ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-534/2022 от 27.05.2022 Московского областного суда (Московская область)

№3а-534/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2022 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при помощнике судьи Новик К.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующими пунктов приложений к Распоряжениям Министерства имущественных отношений Московской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» с момента принятия,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> обратилось в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительными нормативно-правовых актов в части с момента принятия. В обоснование иска указало, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого здания <данные изъяты> Нежилое здание расположено на земельных участках, которые имеют вид разрешенного использования <данные изъяты> Принадлежащее на праве собственности нежилое здание под торговую деятельность не использовалось, акт обследования ответчиком не составлялся. Следовательно, включение в Перечни объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, нежилого здания является незаконным. Ссылаясь на положение ст. 378.2 НК РФ, просил суд признать недействующими в части с момента принятия Распоряжения Минмособлимущества <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного истца уточненные требования поддержал по доводам, изложенным в иске и письменных пояснениях.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать по доводам возражений.

Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части признания недействующим Распоряжения Минмособлимущества от <данные изъяты>

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие Налогового кодекса обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым, в силу положений ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ «О налоге не имущество организаций Московской области» установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 1.1).

Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.

Из системного анализа названных правовых норм следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от <данные изъяты> «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", <данные изъяты> года и размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от <данные изъяты> «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", <данные изъяты>.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от <данные изъяты> «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", <данные изъяты>

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от <данные изъяты>. № 15ВР-2199 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье".

Таким образом, порядок принятия и опубликования указанных нормативных правовых актов соблюден.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).

Включению в Перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат объекты недвижимости при условии их соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение объекта недвижимости; фактическое использование здания (строения, сооружения).

В Перечень подлежит включению здание, помещение в нем, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Материалами дела установлено, что объект недвижимостис кадастровым номером <данные изъяты> расположен на земельных участках, которые имеют вид разрешенного использования <данные изъяты>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволял ответчику включить объект недвижимости в указанные выше Перечни.

Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> является согласно выписке из ЕГРН нежилым зданием <данные изъяты>

В отношении данного объекта было составлено два технических паспорта МОБТИ : по состоянию на <данные изъяты>, который действовал до <данные изъяты>, когда вновь составлен технический паспорт МОБТИ по состоянию на <данные изъяты>

Согласно экспликации технического паспорта от <данные изъяты> нежилое здание имеет в составе торговые площади, которые по сумме превышают 20% от его общей площади (общая площадь здания <данные изъяты>

Таким образом, объект недвижимости был законно включен в оспариваемые Перечни в период с <данные изъяты>

Вместе с тем, судом установлено, что <данные изъяты> истцом был составлен новый технический паспорт, а ответчиком произведено обследование здания с составлением акта. Из технического паспорта по состоянию на <данные изъяты> следует, что в составе помещений отсутствуют помещения для торговли, которые по площади превышали 20% от общей площади. Согласно акту осмотра ответчика от <данные изъяты> торговые площади в здании составили 14, 7 % от общей площади здания.

При таких обстоятельствах, ответчик незаконно включил в оспариваемый нормативный акт на период <данные изъяты> год объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

Ссылка административного истца на то, что с <данные изъяты> года здание не имело торговых площадей более 20% от общей площади, что подтверждается договорами аренды, не принимается во внимание.

Данные доводы опровергаются техническим паспортом МОБТИ, составленным по состоянию на <данные изъяты> и действовавшим до <данные изъяты>

При таких обстоятельствах, спорный объект недвижимости, подлежал включению в оспариваемые перечни в период с <данные изъяты>, так как по сведениям документов технического учета нежилое здание обладает признаками, позволяющими отнести его к объектам, назначение и наименование которого предусматривает размещение более 20% торговых площадей.

Подлежат удовлетворению требования о признании недействующим с момента принятия пункта <данные изъяты> приложения к Распоряжению Минмособлимущества <данные изъяты> поскольку вид разрешенного использования земельного участка, вид разрешенного использования здания согласно сведениям ЕГРН и данные технического инвентаризационного учета БТИ не позволяли ответчику включить объект недвижимости в указанный нормативный акт.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск <данные изъяты> о признании недействующими пунктов приложений к Распоряжениям Министерства имущественных отношений Московской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» с момента принятия удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента принятия пункт <данные изъяты> приложения к Распоряжению Минмособлимущества <данные изъяты> "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год" в части включения в перечень объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

Решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Министерства имущественных отношений Московской области, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Смышляева О.В.

Дата изготовления мотивированного решения 03.06.2022