ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-534/17 от 27.07.2017 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 27 июля 2017 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-534/17 по административному исковому заявлению ООО «Кубинская транспортная компания» о признании недействующим с даты принятия пункта 13 статьи 16.3 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», признании недействующим с даты принятия подпункта 17 части 1 статьи 16.5 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кубинская транспортная компания» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия пункта 13 статьи 16.3 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и признании недействующим с даты принятия подпункта 17 части 1 статьи 16.5 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

В административном иске указали, что Постановлением Московской областной думы от 14 апреля 2016 года № 3/162-П принят Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях». Закон подписан Губернатором Московской области 04 мая 2016 года за № 37/2016-ОЗ. Официально опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 13 мая 2016 года, и в «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 91, 24 мая 2016 года.

Согласно ст. 1.1. Закон № 37/2016-ОЗ Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Московской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель является организацией, основным видом деятельности которой является осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Московской области, имеющем лицензию на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В собственности Заявителя находятся пассажирские автобусы, которые осуществляют перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Заявитель является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом - Законом № 37/2016-ОЗ.

За нарушение норм, Законом № 37/2016-ОЗ административный истец подлежит привлечению к административной ответственности, как лицо, осуществляющее перевозку пассажиров на территории Московской области. Сотрудники Заявителя (водители транспортных средств, осуществляющие перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок) могут быть привлечены к административной ответственности за административные правонарушения предусмотренные ч. 2 ст. 8.1 Закона № 37/2016-ОЗ - невыдача пассажиру документа, подтверждающего оплату проезда в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, и (или) не предоставление пассажиру возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, водителем или иным лицом, ответственным за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда и ст. 8.5. Закона № 37/2016-ОЗ - получение водителем провозной платы с пассажира в процессе движения транспортного средства.

Привлечение к административной ответственности, составление протоколов об административных правонарушениях, вынесение постановлений по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания по части 2 статьи 8.1 Закона № 37/2016-ОЗ осуществляется сотрудниками Государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция», на основании Постановления Правительства МО от 26 декабря 2014 года № 1164/48 «О создании государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция» и Закона № 37/2016-ОЗ.

По мнению административного истца положения статей 16.3 и 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ, а именно п. 13 ст. 16.3 и п. 17 ст. 16.5, не согласуются с предписаниями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нарушают права и свободы административного истца, так как допускается реальная возможность необоснованного привлечения к административной ответственности и снижения уровня правовых гарантий в области законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.4, 1.6, 4.1 КоАП РФ.

Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения, организация дорожной безопасности, в том числе в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не с законодательством субъекта Российской Федерации.

Наличие нормативных правовых актов регионального уровня о регулировании пассажирских перевозок (постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 года № 24-ПП «Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы», постановление Правительства Москвы от 31 октября 2014 года № 643-ПП «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве» и т.д.) в том числе об административной ответственности, не свидетельствует о правомерности установления административной ответственности, поскольку названные правовые акты являются не чем иным, как воспроизведением и компиляцией приведенного выше федерального законодательства, имеют организационный характер и следовательно, их положения не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ).

В силу пункта «к», ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в п. 39 ч. 2 ст. 26.3 установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных правовых нормативных актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях - в соответствии с положениями статьи 1.3 КоАП РФ - относится установление:

общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

3. перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К предметам ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях подп. 1 п. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что субъектом Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации (пункт 1 постановления).

Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство предоставляет право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в области установления административной ответственности за нарушения законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По мнению административного истца, следует принимать во внимание, что реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормотворческих полномочий предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, имея в виду требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.

Положения оспариваемых статей 16.3, 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ не соответствуют статьям 22.1, 22.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23, в том числе:

федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (подп. 3 ч. 1 ст. 22.1).

Согласно пункту 3 части 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 ст. 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, для определения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях следует руководствоваться общими нормами ст. ст. 22.1, 22.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 22.2 КоАП РФ установлен перечень должностных лиц, уполномоченных от имени органов, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях.

В ч. 6 ст. 22.2 КоАП РФ прямо указано, что дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ.

При этом данная норма не является второстепенной по отношению к ст. 22.1 КоАП РФ, а наоборот, определяет конкретных полномочных лиц субъекта РФ и ограничивает возможность субъекта РФ предоставлять властные полномочия должностным лицам, не входящим в штат органов исполнительной власти субъекта РФ.

Анализ перечисленных норм КоАП РФ позволяет сделать однозначный вывод, что возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено федеральным законодателем к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 16.3 Закона № 37/2016-ОЗ дела об административных правонарушениях, предусмотренные указанным Законом рассматривают:

- учреждения, подведомственные центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, в соответствии с целями деятельности, определенными Правительством Московской области, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 17 ст. 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Законом, уполномочены составлять:

должностные лица учреждений, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, в соответствии с целями деятельности, определенными Правительством Московской области:

директор;

уполномоченные директором:

заместители директора;

начальники управлений;

заместители начальников управлений;

заведующие отделами (начальники отделов);

заместители заведующих отделами (начальников отделов);

консультанты;

старшие инспекторы;

инспекторы.

Привлечение к административной ответственности, составление протоколов об административных правонарушениях, вынесение постановлений по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания осуществляется сотрудниками Государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция», на основании Постановления Правительства МО от 26.12.2014 № 1164/48 «О создании государственного казенного учреждения Московской области «Административно- пассажирская инспекция» и Закона № 170/2006-ОЗ.

С положениями - пункта 13 статьи 16.3 и подпункта 17 пункта 1 статьи 16.5 Закона № 37/2016-03 – административный истец не согласен.

Законом Московской области от 19.07.2005г. № 185/2005-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 13.07.2005 № 18/147-П) определена система органов исполнительной власти.

Исполнительная власть Московской области осуществляется исполнительными органами государственной власти Московской области, составляющими систему, возглавляемую Губернатором Московской области, в которую входят: высший исполнительный орган государственной власти Московской области - Правительство Московской области; центральные исполнительные органы государственной власти Московской области: министерства, комитеты и главные управления Московской области; территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области (ч. 2 статьи 1 указанного закона).

Структура исполнительных органов государственной власти Московской области, в том числе подведомственность комитетов и главных управлений Московской области, а также государственных органов Московской области определяется Губернатором Московской области в соответствии с Уставом Московской области и системой

исполнительных органов государственной власти Московской области, установленной настоящим Законом.

Постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 № 221-ПГ (ред. от 22.03.2016) определена структура исполнительных органов государственной власти Московской области в составе Правительства Московской области и перечень должностных лиц, входящих в состав Правительства Московской области.

Указанная структура включает Министра транспорта Московской области заместителей министра транспорта Московской области, управления и отделы, территориальные отделы министерства транспорта Московской области.

В соответствии с разделом 3 указанного Постановления к центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Московской области отнесено Министерство транспорта Московской области.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 28.11.2007 № 905/28 (далее - Положение о Министерстве), министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере транспортно-дорожного комплекса Московской области.

Структура Министерства транспорта Московской области утверждена Приказом Министра транспорта МО от 29.08.2014 № 20П-151 «Об утверждении структуры Министерства транспорта Московской области».

Согласно пунктам 12.92, 12.93 Положения о Министерстве транспорта Московской области, в полномочия Министерства входит составление протоколов об административных правонарушениях на автомобильном, в том числе легковом такси, и наземном электрическом транспорте и рассмотрение дел об административных правонарушениях на автомобильном, в том числе легковом такси, и наземном электрическом транспорте в Московской области.

Соответственно, составление протоколов об административном правонарушении и рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначении административного наказания отнесены к компетенции Министерства транспорта Московской области, их структурных подразделений (управлений, отделов) территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, что соответствует положениям п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ.

По мнению административного истца, подлежат признанию недействующими пункт 13 статьи 16.3 и подпункт 17 пункта 1 статьи 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ, т.к. они противоречат федеральному законодательству, производство по делам об административных правонарушениях и применение мер административного принуждения являются выполнением государственных полномочий.

Анализ части 6 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливающий общее правило о составлении протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации, в ее взаимосвязи со статьями 1.1, 1.3, 13.6, 22.1 - 22.2 КоАП РФ, приводит к выводу, что таковыми выступают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия в соответствующей сфере социально-экономической сферах (в рассматриваемом случае это, должностные лица Министерства транспорта Московской области, действующие на основании Положения о Министерстве транспорта Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 28 ноября 2007 г. № 905/28), а не должностные лица государственных казенных учреждений.

В соответствии с Уставом государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция», утвержденным Распоряжением Министерства транспорта Московской области от 27.02.2015 № 20РВ-60 учреждение создано на основании Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 №1164/48 «О создании государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция».

Учреждение является государственной некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, тип - казенное.

Казенные учреждения не входят в систему исполнительных органов государственной власти Московской области и не могут быть наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), а также по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, их рассмотрению и назначению административного наказания.

Законодательством Московской области функции по осуществлению контроля (надзора) и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере транспорта закреплены за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерством транспорта Московской области.

Наделение должностных лиц государственных казенных учреждений, которые являются хозяйствующими субъектами, властными полномочиями, не соответствует федеральному законодательству и влечет, в том числе, нарушение антимонопольного законодательства.

Государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция» не входит в структуру Министерства транспорта Московской области, не является структурным подразделением, в связи с чем не может выступать в качестве административного органа уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания.

Пункт 13 статьи 16.3 и подпункт 17 пункта 1 статьи 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ содержат противоречащее федеральному законодательству положение, наделяющее должностных лиц Государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция» полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных законодательством субъекта РФ.

В связи с тем, что должностные лица указанного учреждения не являются по своему правовому положению должностными лицами органов исполнительной власти осуществляющими контроль и надзор на транспорте, наделение их такими полномочиями противоречит перечисленным выше нормам КоАП РФ.

По мнению прокурора положения пункта 13 статьи 16.3 и подпункт 17 пункта 1 статьи 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ не противоречат КоАП РФ, не нарушают прав административного истца, Государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция» является учреждением подведомственным исполнительному органу государственной власти Московской области, наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и вправе выносить постановления о привлечении к административной ответственности, поэтому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, оценив положения пункта 13 статьи 16.3 и подпункт 17 пункта 1 статьи 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ, суд приходит к следующему.

Постановлением Московской областной Думы от 14 апреля 2016 года № 3/162-П принят Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях». Закон подписан Губернатором Московской области 04 мая 2016 года за № 37/2016-ОЗ.

В соответствии с п. 13 ст. 16.3 Закона Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают: учреждения, подведомственные центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, в соответствии с целями деятельности, определенными Правительством Московской области.

В соответствии с п. 17, ч. 1, ст. 16.5 Закона Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, уполномочены составлять: 17) должностные лица учреждений, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, в соответствии с целями деятельности, определенными Правительством Московской области:

директор;

уполномоченные директором:

заместители директора;

начальники управлений;

заместители начальников управлений;

заведующие отделами (начальники отделов);

заместители заведующих отделами (начальников отделов);

консультанты;

старшие инспекторы;

инспекторы

- об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.2 настоящего Кодекса.

В соответствий со ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По мнению административного истца положения п. 13 ст. 16.3 и п. 17, ч.1, ст. 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ не согласуются с предписаниями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушают права административного истца, так как допускается реальная возможность необоснованного привлечения к административной ответственности и снижения уровня правовых гарантий в области законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.4, 1.6, 4.1 КоАП РФ.

Государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция», как утверждает административный истец, не имеет полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях, на рассмотрение дел об административных правонарушениях, на вынесение постановлений об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса: … 6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса; … 7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами.

Согласно ч. 6, ст. 22.2 КоАП РФ от имени органов, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности урегулирован Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пп. 39 п. 2 ст. 26.3).

В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с ч.2, ст. 8.1 Закона № 37/2016-ОЗ за невыдачу пассажиру документа, подтверждающего оплату проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, и (или) непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, водителем или иным лицом, ответственным за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда, - влечет наложение административного штрафа на водителя или иное лицо, ответственное за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда, в размере двух тысяч рублей.

Согласно п.13 ст.16.3 Закона № 37/2016-ОЗ дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 37/2016-ОЗ, рассматривают учреждения, подведомственные центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.

В соответствии с пп.17 п.1 ст.16.5 Закон № 37/2016-ОЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 37/2016- ОЗ, уполномочены составлять должностные лица учреждений, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, в соответствии с целями деятельности.

По мнению административного истца, п. 13 ст. 16.3 и пп.17 п.1 ст. 16.5 Закона № 37/2016-ОЗ противоречат положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ст. 1.3.1. КоАП РФ определены предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в данной норме установлено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 КоАП РФ, определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный закон, предоставил субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, по установлению перечня должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, что и предусмотрено ст.ст.16.3, 16.5 Закона №37/2016-ОЗ.

Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года «О создании государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция» было создано государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция», целью деятельности Учреждения является контроль за безбилетным проездом и неправомерным использованием документов для проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Московской области. Учредителем Учреждения от имени Московской области является Министерство транспорта Московской области.

Государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция» согласно Положению о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 № 115/7 и Уставу государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция», утвержденного распоряжением Министерства транспорта МО от 27.02.2015г. № 20РВ-60 Учреждение является подведомственным центральному исполнительному органу государственной власти Московской области.

В соответствии со ст. 161 БК РФ Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Казенное учреждение определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

Отличительным признаком казенного учреждения является осуществление отдельных функций и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Подпунктом 2 пункта 2 постановления Правительства МО от 26.12.2014 № 1164/48 «О создании государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция» установлено, что уполномоченные в установленном порядке должностные лица Учреждения осуществляют в том числе производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.2 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

Полномочия государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция» по производству по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.2 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ, установлены Уставом государственного казенного учреждения Московской области «Административно-пассажирская инспекция», утвержденного распоряжением Министерства транспорта МО от 27.02.2015г. № 20РВ-60.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Учитывая проведенный анализ норм действующего федерального законодательства об административных правонарушениях и норм действующего законодательства об административных правонарушениях Московской области, государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция» является Учреждением подведомственным Министерству транспорта Московской области, созданное Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года № 1164/48 для осуществления функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Таким образом, оспариваемые нормы Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ не противоречат требованиям нормативных актом, имеющих большую юридическую силу, приняты надлежащим органом и в пределах своей компетенции, оснований для признания выше указанных норм недействующими не имеется. Требования, заявленные ООО «Кубинская транспортная компания», подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «Кубинская транспортная компания» о признании недействующим с даты принятия пункта 13 статьи 16.3 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», признании недействующим с даты принятия подпункта 17 части 1 статьи 16.5 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.