ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-538/2022 от 23.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2021-001333-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Екатеринбург

23 марта 2022 года

Номер производства 3а-538/2022

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-538/2022

по административному исковому заявлению Овакимяна Гагика Сережаевича

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу,

об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Овакимян Гагик Сережаевич (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просит установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> в размере их рыночной стоимости.

В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 21-208-3/6 от 19 июля 2021 года (далее – Отчет), выполненный частнопрактикующим оценщиком К.

Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Блиновой М.Л. направлен отзыв, в котором указано, что оценку требований административного истца Управление оставляет на усмотрение суда.

Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>.

От Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области возражений против установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> в размере их рыночной стоимости, определенной Отчетом, не поступило.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца, действующий по устному ходатайству Асташов М.В., доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме, просили допросить в качестве свидетеля оценщика К.

Иные лица, участвующие в деле, – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, в отзывах просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.

На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, допросив в судебном заседании в качестве свидетеля оценщика К., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, расположенных по адресу: <адрес>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для строительства производственно-складской базы, логистическая деятельность.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2020 года:

-утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 22677316,3 руб.;

-утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 22652169,21 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 ноября 2020 года.

Административный истец, будучи правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, и оплачивающим земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, обратился с настоящим административным иском в суд, представив в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельных участков Отчет, согласно которому, по состоянию на 01 января 2020 года:

-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена оценщиком в размере 12054000 руб.;

-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена оценщиком в размере 11 787000 руб.

Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не представило возражений против установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> в размере их рыночной стоимости, определенном Отчётом.

Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Законно об оценочной деятельности) и федеральных стандартов оценки. Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Статьей 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете об оценке, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

По ходатайству представителя административного истца суд допросил в качестве свидетеля оценщика К., который после предупреждения его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердил изложенные в Отчете выводы.

Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленный в дело Отчет, суд считает, что оценка спорных объектов оценки проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки. Оценщик К. имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», ответственность оценщика застрахована в установленном законом порядке. Из Отчета следует, что оценщик использовал сравнительный подход и метод сравнения продаж. Проведя анализ сегмента рынка объектов исследования, оценщик подобрал объекты-аналоги, информация о которых была получена из объявлений о продаже и интернет-источников. Все существенные характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. В связи с выявленными отличиями объектов-аналогов от объектов оценки оценщиком введены корректировки.

В судебном заседании свидетель дал полные и последовательные пояснения на возникшие у суда вопросы, которые не противоречат содержанию и выводам, сделанным в Отчете.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленный административным истцом Отчет является допустимым доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>.

Содержащиеся в Отчете выводы о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№> не опровергнуты административными ответчиками, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляла 12054000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляла 11 787000 руб.

Именно в таком размере, удовлетворяя требования, и следует установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Овакимяна Гагика Сережаевича удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2020 года

-кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 12054 000 (двенадцать миллионов пятьдесят четыре тысячи) руб.;

-кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 11 787 000 (одиннадцать миллионов семьсот восемьдесят семь тысяч) руб.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, считать 23 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова