Дело № 3а-531/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при секретаре Чечиль К.В.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года N 100; правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (в редакции решения городской Думы Краснодара от 22 июля 2021 года N 17 п. 19 "О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар"),
установил:
решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года N 100 п. 1 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар" утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар (далее по тексту - Генеральный план), согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами ........ отнесены к зоне озелененных территорий специального назначения.
Данное решение официально опубликовано в печатном издании "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", выпуск от 30 сентября 2020 года N 9 (261), и размещено на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru 9 сентября 2020 года.
Решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).
В указанное решение внесены изменения решением городской Думы Краснодара от 22 июля 2021 года N 17 п. 19 (далее по тексту - Решение городской Думы Краснодара от 22 июля 2021 года N 17 п. 19), согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами ........ отнесены к территориальной зоне С-3 - зоне зеленых насаждений специального назначения.
Решение городской Думы Краснодара от 22 июля 2021 года N 17 п.19 официально опубликовано в печатном издании "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", выпуск от 31 июля 2021 года N 8, и размещено на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru 26 июля 2021 года.
ФИО1 обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать не действующим решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года N 100 п.1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования г. Краснодар» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ........ к функциональной зоне «Зона озелененных территорий специального назначения»;
- признать не действующим решение городской Думы г. Краснодара от 30 января 2007 года N 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар», в редакции решения городской Думы г. Краснодара от 22 июля 2021 года N 17 п. 19 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ........ к территориальной зоне С-3 – Зеленые насаждения специального назначения.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ........, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "размещение административных зданий" и "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), обеспечение занятий спортом в помещения; для размещения объектов торговли", соответственно, расположенных по адресу: ............ Согласно ранее выданным градостроительным планам земельных участков оба участка были расположены в зоне ОД.2 – Общественно-деловая зона местного значения. В ответ на его обращения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отказал ему в изменении зон, ввиду завершения срока общественных обсуждений и утверждением Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Полагает, что оспариваемые положения Генерального плана Правил землепользования и застройки создают неопределенность правового режима земельных участков, препятствуют их использованию по целевому назначению, в том числе в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, что нарушает его права и законные интересы.
От городской Думы Краснодара, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства", поступили письменные возражения, в которых выражена позиция об отсутствии оснований для удовлетворения требований, изложенных в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представители, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар ФИО2 и ФИО3 поддержали позиции, изложенные в возражениях, просили в удовлетворении требований отказать.
Выступивший с заключением по делу прокурор Сидорова Л.Е. просила отказать в административном иске в полном объеме, полагая, что требования градостроительного законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены. Указала на приоритет публичных интересов муниципального образования при изменении правового регулирования земельных участков.
ФИО1, его представители, представитель городской Думы Краснодара, ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
Исходя из положений статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлена совокупность письменных доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия городской Думы Краснодара на принятие оспариваемого решения; форму и вид решения; процедуру принятия этого решения и введения его в действие, в том числе порядок опубликования, включая все стадии в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (принятие Проекта, проведение публичных слушаний, согласование Проекта с различными органами, голосование и т.д.).
Муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа Законом Краснодарского края от 10 марта 2004 года N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа".
Решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года N 11 утвержден устав муниципального образования "Город Краснодар".
Согласно уставу муниципального образования городская Дума Краснодара является представительным органом муниципального образования город Краснодар (часть 1 статьи 24); к компетенции которого отнесено, помимо прочего, утверждение генерального плана муниципального образования город Краснодар, правил землепользования и застройки (пункт 6 части 2 статьи 25).
Генеральный план и правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, часть 3 статьи 32 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 73 устава муниципального образования официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании город Краснодар (в газете "Краснодарские известия" и (или) в "Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар") (часть 4).
Как усматривается из материалов дела постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19 июня 2020 г. N 2307 по проекту Генерального плана назначено проведение общественных обсуждений, проходивших в период с 6 июля 2020 г. по 6 августа 2020 г. в каждом населенном пункте городского округа.
Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что процедура проведения общественных обсуждений, определенная названной выше нормой, а также Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 г. N 21 п. 1, была соблюдена.
Так, 26 июня 2020 г. проект Генерального плана, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, с информационными материалами размещены на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар, в период с 26 июня 2020 г. по 7 августа 2020 г. проведена экспозиция проекта.
Генеральным планом, утвержденным решением от 2 сентября 2020 г. N 100 п. 1 земельные участки с кадастровыми номерами ........ отнесены к зоне озелененных территорий специального назначения.
Из материалов дела усматривается и подтверждено сведениями департамента архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ........ в ходе проведения общественных обсуждений каких-либо предложений, заявлений не поступало.
Решением городской Думы Краснодара от 22 октября 2020 г. N 3 п. 5 в Генеральный план внесены изменения, которые обусловлены необходимостью исправления технической ошибки, не связанной с изменением функционального зонирования.
Данных о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений по проектам изменений генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа не имеется.
Процедура подготовки, принятия и опубликования оспариваемых решений городской Думы Краснодара неоднократно являлись предметом проверки судов и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.
Указанные решения являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом муниципальной власти, принятыми в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой, опубликованы надлежащим образом, что подтверждается судебной практикой, в том числе, вышестоящих судов (апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 г. № 66а-867/2023, от 26 января 2023 г. N 66а-159/2023, от 25 января 2023 г. по делу N 66а-173/2023).
С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 года № 2604-О и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 30-П признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами ........, что подтверждается Выписками из ЕГРН, договорами купли – продажи земельного участка от 17 июля 2021г. и от 29 февраля 2020 г.
Таким образом, истец вправе обратиться с настоящим административным иском в суд.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты, конкретизирующие положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 5, 7, 8 статьи 1, часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами ........ поставлены на государственный кадастровый учет 10 ноября 2015 г. и 17 августа 2010 г., относятся к категории земель - "земли населенных пунктов", имеют вид разрешенного использования: "размещение административных зданий" и "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); обеспечение занятий спортом в помещения, для размещения объектов торговли", соответственно. На момент разработки Генерального плана земельные участки были не освоены.
Ранее Генеральным планом муниципального образования города Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 года N 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», спорные земельные участки были отнесены к зоне транспортной инфраструктуры; Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 п. 6, вышеуказанные земельные участки отнесены к общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2).
Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, на земельные участки кадастровыми номерами ........ департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 8 ноября 2019 г. и 15 февраля 2021 г., соответственно, выданы градостроительные планы земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на вышеуказанные земельные участки не выдавались. В границах земельных участков документация по планировке территорий (проект планировки территории и проект межевания) отсутствует. Красная линия не установлена.
Как указывалось выше, оспариваемым Генеральным планом земельные участки с кадастровыми номерами ........ отнесены к функциональной зоне «Зона озелененных территорий специального назначения», Правилами землепользования и застройки - к территориальной зоне С-3 – Зеленые насаждения специального назначения.
Одним из принципов земельного законодательства пункт 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Суд признает, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.
Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ одной из целей определения назначения территорий в документах территориального планирования является обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Реализация генерального плана городского округа предполагает, в том числе подготовку и утверждение документации по планировке территории, принятие решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнение мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ).
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
Частями 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ предусмотрены меры по согласованию интересов общества и лиц, чьи права, основанные на существующем землепользовании, могут быть затронуты изменением правового режима земельных участков вследствие ведения градостроительной деятельности. В частности, допускается при соблюдении определенных условий эксплуатация земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. Таким образом, соблюдение баланса частных и публичных интересов при реализации положений генерального плана муниципального образования, которым установлены функциональные зоны, предусматривающие изменение существующего землепользования, обеспечивается, в том числе возможностью постепенного приведения условий эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
Обоснование необходимости увеличения числа озелененных территорий (их недостаточность согласно местным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2012 года N 32 п. 13) в границах муниципального образования город Краснодар Генеральным планом приведено.
В обосновании к генеральному плану муниципального образования город Краснодар (Том 1 стр.84) определен баланс территории муниципального образования город Краснодар согласно формам собственности: 50% находиться в собственности юридических и физических лиц, 45% в собственности РФ, 5% в собственности Краснодарского края и 3% в муниципальной собственности.
Таким образом функциональное зонирование указанной территории осуществлялось с учетом интересов муниципального образования город Краснодар и устанавливалось исходя из отсутствия свободных земель, находящихся в собственности муниципалитета.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
В соответствии со Стратегией инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года, утвержденной решением городской Думы Краснодара от 24 февраля 2011 г. № 8 п. 8 (далее - Стратегия), одной из основных экологических проблем Краснодара является сокращение лесопарковой зоны, а увеличение темпов строительства приводит к сокращению «зеленых зон», что отрицательно отражается на экологической обстановке города (раздел «Проблемы территориального развития города» Стратегии).
