ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-531/2021 от 01.11.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело №За-531-2021

25OS0000-01-2021-000776-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С,,

с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,

представителя административного истца Ференец Е,М.,

представителя административного ответчика Селатьевой А.С,, представителя заинтересованного лица - Дробышевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Михайловского муниципального района Приморского края к Законодательному собранию Приморского края, заинтересованное лицо - Правительство Приморского края, о признании недействующим в части закона Приморского края от 26.12.2019г № 692-КЗ « об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае»

установил:

Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что часть 3 статьи 3 Закона Приморского края от 26 декабря 2019 № 692-КЗ противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части ограничения наличия потенциальных участников закупки границами муниципального образования, кроме того, формулировка «В случае отсутствия....» части 3 статьи 3 Закона Приморского края 26 декабря 2019 № 692-КЗ содержит правовую неопределённость, что порождает широту дискреционных полномочий с одной стороны и возможность применения санкций со стороны контролирующих и надзорных органов с другой стороны, поскольку не устанавливает критерий (например количество проведенных и признанных несостоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок торгов) по которым можно ссылаться на отсутствие участников закупок по проведенным торгам, что противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 № 247- ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» согласно которой «содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом»

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Просил признать противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 3 Закона Приморского края 26 декабря 2019 № 692- КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» как противоречащую части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, пункту 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; п.7 части 1, части 2 статьи 15, п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, приведя доводы изложенные в иске, а также в дополнениях к иску.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям изложенным в письменных возражениях а также пояснил, что по смыслу частей 2 и 3 статьи 3 (в оспариваемой редакции) Закона Приморского края № 692-КЗ реализация государственных полномочий в муниципальных образованиях должна осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно посредством муниципальной организации либо субъектами предпринимательства на основании заключаемых с ними органами местного самоуправления контрактов. Краевой законодатель не закладывал в данную норму смысл ограничивать наличие потенциальных участников закупки границами муниципального образования. Привязка к территории муниципального образования связана не с отсутствием организации или индивидуального предпринимателя как потенциального участника торгов, а отсутствием организации или индивидуального предпринимателя как исполнителей муниципальных контрактов по результатам торгов, осуществляющих мероприятия по реализации государственных полномочий на территории конкретного муниципального образования. В настоящее время внесены изменения в часть 3 статьи 3 Закона Приморского края № 692-КЗ, согласно которым в случае отсутствия организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципального образования деятельность по обращению с животными без владельцев на основании муниципальных контрактов, такие мероприятия на территории соответствующего муниципального образования осуществляются муниципальными организациями. Правовая неопределенность в оспариваемой норме, на которую ссылается административный истец, отсутствует ( отзыв прилагается).

Представитель Правительства Приморского края в судебном заседании также возражал по заявленным требованиям административного истца поскольку в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» именно к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по осуществлению полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Законом Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Приморского края наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев ( отзыв прилагается).

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.

Закон Приморского края № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» принят на заседании Законодательного Собрания Приморского края 18 декабря 2019 года большинством голосов от установленного числа депутатов (при наличии кворума), законодательные процедуры, предусмотренные Законом Приморского края от 22 декабря 2008 года № 373-КЗ «О законодательной деятельности в Приморском крае» и Регламентом Законодательного Собрания Приморского края, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 07.08.2002 № 36, соблюдены в полном объеме. Указанный Закон Приморского края подписан исполняющим обязанности Губернатора Приморского края А.А. Волошко,

В соответствии с положениями статьи 2 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года № 463-КЗ «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края» полный текст Закона Приморского края № 692-КЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации

http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Приморского края № 692-КЗ данный Закон вступил в силу с 1 января 2020 года.

В соответствии с подпунктом 82 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта

Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального округа, городского округа.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом федеральный законодатель решение вопроса в области обращения с животными отнес к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации которые, которые в свою очередь, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов, что прямо предусмотрено подпунктом 6 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными не является закрытым, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренные частью 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ, входят в область обращения с животными, следовательно могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом Закон Приморского края № 692-КЗ принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Приморского края, процедура его принятия соблюдена, и в этой части не оспаривается.

Законом Приморского края от 22.09.2021 № 1155-КЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Приморского края «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» внесены изменения в статью 3 Закона Приморского края № 692-КЗ.

Закон Приморского края от 22 сентября 2021 года № 1155-КЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Приморского края «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» 23 сентября 2021 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://ww\v.pravo.EOv.ru и вступил в силу в этот же день.

В соответствии с положениями части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Приморского края № 692-КЗ с 1 января 2020 года органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

6) умерщление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 2 указанной статьи мероприятия по реализации государственных полномочий могут проводиться:

1 организациями, индивидуальными предпринимателями,

осуществляющими мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2)муниципальными организациями.

в соответствии с внесенными изменениями в статью 3 Закона Приморского края № 692-КЗ в случае отсутствия организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципального образования деятельность по обращению с животными без владельцев на основании муниципальных контрактов, такие мероприятия на территории соответствующего муниципального образования осуществляются муниципальными организациями.

Таким образом оспариваемая норма не содержит конкретного указания органу местного самоуправления создать муниципальную организацию, учитывает соблюдение законодательства о защите конкуренции в полном объеме и не влечет ограничение конкуренции в данной сфере. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия по реализации государственных полномочий на территории соответствующего муниципального образования силами муниципальной организации, в том случае, если частные организации не вышли на торги и не заключили муниципальный контракт, следовательно, нарушений антимонопольного законодательства не происходит, поскольку сначала выявляются субъекты, указанные в пункте 1 части 2 статьи 3 Закона Приморского края № 692- КЗ посредством проведения конкурсных процедур, что способствует соблюдению конкуренции.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

Таким образом органы местного самоуправления наделены полномочия по созданию приютов для животных напрямую нормами Федерального законодательства, и действуя в пределах собственной компетенции вправе создавать муниципальные приюты в целях осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев посредством создания муниципальных организаций различных организационно- правовых форм (муниципальные предприятия, хозяйственные общества, автономные- бюджетные и казенные учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенщхй, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.

Законом Приморского края от 26 декабря 2018 года № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» утверждена Методика которая устанавливает порядок расчета субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Приморского края на реализацию государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Методика не предусматривает возмещения на расходы муниципального образования, связанные с осуществлением государственных полномочий, на создание (учреждение) муниципальной организации и ее содержание, вместе с тем, отсутствие в методике порядка возмещения расходов на создание (учреждение) муниципальной организации и ее содержание, об отсутствии одноименных государственных полномочий органа местного самоуправления не свидетельствует. Кроме того органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

По смыслу части 3 статьи 7 Закона Приморского края № 692-КЗ органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия по реализации государственных полномочий на территории соответствующего муниципального образования силами муниципальной организации, если частные организации не вышли на торги и не заключили муниципальный контракт.

Оспариваемая норма не вызывает неоднозначного толкования, какой-либо неопределенности.

С учетом изложенного суд считает заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Закон Приморского края № 692-КЗ принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию) и Федеральным законом от 27Л2.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178,180,215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований администрации Михайловского муниципального района Приморского края о признании недействующим в части закона Приморского края от 26.12.2019г № 692-КЗ « Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» - отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова