Дело № 3а-62/2018 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 02 февраля 2018 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО3,
представителя заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга ФИО4,
представителя заинтересованного лица Екатеринбургской городской Думы ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Птицефабрика «Свердловская» о признании недействующим приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 года № 704-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» в части включения земельного участка с кадастровым номером № в территориальную зону Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа),
установил:
приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 года № 704-П утверждены Правила землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – Приказ, Правила землепользования и застройки).
Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Свердловская» (далее - ОАО «Птицефабрика «Свердловская», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим указанный Приказ в части включения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., жилой район птицефабрика в границах ..., в территориальную зону Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа).
В обоснование заявленных требований указано, что на приведенном участке располагается артезианская скважина, вода из которой предназначена для поения сельскохозяйственной птицы. Общество имеет лицензию на пользование недрами серии СВЕ № 03402 «На добычу подземных вод на водозаборном участке одиночными скважинами №№ 2,3 (4640), 5 (5103), 7 (7495), 8 (7911) для производственно-технического водоснабжения на территории Муниципального образования «город Екатеринбург» и осуществляет деятельность на данном земельном участке как сельскохозяйственный производитель, уплачивает Единый сельскохозяйственный налог.
Оспариваемым приказом земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа), которая в соответствии со статьей 25 Правил землепользования и застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых кварталов из преимущественно отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного (загородного) типа, как правило, с локальными источниками инженерного обеспечения.
Административный истец обращался в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с просьбой включить земельный участок к территориальной зоне, имеющей отношение к сельскохозяйственному использованию, однако в этом Обществу было отказано.
В результате отнесения земельного участка с кадастровым номером №7 к территориальной зоне Ж-1.1 нарушены права административного истца, поскольку при уплате земельного налога он вынужден применять ставку 1,5 %, установленную для земель, занятых под объектами коммунального хозяйства, вместо ставки 0,3 % - для земель, занятых под сельскохозяйственным производством, а применяемый в настоящее время удельный показатель кадастровой стоимости территориальной зоны Ж-1.1 при определении кадастровой стоимости земельного участка в 10 раз выше удельного показателя кадастровой стоимости для территориальной зоны СХ-1.
Административный истец полагает, что Приказ в оспариваемой части противоречит пункту 4 части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку принят без учета сложившейся планировки территории и существовавшего землепользования.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО3 просила в удовлетворения требований административного истца отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство) в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав административного истца не нарушает. Приказ в оспариваемой части не противоречит Генеральному плану развития муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года, утвержденному решением Екатеринбургской городской думы от 06 июля 2004 года № 60/1, так как земельный участок с кадастровым номером 66:41:0610002:7 находится в функциональной зоне резервных территорий для размещения многоэтажной, среднеэтажной застройки, общественно-деловых зон, допускающей расположение в ней территориальной зоны Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа). Названная территориальная зона установлена в полном соответствии с положениями статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом фактического землепользования - застройки индивидуальными жилыми домами. Градостроительный регламент территориальной зоны Ж-1.1 не препятствует хозяйственному использованию административным истцом земельного участка с кадастровым номером 66:41:0610002:7 с разрешенным использованием: под здания и сооружения комплекса водоснабжения.
Представители заинтересованных лиц Администрации города Екатеринбурга ФИО4, Екатеринбургской городской Думы ФИО5 возражали против удовлетворения требований административного иска по аналогичным доводам.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Министерства на принятие оспариваемого нормативного правового акта; б) форму и вид, в которых Министерство вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года № 95-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования город Екатеринбург и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город Екатеринбург наделено статусом городского округа.
Законом Свердловской области от 12 октября 2015 года № 111-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области» часть полномочий, в том числе полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург», включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления таких полномочий переданы Правительству Свердловской области.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона и пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 11 ноября 2015 года № 1043-ПП «Об определении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности, и внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области» отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» в сфере градостроительной деятельности сроком на 6 лет отнесены к полномочиям Министерства, в том числе полномочия по утверждению правил землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург», включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия.
Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург» утверждаются приказом Министерства (подпункт 10 пункта 12 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП).
Судом установлено, что приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 года № 704-П утверждены Правила землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» (т. 2 л.д. 26-153).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (части 1-3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом перераспределения отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области принятию Министерством оспариваемого в части Приказа предшествовали следующие процедуры.
17 февраля 2017 года Министерством издан приказ № 144-П «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» и создании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» (вместе с «Порядком и сроками проведения работ по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», «Порядком деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» (т. 2 л.д. 173-185), опубликован на официальный интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 22 февраля 2017 года, в «Областной газете» № 40, 10 марта 2017 года (т. 2 л.д. 221).
