ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-534/17 от 21.07.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело № 3а-534/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 21 июля 2017 года

Волгоградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при секретаре Зубрилине Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП ФИО1, ИП ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по основанию оспаривания действий по изменению кадастровой стоимости,

установил:

индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились в Волгоградский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>

-признать незаконными действия Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда по изменению кадастровой стоимости участка на основании декларации,

-признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области по изменению кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих изменений в ЕГРН,

-обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области внести изменения в ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3433,80 руб.

В обоснование административного иска указали, что являются арендаторами данного участка с видом разрешённого использования по договору - эксплуатация здания картофелехранилища. Однако, административные ответчики в нарушение порядка оспаривания кадастровой стоимости, установленного ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности), 26 июля 2016 года изменили кадастровую стоимость земельного участка в размере 3433,80 руб., как было установлено в приказе Комитета по управлению имуществом Волгоградской области №46-н от 27 октября 2015 года на кадастровую стоимость в размере 3149184 руб., что нарушает их права арендаторов, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости участка.

Административный истец – представитель административного истца ФИО3 Г.Б. - ФИО1 поддержала уточнённые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица УФРС по Волгоградской области ФИО4 полагался при вынесении решения на усмотрение суда.

Административный истец ФИО3 Г.Б. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, доверила представлять интересы своему представителю ФИО1

Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда, заинтересованного лица Администрации Волгограда в судебное заседание не явились, требования не признали, сославшись на законность и обоснованность оспариваемых действий, подробно обосновав правомерность указанных действий в письменных отзывах и возражениях на административный иск.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о времени и месте рассмотрения дела извещен в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

Поскольку судом не признана обязательной явка не явившихся лиц, суд полагает на основании ч.4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материала дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м., расположенный по адресу: <.......> поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование- <.......>.-л.д.85-86,129-130.

Административные истцы на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого с администрацией Волгограда получили в пользование данный земельный участок. В соответствии договором и приложенном к нему расчётом, размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости участка –л.д.45-55.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года №46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3433,80 руб.-л.д.37.

В силу ч.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району(городскому округу).

Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности), на момент совершения оспариваемых действий, определял правовые основы регулирования отношений по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Так, ст.ст. 24.11-24.17 указанного закона устанавливают, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости. Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона. В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости. Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

Таким образом, указанные нормы (ст.24.11-24.17) регламентируют проведении очередной государственной кадастровой оценки объектов.

Между тем, ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности устанавливает порядок определения кадастровой стоимости после проведения очередной государственной кадастровой оценки, а именно вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В частности, эта статья(ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности) предусматривает, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно п.п. 1, 5.1.26 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1июня 2009 года №457 на данную федеральную службу возложены, в том числе функции по осуществлению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, которые Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии( Росреестра) от 26 декабря 2011 года № П/531 возложены на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При этом, п.п.11,13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года №316 с последующими изменениями и дополнениями предписывают, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными лицами. При проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешённого использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п.11,13 указанных Правил Минэкономразвития РФ своим Приказом от 12 августа 2006 года №222 утвердило «Методические указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»(далее Методические указания).

В соответствии с п.п.1.2,1.4 Методических указаний, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка, изменения вида разрешённого использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определённой категории земель, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, Методические указания конкретизируют положения ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, в частности определяют, что к изменению количественных характеристик земельного участка следует относить изменение площади земельного участка, а к изменению качественных характеристик –изменение вида разрешённого использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определённой категории земель.

В судебном заседании установлено, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области правомерно, в пределах предоставленных полномочий на основании заявления о кадастровом учёте изменений от 20 июля 2016 года № <.......> и декларации об изменении вида разрешённого использования, поданными Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда внесло в государственный кадастр недвижимости 26 июля 2016 года изменения в отношении вида разрешённого использования земельного участка с вида -«овощехранилища» на вид- «для размещения объектов инфраструктуры автомобильного транспорта» и определила кадастровую стоимость участка в связи с изменением его качественных характеристик, то есть вида разрешенного использования на основании акта № 1632 от 26 июля 2016 года по вышеуказанным нормам ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности и п.2.3.2 Методических указаний, установив кадастровую стоимость с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области №46-н от 27 октября 2015 года, в размере 3149184 руб., внеся её соответственно в государственный кадастр недвижимости-л.д.85-86,131-177.

