ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-531/2021 от 15.09.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-531/2021

[номер]

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород 15 сентября 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Беловой А.В.

при секретаре судебного заседания Шлокове А.А.,

с участием: прокуроров отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С., ФИО1, представителя административного истца ФИО10 представителя административного ответчика ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15.

Приказ Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/15 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 10 октября 2015 года.

Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16.

Приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 27 октября 2016 года.

Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17.

Приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 12 октября 2017 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 27 ноября 2018 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 декабря 2019 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 04 декабря 2020 года.

<данные изъяты> (далее также <данные изъяты> обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением с уточнениями о признании недействующими с момента принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17; пункты [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №СЛ-326-25615/18; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

В обоснование заявленных требований административный истец <данные изъяты> указал, что он является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер] общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер] общая площадь [номер] кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м. Здания расположены по адресу: [адрес], находятся на земельном участке с кадастровым номером: [номер] принадлежащем на праве собственности административному истцу.

В пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилые здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер] соответственно.

В пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилые здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер] соответственно.

В пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилые здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер] соответственно.

В пункты [номер], [номер][номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилые здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер] соответственно.

В пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилые здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер] соответственно.

В [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер][номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включены нежилые здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] соответственно.

Однако включенные в названные пункты Приложений объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают.

Указанные здания не являются административно-деловыми центрами и (или) торговыми центрами. Здания не предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Техническое состояние зданий не предусматривает размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Включение указанных объектов недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанных объектов недвижимости обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области суду предоставил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их опубликования на основании сведений государственного кадастра недвижимости, сведений единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как в отношении объектов недвижимого имущества, так и земельных участков, на которых они расположены, данных технической инвентаризации объектов недвижимости, открытых источников, размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в соответствии с условиями, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Просят в удовлетворении административного иска отказать. Указывают на то, что объекты расположены на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности». Суду предоставлены акты обследования зданий, составленные в 2021 году.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО12 просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнений и письменных пояснений, указав, что включенные в названные пункты Приложений объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают.

Представитель административного ответчика ФИО13 в судебном заседании просил заявленные требования административного истца оставить без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации ).

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).

На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 июня 2017 года №38, в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, в пункте 1 слова «министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области» заменить словами «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области».

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (пункт 4.31).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области; 2) нормативные правовые акты Губернатора области; 3) нормативные правовые акты Правительства области; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области» установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15, приказ от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16, приказ от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17, приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18, приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 и приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 10 октября 2015 года, 27 октября 2016 года, 12 октября 2017 года, 27 ноября 2018 года, 19 декабря 2019 года и 04 декабря 2020 года соответственно.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства, в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Между тем, спорные здания ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец <данные изъяты> является собственником следующих объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; нежилого здания с кадастровым номером: [номер], общая площадь [номер] кв.м, расположенного по адресу: [адрес].

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ФИО14 является 68.20 аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, спорный объект недвижимости с кадастровым номером [номер] расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер]. Указанный земельный участок был внесен в ЕГРН [дата] года с видом разрешенного использования «под здания и сооружения автобазы». Сведения о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] в ЕГРН отсутствуют. Из ответа федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области также следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о земельных участках, на которых расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер].

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

При этом действующее законодательство разграничивает вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и иные виды разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель.

Такой вид разрешенного использования земельного участка, как «под здания и сооружения автобазы», не предусматривает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области от [дата] года № [номер], объект недвижимости с кадастровым номером [номер] был внесен в ЕГРН [дата] года, как ранее учтенный с назначением «нежилое», наименованием «механическая мойка», [дата] года наименование изменено на «производственный склад»; объект недвижимости с кадастровым номером [номер] был внесен в ЕГРН [дата] года, как ранее учтенный с назначением «нежилое», наименованием «металлический гараж», [дата] года сведения о наименовании исключены, [дата] года внесены сведения о наименовании «здание»; объект недвижимости с кадастровым номером [номер] был внесен в ЕГРН [дата] года, как ранее учтенный с назначением «нежилое», наименованием «здание столовой», [дата] года наименование изменено на «производственный склад»; объект недвижимости с кадастровым номером [номер] был внесен в ЕГРН [дата] года, как ранее учтенный с назначением «нежилое», наименованием «механическая мойка», [дата] года наименование изменено на «производственный склад»; объект недвижимости с кадастровым номером [номер] был внесен в ЕГРН [дата] года, как ранее учтенный с назначением «нежилое», наименованием «отдельностоящее здание – баня», [дата] года наименование изменено на «производственный склад»; объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], были внесены в ЕГРН, как ранее учтенные.

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: город [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «крытая стоянка».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «контрольно-пропускной пункт».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: город [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «производственный склад». На даты включения в оспариваемые Перечни в ЕГРН наименование было указано как «механическая мойка».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «кабинет БД».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер] общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «здание».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: город [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «крытая стоянка».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «производственный склад». На даты включения в оспариваемые Перечни в ЕГРН наименование было указано как «здание столовой».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес] 12, имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «производственный склад». На даты включения в оспариваемые Перечни в ЕГРН наименование было указано как «механическая мойка».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: город [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «отдельностоящее здание - теплопункт».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «производственный склад». На даты включения в оспариваемые Перечни в ЕГРН наименование было указано как «отдельностоящее здание - баня».

Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером [номер], общая площадь [номер] кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «крытая стоянка № [номер]».

Суд полагает, что наименование зданий, имеющиеся в ЕГРН на даты включения в оспариваемые Перечни спорных объектов капитального строительства, как «крытая стоянка», «контрольно-пропускной пункт», «механическая мойка», «кабинет БД», «здание», «здание столовой», «отдельностоящее здание - теплопункт», «отдельностоящее здание - баня», без исследования технических характеристик находящихся в них частей помещений, недостаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

При рассмотрении дела установлено, что до [дата] года объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер][номер], [номер], [номер] находились в собственности <данные изъяты> Спорные здания расположены на закрытой территории с пропускным режимом.

Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: [номер], [номер][номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], были внесены в ЕГРН, как ранее учтенные на основании сведений, переданных Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ ([адрес]) в электронной форме в виде XML-файлов; объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: [номер][номер] были внесены в ЕГРН, как ранее учтенные на основании данных, поступивших из Управления Росреестра по Нижегородской области в электронной форме в виде XML-файлов; технические планы на данные объекты недвижимости в архиве филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области отсутствуют.

Из ответа на судебный запрос КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области», в архиве учреждения отсутствует учетно-техническая документация на объекты недвижимости, расположенные по адресу [адрес] с площадями [номер] кв.м; [номер] кв.м; [номер] кв.м; [номер] кв.м; [номер] кв.м., то есть на объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]

В предоставленных по запросу суда филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области копиях кадастровых дел учетно-техническая документация на указанные объекты капитального строительства также отсутствует.

Суд не может принять в качестве доказательств по делу предоставленные административным истцом технические паспорта на здания с кадастровыми номерами: [номер], [номер][номер], [номер], [номер], как подтверждающие технические характеристики частей помещений, находящихся в объектах капитального строительства с кадастровыми номерами: [номер][номер], [номер], [номер], [номер], поскольку предоставленные технические паспорта содержат информацию о площади указанных зданий, отличную от сведений, содержащихся в ЕГРН.

Из предоставленного по запросу суда КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» технического паспорта на здание, расположенное по адресу [адрес], площадью [номер] кв.м., то есть на здание с кадастровым номером [номер], составленного по состоянию на [дата] года, следует, что назначение указано «нежилое», использование «по назначению»; из экспликации к поэтажному плану следует, что в указанном здании поименованы следующие помещения: тамбур ([номер] кв.м.), кабинет ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м.), помещение ([номер] кв.м.), раздевалка ([номер] кв.м.).

Из предоставленного по запросу суда КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» технического паспорта на здание, расположенное по адресу [адрес], площадью [номер] кв.м., то есть на здание с кадастровым номером [номер], составленного по состоянию на [дата] года, следует, что назначение указано «нежилое», использование «по назначению»; из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что в указанном здании поименованы следующие помещения: мастерская ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), помещение [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), кабинет ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), туалет [номер] кв.м.), кладовка ([номер] кв.м.), тамбур [номер] кв.м.); назначение помещений указано как «производственные».

Из предоставленного по запросу суда КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» технического паспорта на здание, расположенное по адресу [адрес], площадью [номер] кв.м., то есть на здание с кадастровым номером [номер], составленного по состоянию на [дата] года, следует, что назначение указано «нежилое», использование «по назначению»; из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что в указанном здании поименованы следующие помещения: мойка ([номер] кв.м, [номер] кв.м.), бытовая [номер] кв.м.), кладовка [номер] кв.м., [номер] кв.м,, [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м.), бойлерная ([номер] кв.м.), эл.щитовая ([номер] кв.м.); назначение помещений указано как «производственные».

Из предоставленного по запросу суда КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» технического паспорта на здание, расположенное по адресу [адрес], площадью [номер] кв.м., то есть на здание с кадастровым номером [номер], составленного по состоянию на [дата] года, следует, что назначение указано «нежилое», использование «по назначению»; из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что в указанном здании поименованы следующие помещения: раздевалка [номер] кв.м.), душ [номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м.), помещение ([номер] кв.м.), трансф. ([номер] кв.м.), склад ([номер] кв.м.), коридор [номер] кв.м.), подсоб.помещене ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), мойка ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.); назначение помещений указано как «производственные».

Из предоставленного по запросу суда КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» технического паспорта на здание, расположенное по адресу [адрес], площадью [номер] кв.м., то есть на здание с кадастровым номером [номер] составленного по состоянию на [дата] года, следует, что назначение указано «нежилое», использование «по назначению»; из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что в указанном здании поименованы следующие помещения: гараж ([номер] кв.м.), слесарка ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.), токарный цех ([номер] кв.м.), раздевалка [номер] кв.м.), сварочный цех ([номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м., [номер] кв.м.); назначение помещений указано как «производственные».

Из предоставленного по запросу суда КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» технического паспорта на здание, расположенное по адресу [адрес], площадью [номер] кв.м., то есть на здание с кадастровым номером [номер], составленного по состоянию на [дата] года, следует, что назначение указано «нежилое», использование «по назначению»; из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что в указанном здании поименованы следующие помещения: бытовая [номер] кв.м.), кладовка ([номер] кв.м.), котельная ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м.), моторная ([номер] кв.м.).

Таким образом, исходя из анализа технической документации, суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади спорных зданий предусматривает или используется под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.

Назначение помещений поименованных как «кабинет», в технических паспортах на здания с кадастровыми номерами [номер] и [номер] и приложениях не определены, следовательно, исходя только из их наименования в техническом паспорте нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре. Термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является, исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведенное в технической документации на здания с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], назначение помещений, как «мастерская», «моторная», «мойка», «гараж», «слесарка», «токарный цех», «сварочный цех» не свидетельствуют об их предназначении для оказания бытовых услуг населению, что не позволяет однозначно отнести указанные объекты недвижимости к видам объектов, поименованных в статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в силу следующего.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (действующих на момент утверждения оспариваемых в части Перечней) правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.

Однако доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом указанные здания на момент включения в оспариваемые Перечни использовались для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком не представлено.

Доказательств того, что на момент включения в оспариваемые Перечни указанных объектов недвижимости Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области имело в наличии иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенные выше технические паспорта, составленные специалистами уполномоченного на то учреждения, материалы административного дела не содержат, как и не содержат доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 в действующей редакции предусмотрено, что уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год не проводились. Вышеуказанные объекты недвижимости были включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объектах недвижимости).

Судом при рассмотрении дела установлено, что в период рассмотрения настоящего административного дела уполномоченным органом проведены обследования спорных зданий, по результатам которых составлены акты: здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам не менее 20% общей площади ([номер]%) используется для размещения торговых объектов (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам не менее 20% общей площади ([номер]%) используется для размещения торговых объектов (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам не менее 20% общей площади ([номер]%) используется для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам не менее 20% общей площади ([номер]%) используется для размещения объектов бытового обслуживания (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам не менее 20% общей площади ([номер]%) используется для размещения объектов бытового обслуживания (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам менее 20% общей площади ([номер]%) используется для размещения объектов бытового обслуживания (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам здание не используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (акт от [дата], обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам менее 20% общей площади здания ([номер]%) используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер], согласно выводам здание не используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года); здания с кадастровым номером [номер] согласно выводам здание не используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (акт от [дата] года, обследование проведено [дата] года).

Указанные акты обследования зданий суд во внимание не принимает, так как, исходя из положений пунктов 9 и 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правовое значение имеет определение фактического использования объекта недвижимости на момент определения Перечней.

Из Справок от [дата] года, подготовленных <данные изъяты> о фактическом использовании объектов недвижимости с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер][номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], следует, что с [дата] года по [дата] года, фактическое использование указанных объектов недвижимости определено, как складское, производственное, к справкам приложены фотографии. Часть помещений в спорных зданиях сдается в аренду под размещение склада, что подтверждается предоставленными представителем административного истца договорами аренды.

Доводы письменного отзыва административного ответчика об обоснованности включения в оспариваемые Перечни спорных объектов недвижимости, поскольку они расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности», суд находит несостоятельными в силу следующего. Согласно ответа на запрос суда, подготовленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области, спорный объект недвижимости с кадастровым номером [номер] расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер] Указанный земельный участок был внесен в ЕГРН [дата] года с видом разрешенного использования «под здания и сооружения автобазы». Сведения о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] в ЕГРН отсутствуют. Из ответа федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Нижегородской области также следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о земельных участках, на которых расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер].

Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер][номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], принадлежащие на праве собственности административному истцу, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При этом, как уже было указано выше, на юридически значимые даты доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости под офис, объекты общественного питания, бытового обслуживания, либо торговый объект, в том числе, в значении более порогового значения, установленного статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат. При этом суд учитывает, что обследования спорных объектов недвижимости на предмет его фактического использования до утверждения Перечней не проводилось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт [номер], [номер], [номер][номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16; пункты [номер], [номер], [номер] раздела «[адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17; пункты [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №СЛ-326-25615/18; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влекут увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемой из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению: пункты [номер], [номер], [номер][номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, – признанию недействующими.

Определяя дату, с которой пункт пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год; пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год; пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 года соответственно), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.

Суд считает, что окончание 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов в данном случае само по себе не влечет необходимость прекращения производства по делу, так как не имеется правовых оснований, препятствующих рассмотрению данного дела по заявленным требованиям и принятию по нему судебного решения. Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов. Приказы Министерства от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15, от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16, от 14 сентября 2017 года, от 12.11.2018 года №Сл-326-25615/18, от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 на день рассмотрения настоящего дела не признаны утратившим силу. Учитывая, вышеизложенное, а также то, что обязанность по уплате налога за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 года и возможность его взыскания существуют, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения подлежат судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку были применены и могут быть применены к административному истцу, как к плательщику налога.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление <данные изъяты> - удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №СЛ-326-25615/18.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19.

Признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2021 года.

Судья А.В. Белова