Приказом Министерства от 19 апреля 2017 года № 419-П утверждено положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по отдельным вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» (опубликован на официальный интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, 19 апреля 2017 года).
На основании обращения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» публичные слушания по указанному проекту были назначены на период с 05 июня 2017 года по 15 июня 2017 года на территориях населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, приказом Министерства от 25 апреля 2017 года № 449-П (т. 2 л.д. 168-172).
Указанный приказ, а также проект Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» размещены на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 28 апреля 2017 года и на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 2 л.д. 217, 219).
Результаты публичных слушаний оформлены протоколами (т. 2 л.д. 186-216) и соответствующим заключением (т. 2 л.д. 154-172).
Приказ Министерства от 29 июня 2017 года № 704-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» подписан Министром (подпункт 7 пункта 23 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года № 963-ПП), официально опубликован на сайте www.pravo.gov66.ru 30 июня 2017 (т. 2 л.д. 218).
Таким образом, Приказ принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя оспариваемые нормы нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Материалами административного дела подтверждается, что административный истец ОАО «Птицефабрика «Свердловская» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., жилой район птицефабрика в границах ... площадью 16064 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под здания и сооружения комплекса водоснабжения (т. 1 л.д. 177-179, 180-182, 184).
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (пункт 1); создания условий для планировки территорий муниципальных образований (пункт 2); обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 3); создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4).
Частью 2 указанной нормы установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (пункт 1); карту градостроительного зонирования (пункт 2); градостроительные регламенты (пункт 3).
Оспариваемые административным истцом Правила землепользования и застройки по составу и содержанию соответствуют приведенным требованиям федерального закона.
Порядок установления территориальных зон регламентирован статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков (пункт 1); функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2); определенных настоящим Кодексом территориальных зон (пункт 3); сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4); планируемых изменений границ земель различных категорий (пункт 5); предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункт 6); историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения (пункт 7).
В соответствии с частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа) (т. 2 л.д. 242, 243).
Указанная территориальная зона в соответствии со статьей 25 Правил землепользования и застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых кварталов из преимущественно отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного (загородного) типа, как правило, с локальными источниками инженерного обеспечения.
Территория в местоположении указанного земельного участка занята индивидуальными жилыми домами (т. 2 л.д. 248).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и включают карту функциональных зон городского округа (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Картой функциональных зон городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» Генерального плана развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 06 июля 2004 года № 60/1 (в редакции решения Екатеринбургской городской Думы от 24 ноября 2015 года № 52/42) (далее – Генеральный план) определено, что земельный участок с кадастровым номером № входит в состав функциональной зоны резервных территорий для размещения многоэтажной, среднеэтажной застройки, общественно-деловых зон (т. 2 л.д. 244, 245, 246).
Указанная функциональная зона предполагает развитие территории в целях многоэтажного, среднеэтажного строительства после 2025 года, поэтому положения Правил землепользования и застройки, устанавливающие для земельного участка с кадастровым номером № в составе данной функциональной зоны территориальную зону Ж-1.1 (зона индивидуальных жилых домов усадебного типа), с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (застройка территории индивидуальными жилыми домами) не противоречатГрадостроительному кодексу Российской Федерации.
Вопреки доводам представителей административного истца, положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки, что следует из системного толкования части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, по смыслу пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Также суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Министерством в отношении земельного участка с кадастровым номером № не были учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.
Как уже было указано выше, земельный участок имеет разрешенное использование под здания и сооружения комплекса водоснабжения, на нем расположены: здания над артезианской скважиной с отмосткой, сооружения артезианской скважины, сооружение резервуара, здание насосной и трансформаторной подстанции ТП 1329 с крыльцом, отмосткой (т. 3 л.д. 3). Административным истцом земельный участок эксплуатируется в соответствии с приведенными целями.
Градостроительный регламент территориальной зоны Ж-1.1 предусматривает вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание» в качестве основного вида разрешенного использования. Согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание» подразумевает размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических лиц и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды.
Отнесение земельного участка, находящегося в собственности административного истца к территориальной зоне Ж-1.1 не препятствует его использованию в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом.
Кроме того, поскольку документы территориального планирования составляют основу для подготовки правил землепользования и застройки, Градостроительный кодекс Российской Федерации помимо существующего землепользования в пункте 2 части 1 статьи 34, пункте 3 части 2 статьи 36 прямо предписывает при определении территориальных зон и установлении градостроительных регламентов учитывать функциональные зоны и параметры их планируемого развития, то есть определять зонирование внутри установленной функциональной зоны.
На основании изложенного, суд полагает установленным, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Министерства, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание в оспариваемой части не противоречитнормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2018 года.
Судья | Гылкэ Д.И. |