ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-537/19 от 22.07.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-537/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Брянск 22 июля 2019 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Шепеленко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником объектов недвижимости:

– нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 800 364,99 руб.;

– помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 5 897 719,65 руб.;

– магазина «ФИО6», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 572 850,64 руб.

Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав как плательщика налога.

По указанным основаниям просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости:

– нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 902 926 руб. по состоянию на 29 мая 2018 года;

– помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 469 439 руб. по состоянию на 3 октября 2018 года;

– магазина «ФИО7», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – 292 771 руб. по состоянию на 11 июля 2018 года.

В обоснование заявленного требования истец представил отчет об оценке ООО «БИ-НИКА» от 19 октября 2018 года № К-18-219.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения судом извещены надлежащим образом. Представитель административного истца представила письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ее и административного истца.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области в судебном заседании отсутствовала, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без нее.

Представитель административного ответчика управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, поскольку заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва следует, что он не оспаривает право истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Представитель заинтересованного лица администрации Погарского района Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем письменном отзыве указал, что возражает против удовлетворения исковых требований.

Представители заинтересованных лиц Юдиновской сельской администрации Погарского района Брянской области и Долботовской сельской администрации Погарского района Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ)

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объектов недвижимости:

– нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

– помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

– магазина «ФИО12», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности административного истца на указанные объекты недвижимости подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость – нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с постановкой на учет ОКС.

Кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости рассчитана на основании п. 2.1. Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (1 марта 2019 года данный приказ утратил силу) а именно: кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

Удельный показатель был утвержден приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет 2 800 364,99 руб. по состоянию на 29 мая 2018 года.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости: – помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – магазина «ФИО8», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> была рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (1 марта 2019 года данный приказ утратил силу) в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1890 от 27 ноября 2015 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 3 октября 2018 года по состоянию на 11 июля 2018 года кадастровая стоимость магазина «Товары повседневного спроса», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., составляет 3 572 850,64 руб., утверждена актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 17 октября 2018 года по состоянию на 3 октября 2018 года кадастровая стоимость помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., составляет 5 897 719,65 руб., утверждена актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Изложенное, свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости недвижимого объекта, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.

Для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации) устанавливается кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества

Налоговое законодательство, равно как и законодательство о государственной кадастровой оценке, устанавливают принципы экономической обоснованности (статья 4 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и экономического основания, а также необходимость учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ)

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости влияют на права и обязанности ФИО1, как налогоплательщика налога на имущество физических лиц, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения иска, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу ст.ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

ФИО1 в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости в размере, равном ее рыночной стоимости, представил отчет об оценке ООО «БИ-НИКА» от 19 октября 2018 года № К-18-219, согласно которому размер рыночной стоимости объектов недвижимости составляет:

– нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 902 926 руб. по состоянию на 29 мая 2018 года;

– помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 469 439 руб. по состоянию на 3 октября 2018 года;

– магазина «ФИО9», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – 292 771 руб. по состоянию на 11 июля 2018 года.

Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объектов оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объекта.

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 20.06.2019 № 01-235/Э-2019 отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, представленный административным истцом, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.

Данное заключение эксперта представителями административных ответчиков, заинтересованными лицами, не оспаривается.

Суд принимает заключение эксперта в качестве доказательства по делу, так как заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Таким образом, с учетом экспертного заключения суд полагает, что содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом представленных пояснений представителей сторон и исследованных материалов дела, у суда не имеется.

На основании изложенного, суд считает возможным принять указанный отчет в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости объектов недвижимости: – нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 902 926 руб. по состоянию на 29 мая 2018 года; – помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – 469 439 руб. по состоянию на 3 октября 2018 года; – магазина «ФИО10», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 292 771 руб. по состоянию на 11 июля 2018 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу.

Поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости была установлена на 29.05.2018, на 11.07.2018, на 03.10.2018, то определение кадастровой стоимости этих объектов равной их рыночной стоимости должна быть установлена на указанную дату.

С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 обратился в суд с указанным административным заявлением 20.03.2019.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

С учетом положений ст. 180, 108 КАС РФ при разрешении дела подлежит рассмотрению вопрос по оплате проведенной по делу экспертизы.

В соответствии с ч. 3 ст. 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

При назначении по делу экспертизы, проведение которой было поручено ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», расходы на ее оплату были возложены на административного истца ФИО1

Вместе с тем, экспертиза проведена без оплаты. Из поступившего ходатайства директора ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 следует, что расходы за проведение экспертизы составили 18 000 рублей, которые он просит взыскать.

Учитывая, что судебная экспертиза назначалась по ходатайству административного истца и оплата возлагалась на ФИО1, то расходы за ее проведение в размере 18 000 рублей подлежат взысканию с указанного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

– нежилого здания, наименование – магазин, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости в размере 902 926 руб. по состоянию на 29 мая 2018 года;

– помещения в здании торгового центра с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости в размере 469 439 руб. по состоянию на 3 октября 2018 года;

– магазина «ФИО11», с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 292 771 руб. по состоянию на 11 июля 2018 года.

Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 20 марта 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 18 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29 июля 2019 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева