Дело №3а-531/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 29 октября 2021 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при помощнике судьи Мещанской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации Архангельской Региональной общественной организации социального, экономического и культурного развития «Жизнь»,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Архангельской Региональной общественной организации социального, экономического и культурного развития «Жизнь» (далее – Организация, Общественное объединение) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц за основным государственным регистрационным №.
В обоснование заявленного требования указало, что Организация зарегистрирована в качестве юридического лица 7 февраля 2017 г. Основной государственный регистрационный № присвоен Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 17 февраля 2017 г. Ссылаясь на не устранение многочисленных и грубых нарушений, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), подзаконных нормативных правовых актов просит его ликвидировать.
Административный истец – Управление в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался по юридическому адресу. Судебное извещение административным ответчиком получено не было, поскольку возвращено Почтой России по истечении срока хранения. Сведений о перемене общественным объединением юридического адреса не имеется, следовательно, извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела суд признает надлежащим.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. №26, разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64) Управление Министерства юстиции России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является уполномоченным территориальным органом Минюста России по обращению в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Судом установлено, что согласно протоколу общего собрания членов Архангельской Региональной Общественной Организации «Армянской общины «Большая Армения» от 2 октября 2017 г. название указанной организации изменено на Архангельскую Региональную общественную организацию социального, экономического и культурного развития «Жизнь».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственной регистрации изменений Организации внесена в названный реестр 7 ноября 2017 г. за основным государственным №.
Адрес (место нахождения) юридического лица согласно сведениям, изложенным в ЕГРЮЛ: <данные изъяты>.
Управлением в рамках осуществления в 2020 г. контроля за деятельностью Организации, выявлено нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях) (непредставление информации о продолжении деятельности в 2020 г., а также отчетов по форме № ОН0003 за 2019 г.).
В связи с этим, Управлением 31 июля 2020 г. в адрес руководящего органа Общественного объединения вынесено письменное предупреждение (исх. №29/03-4485) со сроком устранения нарушения до 19 октября 2020 г. Указанное предупреждение, направленное по юридическому адресу Общественного объединения, возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.
Документы, необходимые для устранения нарушения требований законодательства Российской Федерации, в установленные предупреждением от 31 июля 2020 г. сроки в Управление не представлялись.
11 декабря 2020 г. Управлением в адрес Организации вынесено повторное письменное предупреждение (исх. № 29/03-7060) с установленным сроком для устранения нарушений до 29 января 2021 г. Указанное предупреждение, направленное по юридическому адресу Общественного объединения, возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.
Управлением в период с 5 февраля 2021 г. по 05 марта 2021 г. проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации. По результатам проверки Управлением выявлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации: абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (представление отчетных документов за 2017, 2018 гг. с нарушением установленных сроков, за 2019 г. отчетные документы не представлены), абзаца 3 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пункта 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организации, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 7 октября 2010 г. № 252 (несоблюдение Общественным объединением обязанности опубликования отчетов об использовании своего имущества на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx) за 2017 - 2019 гг. или обеспечения доступности ознакомления с отчетными документами в объеме сведений, представляемых в Управление).
В связи с изложенным, Управлением 5 марта 2021 г. в адрес руководящего органа Общественного объединения нарушений вынесено письменное предупреждение (исх. № 29/03-1206) со сроком устранения нарушений до 23 апреля 2021 г. Указанное предупреждение, направленное по юридическому адресу Общественного объединения, возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.
Документы, необходимые для устранения нарушения требований законодательства Российской Федерации, в установленные предупреждением от 5 марта 2021 г. сроки в Управление не представлялись.
21 мая 2021 г. Управлением в адрес Общественного объединения вынесено повторное письменное предупреждение (исх. № 29/03-2926) с установленным сроком для устранения нарушений до 30 июня 2021 г. Указанное предупреждение, направленное по юридическому адресу Общественного объединения, возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты.
Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).
При проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.
Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.
В частности, указанный в вынесенном в адрес религиозного объединения, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения политической партии либо другого общественного объединения или некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца, в адрес политической партии - не менее двух месяцев, в случае вынесения предупреждения об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64).
По мнению суда, сроки для устранения нарушений законодательства, указанные в предупреждениях являлись разумными, то есть предоставляли административному ответчику возможность их устранить.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Объективных причин, препятствующих Общественному объединению устранить выявленные нарушения по делу не усматривается.
До настоящего времени документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в предупреждениях от 31 июля 2020 г., 11 декабря 2020г., 5 марта 2021 г. и 21 мая 2021 г. Общественным объединением в Управление не представлены, что указывает на неоднократное нарушение требований законодательства. Предупреждения Общественным объединением не обжаловались.
Кроме того, в нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 38, абзаца 7 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пунктов 4, 7 распоряжения от 15 января 2021 г. № 9-р «О проведении плановой документарной проверки Архангельской Региональной общественной организации социального, экономического и культурного развития «Жизнь» Организацией оказано воспрепятствование законной деятельности представителям Управления при проведении вышеуказанной проверки, выразившееся в непредставлении запрашиваемых документов, что повлекло невозможность проведения и завершения проверки в полном объеме. Проверка проведена по имеющимся в Управлении документам.
2 июля 2021 г. в адрес Организации Управлением направлено уведомление (исх. № 29/03-3883) о приглашении 11 августа 2021 г. ее руководителя (либо представителя по доверенности) по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206, каб. 201 для составления протокола об административном правонарушении (в отношении должностного лица - председателя правления Общественного объединения).
Управлением в рамках осуществления контроля за деятельностью АРОО «Жизнь», выявлено повторное нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях (непредставление информации о продолжении деятельности в 2021 г., а также отчетов по форме № ОН0003 за 2020 г.).
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об общественных объединениях ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 Закона об общественных объединениях.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям является основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.
Неоднократность нарушений законодательства выражается в невыполнении Общественным объединением требований по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных Управлением в ходе проведения проверки, изложенных в предупреждениях от 31 июля 2020г., 5 марта 2021 г., а также в совершении Общественным объединением после вынесения в его адрес предупреждений об устранении нарушений закона иного нарушения действующего законодательства, указанного в предупреждении от 11 декабря 2020 г., от 11 мая 2021 г.
Противодействие проведению проверки повлекло невозможность всестороннего изучения Управлением деятельности Общественного объединения на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации Архангельской Региональной общественной организации социального, экономического и культурного развития «Жизнь» удовлетворить.
Ликвидировать Архангельскую Региональную общественную организацию социального, экономического и культурного развития «Жизнь» (основной государственный регистрационный №) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 8 ноября 2021 г.
Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин