Дело № За-475/2020 22OS0***-3
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе: председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Лошининой А.А.,
с участием прокурора Фроловой Ю.В.,
с участием представителя административного ответчика г заинтересованного лица <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***,
установил:
административный истец <данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульское городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, в части распространение территориальной зоны ПК-2 (производственная зона) на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что является владельцем земельной участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес> (далее также - спорный земельный участок). С целью узаконения дома и получения земельного участка в собственности <данные изъяты> обратилась в суд с оспариванием нахождения спорного участка в зоне с особыми условиями использования территорий согласно Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайской края, утвержденных ДД.ММ.ГГ. Данные требования были удовлетворены судом. Также обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предварительном согласование предоставления земельного участка, комитетом ДД.ММ.ГГ было предварительно согласовано предоставление участка, указано на необходимость проведения работ по уточнению границ земельного участка. Такие работы административным истцом выполнены, ДД.ММ.ГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, где указан вид разрешенного использования - индивидуальные жилы дома. Однако ДД.ММ.ГГ ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность поскольку Барнаульской городской Думой ДД.ММ.ГГ утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес>
Алтайского края, которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне ПК-1 - производственная зона, территориальная подзона ПК1,2, где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов Установление данной территориальной зоны оспариваемым нормативным правовым актом противоречит требованиям ч.З ст.31, п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при установлении территориальной зоны не учтены сведения единого государственного реестра недвижимости, а также сложившаяся планировка и существующее землепользование.
Административный истец <данные изъяты> ее представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указано о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, на соответствие Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее Правила землепользования <адрес>) Генеральному плану городского округа - <адрес> (далее Генеральный план <адрес>), которым спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне планируемой производственной зоне, где не предусмотрена жилищная застройка (л.д.43-46 т.1).
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ч.2 ст.139, ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке в данном судебном заседании.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора Фроловой Ю.Н. об отсутствии оснований для признания недействующими в оспариваемой части Правил землепользования <адрес>. оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края.
Согласно фрагменту Генерального плана <адрес> функциональных зон, а также информации комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес>, земельный участок по адрес) <адрес>, находится в функциональной зоне - производственная (л.д.40,41 т.1).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий, спорный земельный участок по адресу <адрес>, находится в территориальной зоне - производственная зона (ПК-1), территориальная подзона ПК-1.2 (размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации) (л.д.40,42 т. 1).
Также в судебном заседании установлено, что <данные изъяты> пользуется жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГ жилой дом состоит из Литера А, на возведение данного строения документов не представлено (л.д.20-23 т.1).
Земельный участок по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, ему присвоен кадастровый ***, участок отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальны жилые дома (кадастровый паспорт - л.д.13-17 т.1).
Схема расположения земельного участка утверждена распоряжением комитета по земельным ресурсам ДД.ММ.ГГ*** (л.д.18,19 т.1). Этим же распоряжением <данные изъяты> предварительно согласовано предоставление без проведения торгов спорного земельного участка после проведения работ по уточнению границ участка.
В силу положений п.4 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ год; ***-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (действующей до ДД.ММ.ГГ) земельный участок предоставляете; бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В целях реализации своего права на приобретение земельного участка ь собственность <данные изъяты> обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. на праве собственности без проведения торгов, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГ ей было отказано в связи с нахождением земельного участка согласно Правилам землепользования <адрес> в территориальной производственной зоне ПК-1, территориальная подзона ПК-1.2 (размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации) (л.д.25 т.1).
Из представленных сторонами в материалы административного дел;, доказательств следует, что установление территориальной зоны ПК-1 территориальная подзона ПК-1.2 в границах земельного участка по адресу <адрес>, в результате принятия Барнаульской городской Думой оспариваемого решения лишает административного истца возможность оформить право собственности на жилой дом и получить земельный участок б
собственность либо на ином на законном основании, в связи с чем на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации <данные изъяты> является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к территориальной зоне, не предусматривающей эксплуатацию индивидуальных жилых домов.
Так как Правила землепользования <адрес> являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правила землепользования <адрес> приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных п.8 ч.2 ст.40 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***. Порядок принятия данного нормативного правового акта не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены.