В качестве решения указанной проблемы подпунктом «е» пункта 5.2 Стратегии указано на необходимость проведения работ по сохранению и воспроизводству зеленого пояса города.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 16 июля 2019 г. № 1219-П «О мерах, принимаемых органами местного самоуправления в Краснодарском крае по сохранению зеленых зон, и о ходе исполнения Закона Краснодарского края «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» органам местного самоуправления в Краснодарском крае рекомендовано: не допускать сокращения территорий зеленого фонда муниципальных образований Краснодарского края; продолжить работу по сохранению зеленых насаждений, созданию особо охраняемых территорий местного значения, формированию земельных участков в границах зеленых зон и особо охраняемых природных территорий местного значения; установить в генеральных планах и правилах землепользования и застройки в отношении территорий, по которым приняты решения об образовании и наименовании территорий зеленого фонда, зоны рекреационного назначения, в том числе с учетом существующего землепользования, свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденная приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №820, классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540.
Таким образом, уполномоченные органы действовали в полном соответствии с установленной компетенцией. Целями уполномоченных органов при принятии решения о внесении изменений в генеральный план Краснодара в части спорных земельных участков были соблюдение баланса частных и публичных интересов, реализация вышеперечисленных правовых норм федерального и краевого законодательства, выполнение приоритетных задач территориального планирования, в том числе по сохранению окружающей среды, повышению привлекательности и рекреационного потенциала города, и в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими стратегию развития муниципального образования город Краснодар.
Подготовка генерального плана регламентирована, в том числе приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 10, которым установлены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (далее - Приказ № 10).
Разделом XV Приказа № 10 «Охрана окружающей среды» установлен перечень объектов в классе «Территории зеленого фонда городских и сельских поселений» и предусмотрено установление в генеральном плане такого вида территориальной зоны как «озелененные территории специального назначения», который, в свою очередь, имеет один из подвидов - «иные озелененные территории специального назначения».
Создание такого типа функциональной зоны генерального плана как «озелененная территория специального назначения» прямо предусмотрено подпунктом «а» пункта 139.3 раздела XV Приказа № 10 «Охрана окружающей среды», то есть, федеральным законодательством ответчику прямо предоставлено право устанавливать в генеральном плане функциональную зону «зона озелененных территорий специального назначения» для территории муниципального образования.
Таким образом, указание в Генеральном плане об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами ........ к функциональной зоне «Зона озелененных территорий специального назначения» с учетом приведенных конкретных обстоятельств дела нельзя считать произвольным и безосновательным. В свою очередь, несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе, в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ), что и было осуществлено городской Думой Краснодара в настоящем случае путем принятия 22 июля 2021 г. изменений в Правила землепользования и застройки.
Доводы ФИО1, что установление Генеральным планом, а затем и Правилами землепользования и застройки оспариваемых функциональной и территориальной зон, не предусматривающих ведения деятельности в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, привело к нарушению прав административного истца, суд находит подлежащими отклонению.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ.
Отнесение Генеральным планом принадлежащего административному истцу земельного участка к функциональной зоне «Зона озелененных территорий специального назначения» позволяет его использовать на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
Планируемое административным истцом фактическое использование земельного участка для размещения общественного здания и благоустройства территории не может свидетельствовать о нарушении положениями оспариваемых нормативных правовых актов прав и свобод административного истца.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять зонирование в документах территориального планирования муниципального образования исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
С учетом собранных доказательств в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ требования нормативных правовых актов соблюдены - принятые по вопросам градостроительной деятельности оспариваемые нормативные правовые акты содержат все подлежащие отображению сведения, не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Административным ответчиком соблюден приоритет публичной цели устойчивого развития территории, с учетом долгосрочного планирования развития городского округа в целом, оспариваемые нормы не противоречат градостроительному законодательству, определение функциональной и территориальной зоны для спорных земельных участков произведено не произвольно, в рамках создания условий для устойчивого развития входящих в состав муниципального образования территорий на планируемый срок развития.
Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим решения городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 года N 100 п.1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования г. Краснодар» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ........ к функциональной зоне «Зона озелененных территорий специального назначения»; признании недействующим решение городской Думы г. Краснодара от 30 января 2007 года N 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар», в редакции решения городской Думы г. Краснодара от 22 июля 2021 года N 17 п. 19 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами ........ к территориальной зоне С-3 – Зеленые насаждения специального назначения.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 31 июля 2023 года.
Судья