Дело № 3а-531/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года город Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием представителей:
административного истца Волковой Е.Н. – Коловановой И.А.,
административного ответчика Архангельской городской Думы Ковтунюка Д.Л.,
административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Бровкина В.А.,
а также прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С., в отсутствие административного истца Волковой Е.Н., административных ответчиков главы муниципального образования «Город Архангельск», министерства строительства и архитектуры Архангельской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Волковой Е.Н. о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№,
установил:
решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» (далее по тексту также – Правила землепользования и застройки).
Решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями, внесенными решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, Правила землепользования и застройки изложены в новой редакции. Эти нормативные правовые акты официально опубликованы в печатном издании «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с девятым абзацем пункта 1 статьи 14 названных Правил землепользования и застройки (в редакции решения Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№) на карте зон с особыми условиями использования территории муниципального образования «Город Архангельск» по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности согласно приложению № отображаются, в числе прочего, границы шумовых зон от аэропорта, определенные в соответствии с рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума.
Статья 23 данных Правил землепользования и застройки (в редакции решения Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), имеющая наименование «Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах шумовых зон от аэропорта», предусматривает, что в шумовой зоне «Г» не допускается размещать: жилые здания, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, гостиницы, общежития. Допускается размещение административных зданий при обеспечении необходимой звукоизоляции. В шумовых зонах «Б» и «В» разрешается размещать: жилые здания, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, гостиницы, общежития при условии обеспечения повышенной звукоизоляции наружных ограждений.
Также на Карте зон с особыми условиями использования территории муниципального образования «Город Архангельск» по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности – приложении № к указанным Правилам землепользования и застройки отображены, в числе прочего, границы шумовых зон «Б», «В» и «Г» от аэропорта.
Волкова Е.Н., с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 118-121, том 2), обратилась в суд с административным иском о признании приведенных положений Правил землепользования и застройки противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование административного иска указала, что является собственником земельного участка из состава земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – для размещения объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. 12 февраля 2019 года ей было сообщено об отсутствии оснований для размещения на данном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, так как этот участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки находится в шумовой зоне «Г» аэропорта «Талаги». Полагает, что оспариваемые нормы Правил землепользования и застройки приняты с превышением предоставленных органам местного самоуправления полномочий, не соответствуют положениям статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушают ее право на возведение жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Административный истец Волкова Е.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца Колованова И.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Архангельской городской Думы Ковтунюк Д.Л., возражая против удовлетворения административного иска, полагал оспариваемый нормативный акт принятым уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры и в соответствии с действующим федеральным градостроительным законодательством.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Бровкин В.А. полагал обоснованными доводы административного иска об отсутствии принятого уполномоченным органом государственной власти документа, утверждающего границы зоны с особым правовым режимом в связи с расположением на территории названного муниципального образования аэропорта «Талаги».
Административные ответчики глава муниципального образования «Город Архангельск», министерство строительства и архитектуры Архангельской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статья 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
С 1 января 2019 года данные полномочия осуществляются уполномоченным органом государственной власти Архангельской области (глава VII.6 закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления»).
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждается представительным органом местного самоуправления.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что Правила землепользования и застройки, отдельные положения которых оспариваются административным истцом, приняты уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной градостроительным законодательством процедуры, опубликованы в установленном законом порядке.
Часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Как следует из представленных материалов, Волкова Е.Н. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> из состава земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: <адрес>. Уведомлением от 12 февраля 2019 года административному истцу отказано в размещении на этом участке индивидуального жилого дома, в том числе, в связи с тем, что он расположен в шумовой зоне «Г» от аэропорта «Талаги». Вступившим в законную силу 28 июня 2019 года решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 22 мая 2019 года это решение органа местного самоуправления признано соответствующим действующему законодательству, в частности, оспариваемым положениям Правил землепользования и застройки.
С учетом изложенного, Волкова Е.Н. в силу части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе оспорить Правила землепользования и застройки в судебном порядке по мотиву нарушения ее прав и законных интересов.
Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Как следует из части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе, в области федерального воздушного транспорта. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 5 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области, а также зоны с особыми условиями использования территорий отображаются в материалах по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт, которые прилагаются к схемам территориального планирования Российской Федерации (части 7 и 9 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, которой предусмотрено размещение на территории муниципального образования «Город Архангельск» и реконструкция отдельных объектов аэропортового комплекса «Талаги».
Раздел III «Характеристики зон с особыми условиями использования территорий» указанного распоряжения к числу таких зон относит приаэродромную территорию. При этом названным разделом определено, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приаэродромная территория аэропортового комплекса «Талаги» на картографическом материале, являющемся приложением к распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р, размещенном в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), не отображена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, (введенной в действие с 30 сентября 2017 года, т.е. действовавшему на дату введения в Правила землепользования и застройки оспариваемых правовых норм) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации определены виды подзон, которые могут выделяться на приаэродромной территории и в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Согласно подпункту 7 данной нормы к числу таких подзон относится седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460, выделение седьмой подзоны приаэродромной территории осуществляется по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.
Таким образом, территория, в границах которой установлен специальный правовой режим ввиду превышения уровня шумового воздействия воздушного транспорта, является не отдельной зоной, а составной частью (подзоной) приаэродромной территории, устанавливаемой решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Конкретные ограничения и запреты, составляющие правовой режим такой зоны, в частности, виды объектов, которые запрещается размещать в границах этой зоны в зависимости от их функционального назначения, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории (пункты 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 года № 1034-р аэропорт «Талаги», расположенный на территории муниципального образования «Город Архангельск», является государственным аэродромом совместного базирования Российской Федерации, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Аэропорт «Талаги» – аэродром первого класса, введен в эксплуатацию в 1962 году, с ДД.ММ.ГГГГ носит имя <данные изъяты>. Эксплуатацию имущества аэропорта осуществляет АО «<данные изъяты>» на основании заключенного с Минобороны России договора о совместной эксплуатации и содержании аэродрома «Талаги».
Из сообщения <данные изъяты>Е.Н. от февраля 2019 года следует, что приаэродромная территория аэродрома «Талаги» утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № и в плане имеет форму прямоугольника шириной 30 км и длиной 60 км (л.д. 214, том 2), что с очевидностью не соответствует оспариваемому в данном административном деле правовому регулированию.
Из сообщения войсковой части <данные изъяты> от 28 июня 2019 года следует, что проект решения об установлении приаэродромной территории аэропорта «Талаги», подготовленный в соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460, находится в стадии разработки в связи с необходимостью привлечения для выполнения расчетов седьмой подзоны приаэродромной территории данного аэропорта специализированной гражданской организации (л.д. 155, том 2).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками в нарушение требований части 1 статьи 62, части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств того, что отображение в документах территориального планирования муниципального образования «Город Архангельск» границ шумовых зон аэропортов, а именно аэропорта «Талаги», как и содержание специального правого режима этой территории, включая запрет на размещение в данной зоне определенных объектов, произведено в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обустановлении приаэродромной территории названного аэродрома.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что при рассмотрении данного административного дела нашел свое подтверждение тот факт, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, приняты с нарушением положений статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории», эти положения подлежат признанию недействующими.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает необходимым признать оспариваемые положения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных во втором абзаце пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 300 рублей в виде уплаченной при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины подлежат возмещению Архангельской городской Думой.
В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании – газете «<данные изъяты>» и на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск».
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Волковой Е.Н. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу девятый абзац пункта 1 статьи 14, статью 23 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Карту зон с особыми условиями использования территории муниципального образования «Город Архангельск» по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности – приложение № к Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, в части установления границ шумовой зоны «Г» от аэропорта и границ шумовых зон «Б» и «В» от аэропорта.
Взыскать с Архангельской городской Думы в пользу Волковой Е.Н. судебные расходы в сумме 300 рублей.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу в печатном издании – газете «<данные изъяты>» и на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск».
На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2019 года.
Судья Н.В. Лобанова