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Проект Правил
землепользования <адрес> подготовлен на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, опубликованного в газете «Вечерний Барнаул» и на сайте администрации <адрес>ДД.ММ.ГГ, прошел проверку на соответствие Генеральному плану и технических регламентам, прошел общественные обсуждения, доработанный проект Правит землепользования <адрес> был вновь опубликован на сайте администрации <адрес>, на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ*** проект Правил землепользования <адрес> направлен в Барнаульскую городскую Думу для принятия решения. Решение об утверждении Правил землепользования <адрес> принято на заседании представительного органа местного самоуправления большинством депутатов (28 депутат) от установленной ст.35 Устава муниципального образования численности депутатов (40 депутатов), опубликовано в установленном порядке (газета «Вечерний Барнаул от ДД.ММ.ГГ, на сайте <адрес>) и включено в регистр нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГ с присвоением номера ***.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному иску <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе О признании не действующими в части решения от ДД.ММ.ГГ №З44 «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес>» решения от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес>») также не установлено нарушений порядка принятия указанного нормативного правовой акта.
По данным основаниям Правила землепользования <адрес> административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативной правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитии территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства., капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемой размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативным правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительные регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст.1 указанного кодекса).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч.2 ст.З0 ГрК РФ).
В силу ст.ЗО ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из ч.З ст.9, ч.1 ст.18, ч.ч.9 и 10 ст.31, ч.1 ст.34 ГрК РФ, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
При этом, в силу ч.З ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (п.п.4 и 5 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указывалось выше, согласно фрагменту Генерального плана <адрес> функциональных зон земельный участок по адресу <адрес>, находится в функциональной зоне планируемая производственная зона. Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования <адрес> - вышеуказанный спорный земельный участок находится в территориальной зоне ПК-1 - производственная зона, территориальная подзона ПК-1.2 (размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации). При этом границы функциональной и территориальной зон совпадают.
При этом, как следует из пояснений представителя административного ответчика, функциональная производственная зона не предусматривает жилищного строительства, что следует из Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края (Приложение 1 к Решению Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***) и Научно-исследовательской работе по разработке проекта Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайской края «Положение о территориальном планировании», где предусматривается размещение в будущем лишь производственных объектов, а именно предприятий регионального значения и местного значения (Экотехнопарк «Барнаульский»). Где конкретно будет осуществлено строительство площадок по утилизации ТКО для Экотехнопарка «Барнаульский» пока не конкретизировано, так как Генеральный план разработан на расчетный срок до 2036 года.
Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны ПК-1 (производственная зона), определенному в ст.75 Правил землепользования <адрес>, жилищное строительство также не предусмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу о соответствии в оспариваемой части Правил землепользования г.Барнаула Генеральному плану <адрес>.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки территориальные зоны устанавливаются с учетом, в частности, положений с территориальном планировании, содержащихся в документа;, территориального планирования, с учетом требований технические регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства расположенным на смежных земельных участках (п.З ст.31, п.п.4 и 5 ч.1 ст.З-я Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений, генеральные. планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч. 11 ст.9 ГрК РФ).
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цель устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования обустройства территории предоставляет государству более широкую cвoбoду усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***).
В то же время административным истцом доказательств того, что в момент подготовки и утверждения Правил землепользования <адрес> в отношении земельного участка и жилого дома, по адресу: <адрес>, которыми владеет административный истец, были зарегистрированы какие-либо вещные права, не представлено.
То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГ по месту жительства административного истца (микрорайон Восточный Октябрьского района г.Барнаула) создано ТОС микрорайона «Восточный» и члены инициативной группы ТОС обращались в государственные органы с требованием об учете интересов проживающих на территории микрорайона граждан при осуществлении градостроительного планирования и зонирования территорий, также не свидетельствует о незаконности установленной Правилами землепользования <адрес> территориальной зоны, не предусматривающей размещение в ней жилых домов. Как следует из ответа председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> нот ДД.ММ.ГГ на такое обращение, поступившее в ходе общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа - <адрес>, территория микрорайона «Восточный» неблагоприятна для развития жилой зоны из-за нормативных планировочных ограничений.
Кроме того, суд учитывает, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Частями 8 и 9 ст.36 указанного кодекса предусмотрены меры по согласованию интересов общества и лиц, чьи права, основанные на существующем землепользовании, могут быть затронуты изменением правового режима земельных участков вследствие ведения градостроительной деятельности. В частности, допускается при соблюдении определенных условий эксплуатация без установления срок, приведения их в соответствие с градостроительным регламентом земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенной использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Таким образом, суд не находит оснований для признание противоречащим отнесение Правилами землепользования <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>, к территориальной зоне - производственная зона (ПК-1), действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 21: Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.