При этом правомерность действий Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда на подачу указанного заявления о кадастровом учёте изменений от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> и декларации об изменении вида разрешённого использования земельного участка подтверждается следующим.

Как видно из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена-л.д.65-68, а следовательно в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», его распоряжение правомочна осуществлять администрация Волгограда как орган местного самоуправления, от имени которой в этих правоотношениях выступает Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (Закон Волгоградской области от 19 декабря 2014 года №175-ОД, Решение Волгоградской городской Думы от 24 июня 2015 года №31/973).

Согласно действовавшему на момент совершения оспариваемых действий п.3 ст.20 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»(далее Закон о кадастре), с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственник таких объектов недвижимости, иные лица.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с Градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов. Градостроительный регламент, являющийся составной частью Правил землепользования и застройки, представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков(ст.ст.1,30,37 Градостроительного кодекса РФ).

Любой вид разрешённого использования из предусмотренных для соответствующей территориальной зоны выбирается правообладателем без дополнительных разрешений и процедур согласования(ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ).

Так, согласно «Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», утверждённых Решением Волгоградской городской Думы от 15 сентября 2010 года №36/1087 с последующими изменениями, спорный земельный участок относится к 8.4.4.3. Зона производственных и коммунально-складских объектов 4 и 5 класса вредности(П1-3), для которой предусмотрены Градостроительным регламентом 15 разрешенных видов использования земельных участков, в том числе такой вид, как –для размещения объектов инфраструктуры автомобильного транспорта.

В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.

Для изменения вида разрешённого использования земельного участка, выбранного в соответствии с Градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учёте изменении объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешённого использования земельного участка (п.58 Требований к подготовке межевого плана, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года №412) и копия фрагмента Правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учёта при информационном взаимодействии в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года №618).

Вид разрешённого использования участка, учтенный в государственном кадастре недвижимости, должен соответствовать и фактическому использованию участка. При этом, законодатель при регулировании кадастровой оценки, устанавливает, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территорий. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (п.п.4,8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года №316).

Исходя из изложенного, поскольку предпринимательская деятельность административных истцов связана с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом-л.д.113-118, то Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда как распорядителем участка, государственная собственность на который не разграничена, правомерно и обоснованно выбран (заявлен и декларирован для изменения) такой вид разрешённого использования участка, предусмотренный Градостроительным регламентом, как –для размещения объектов инфраструктуры автомобильного транспорта-л.д.174-177.

Таким образом, административные ответчики при совершении вышеуказанных действий, в том числе оспариваемых, действовали согласно вышеуказанным правовым нормам, в пределах их компетенции и не нарушая установленных процедур совершения этих действий. А потому оснований для признания их незаконными не имеется.

Доводы административного истца о том, что при изменении кадастровой стоимости земельного участка была нарушена Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда процедура оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренная ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд полагает несостоятельными.

Так, в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривает два основания оспаривания: недостоверность сведений об объекте недвижимости и установление рыночной стоимости объекта.

Ни одного из данных оснований по делу не установлено.

Напротив, в судебном заседании установлено, что Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда был согласен с кадастровой оценкой, он лишь реализовал свои полномочия распорядителя участка на заявление и декларирования изменения вида разрешённого использования и приведение его в соответствии тем видом, который установлен Градостроительным регламентом для зоны расположения участка с учетом фактического использования участка административными истцами.

И именно для случаев изменения качественных характеристик участка-вида разрешённого использования, влекущих изменение кадастровой стоимости, законодатель установил порядок определения кадастровой стоимости, предусмотренный ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, который и был реализован полномочным органом- Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области.

Кроме того, административными истцами пропущен трехмесячный срок обращения в суд с данным иском, установленный ч. 1 ст.219 КАС РФ с учетом разъяснений п.п.1,4 Постановления Пленума Верховного суда РФ №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», поскольку они узнали об изменении кадастровой стоимости земельного участка в ноябре 2016 года, когда ознакомились с иском Администрации Волгограда о взыскании арендных платежей - л.д. 51-62, что ФИО1 не отрицала в суде, тогда как данный административный иск предъявлен в Волгоградский облсуд только ДД.ММ.ГГГГ-л.д.6

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

Административный иск ИП ФИО1, ИП ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по основанию признания незаконными: действий Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда по изменению кадастровой стоимости участка на основании декларации, действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области по изменению кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих изменений в ЕГРН, и обязывании внести изменения в ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3433,80 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: /<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>