Дело№3а-53/2018 |
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
01 июня 2018 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» об оспаривании нормативного правового акта, установил: общество с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» (далее - ООО «ТЭСиС», общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения т.2 л.д.151) о признании недействующим Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/52 «О внесении изменения в Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2015 года № 56/10». В обоснование требования указано, что оспариваемым Постановлением установлены тарифы на тепловую энергию для административного истца, являющегося поставщиком тепловой энергии. Административный истец указывает, что тарифы установлены с нарушением требований пунктов 52, 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктов 31, 39, 42-44 Приказа Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 №760-э, а именно, тарифным органом не были учтены положения договоров аренды муниципального имущества - котельных, которыми предусмотрены показатели энергосбережения и энергоэффективности, а также не включена в состав необходимой валовой выручки экономия энергетических ресурсов, что привело к утверждению необоснованных тарифов. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленный административный иск поддержал. Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, МТРиЭ) - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 считали требования административного истца не подлежащими удовлетворению, представили письменные отзыв, пояснения. |
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв. Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры Гурской О.Н., считавшей требования административного истца необоснованными, суд находит административный иск ООО «ТЭСиС» не подлежащим удовлетворению. Как установлено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона). В силу подпунктов 1 и 2 пункта 7, подпункта 35 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300, Основными задачами Министерства является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности) на территории Челябинской области. В соответствии с п. 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек. |
Министр является председателем Правления и утверждает персональный состав Правления, а также порядок его деятельности. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Как установлено пунктами 19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решение Правления оформляется в виде постановления Министерства. Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/52 были внесены изменения в Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2015 года № 56/10 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» потребителям Челябинского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования», а именно, Приложение 1 изложено в новой редакции Из выписки из протокола заседания Правления Министерства от 07 декабря 2017 года № 63 следует, что в нем принимали участие семь членов Правления с правом голоса, постановление принято единогласно. Постановление от 07 декабря 2017 № 63/52 опубликовано в газете «Южноуральская панорама» от 12 марта 2018 года, размещено на официальном сайте Министерства в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (www.tarif74.ru). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением |
Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении до 1 января 2016 года завершен поэтапный переход на регулирование тарифов на тепловую энергию на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний. В связи с этим регулирование тарифов на тепловую энергию для ООО «ТЭСиС» на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов было осуществлено Министерством с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. В соответствии с требованиями пункта 51 Основ ценообразования, Постановлением Министерства от 26.11.2015 № 56/10 были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» потребителям Челябинского городского округа, на 2016-2018 годы, и долгосрочные параметры регулирования тарифов, устанавливаемые на период регулирования 2016 -2018 годов, для формирования тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» потребителям Челябинского городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов. В том числе пунктом 1 Приложения 1 к постановлению Министерства от 26.11.2015 г. № 56/10 установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» (10 газовых котельных) потребителям Челябинского городского округа, на 2016-2018 годы. В связи с тем, что долгосрочное регулирование тарифов в отношении ООО «ТЭСиС» применялось впервые, долгосрочные тарифы были установлены на 3 расчетных периода регулирования (3 финансовых года) в соответствии с требованиями пункта 72 Основ ценообразования. ООО «ТЭСиС» в материалы тарифного дела представило договоры аренды муниципального имущества (нежилых зданий с оборудованием для оказания услуг по теплоснабжению) от 02.08.2013 Ж№ 1-К, 2-К, 3-К, 4-К, 5-К, 6-К, 7-К, 8-К, 9-К, 10-К между Комитетом по управлению имуществом и |
земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) и ООО «ТЭСиС» (арендатор) на период с 02 августа 2013 года по 01 августа 2038 года. Согласно требованиям пункта 52 Основ ценообразования МТРиЭ осуществляло в 2016 и 2017 годах ежегодную корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования: Постановлением МТРиЭ от 28.11.2016 г. № 56/12 была осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» потребителям Челябинского городского округа, на 2017 год; Постановлением МТРиЭ от 07.12.2017 г. № 63/52 была осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» потребителям Челябинского городского округа, на 2018 год. Довод административного истца о том, что Министерством, в нарушение пункта 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункта 33 Методических указаний Министерством при корректировке тарифов на 2018 год, не было учтено условие пункта 2.2.14 договоров аренды муниципального имущества, предусматривающего сокращение расходов потребления энергоресурсов в течение действия договора на 3 %, что повлекло занижение необходимой валовой выручки ООО «ТЭСиС» на 51 998 630 руб. в виде расходов на приобретение энергетических ресурсов, что привело к снижению значений тарифов на 2018 год, судом признается необоснованным и подлежащем отклонению в силу следующего. Подпунктом «г» пункта 75 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Министерства от 26Л1.2015г. № 56/10, а также пунктом 33 Методических указаний установлено, что к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов. |
В отношении ООО «ТЭСиС» отсутствует утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В статье 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны следующие понятия: энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Договоры аренды муниципального имущества, а также иные документы, представленные в материалы тарифного дела, не содержат указания за счет каких именно мероприятий должно быть достигнуто ООО «ТЭСиС» сокращение расходов потребления энергоресурсов в течение действия договоров на 3 %. При этом, представляется очевидным, такое снижение расходов потребления в абсолютной величине может быть достигнуто путем уменьшения соответствующего объема производства тепловой энергии без осуществления каких-либо мероприятий. Таким образом, положение договоров аренды муниципального имущества о сокращение расходов потребления энергоресурсов в течение действия договоров на 3 % не может быть признано показателем энергосбережения и энергетической эффективности по смыслу, придаваемому законом. С учетом изложенного, суд считает, что тарифным органом обоснованно и правильно не были учтены условия пункта 2.2.14 договоров аренды муниципального имущества при утверждении тарифов оспариваемым Постановлением МТРиЭ от 07.12.2017 г. № 63/52 , поскольку долгосрочные параметры регулирования тарифов, устанавливаемые на период регулирования 2016 - 2018 годов, были установлены Постановлением Министерства от 26.11.2015 № 56/10, а положение пункта 2.2.14 договоров аренды муниципального имущества не является показателем энергосбережения и энергетической эффективности, а также каким-либо иным показателем, подлежащим учету при расчете тарифов. Также суд признает несостоятельным довод ООО «ТЭСиС» о том, что Министерство при корректировке тарифа необоснованно, в нарушение |
пунктов 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктов 31, 39} 42-44 Методических указаний не включило в состав необходимой валовой выручки экономию энергетических ресурсов в сумме 56 303 330 руб., полученной истцом за 2014-2016 годы. Ссылка административного истца на пункты 39, 43, 44 Методических указаний подлежит отклонению, поскольку данными пунктами Методических указаний регулируется порядок расчета и включения в необходимую валовую выручку организации суммарной экономии от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, достигнутой регулируемой организацией в предыдущих долгосрочных периодах регулирования, однако 2016-2018 годы - это первый долгосрочный период регулирования тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую ООО «ТЭСиС» (10 газовых котельных) потребителям Челябинского городского округа. В силу пункта 31 Методических указаний орган регулирования рассчитывает экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, полученную регулируемой организацией за предыдущие расчетные периоды регулирования в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. Согласно пункту 28 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). С предложением об установлении (пересмотре) тарифов на 2018 год на тепловую энергию, отпускаемую ООО «ТЭСиС» потребителям Челябинского городского округа, в срок до 01.05.2017 года ООО «ТЭСиС» в Министерство не обращалось. В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций, что установлено пунктом 14 Правил регулирования цен (тарифов). Постановлением Министерства от 24.05.2017 № 24/18 дело № 07/477_тэ-2018 о пересмотре тарифа на тепловую энергию на 2018 год для |
ООО «ТЭСиС» было открыто по инициативе органа регулирования исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (тарифов) для данной организации. В составе документов, представленных ООО «ТЭСиС» в МТРиЭ 05.06.2017 года в ответ на запрос Министерства от 15.05.2017 № 7/2097 о предоставлении информации и необходимых материалов, в том числе о фактических показателях деятельности (фактических затратах), административным истцом не были представлены документы, подтверждающие - фактическое проведение мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов; факт того, что снижение потребления энергетических ресурсов связано с проведением указанных мероприятий, а также то, что затраты на проведение таких мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. ООО «ТЭСиС» не были представлены в орган регулирования документы, подтверждающие платежи по договорам лизинга №309 от 17.07.2014 и № 19-л от 20.05.2016, по договорам на ремонт основных средств № 14-15 от 17.08.2015 г., № 102 от 17.11.2015 г., № ЮЗ от 17.11.2015 г., № 172/15 от 22.06.2015 г. Такие документы были представлены ООО «ТЭСиС» в подтверждение своих доводов только в материалы настоящего административного дела, следовательно, непредставление соответствующих документов в орган регулирования не может ставить под сомнение расчет тарифов, выполненный органом регулирования в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен (тарифов) на основании имеющихся в его распоряжении документов. При изложенных обстоятельствах довод административного истца о том, что Министерством необоснованно не учтена в составе необходимой валовой выручки экономия энергетических ресурсов в сумме 56 303 330 рублей, полученная истцом за 2014-2016 годы, подлежит отклонению. Экспертное заключение Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 04 декабря 2017 года отвечает требованиям пункта 29 Правила регулирования цен (тарифов), содержит все необходимые сведения и расчеты, оснований подвергать его выводы не имеется. Поскольку судом не установлено противоречия действующего нормативного правового акта - Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07.12.2017 г. № 63/52 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявленного ООО «ТЭСиС» требования о признании его недействующим отсутствуют. |
Поскольку ООО «ТЭСиС» отказано в удовлетворении требований, то в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ оснований для возмещения судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины не имеется. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» о признании недействующим Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/52 «О внесении изменения в Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2015 года № 56/10» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд. |
Председательствующий |