с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 5 апреля 2016 года по 31 декабря 2021 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единыйгосударственный реестр недвижимостисоответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости жилых помещений с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд Еврейской автономной области.

Судья Р.В.Тимиров

Мотивированное решение по делу составлено 19.05.2022.