ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-53/18 от 05.09.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-53/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Паниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановскому областному общественному благотворительному фонду «Ветераны правоохранительных органов и военной службы» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановский областной общественный благотворительный фонд «Ветераны правоохранительных органов и военной службы» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности Ивановского областного общественного благотворительного фонда «Ветераны правоохранительных органов и военной службы» (далее – Фонд) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Фонда. Так, Фонд не осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей; не созывался высший руководящий орган Фонда – Общее собрание; Общее собрание не утверждало годовой отчет, годовой план, бюджет Фонда, отчеты Правления и Ревизора Фонда; не переизбиралось Правление Фонда, Председатель Правления Фонда, Попечительский Совет, заместитель Председателя Правления Фонда, ревизор; ревизором не проводились ежегодные ревизии финансов и хозяйственной деятельности Фонда; не проводился обязательный аудит; не публиковался отчет об использовании имущества. Кроме того, некоторые положения Устава не соответствуют действующему законодательству. 08 мая 2018 года Управлением в адрес Фонда направлено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Из письма, представленного учредителем Фонда Гавриловым С.А. следует, что Фонд не предполагает осуществлять свою деятельность, в связи с чем устранение выявленных в ходе проверки нарушений невозможно.

В судебное заседание административный истец Управление Минюста РФ по Ивановской области, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела представителя не направил, в заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика Фонда в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).

Из статьи 7 Федерального закона № 82-ФЗ следует, что одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественный фонд. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (статья 10 Федерального закона № 82-ФЗ).

Таким образом, деятельность Фонда регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Управлением Минюста РФ по Ивановской области зарегистрирована некоммерческая организация – Ивановский областной общественный благотворительный фонд «Ветераны правоохранительных органов и военной службы», что подтверждается свидетельством о регистрации некоммерческой организации от 12 марта 2010года.

15 июня 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об Ивановском областном общественном благотворительном фонде «Ветераны правоохранительных органов и военной службы» как о юридическом лице за основным государственным регистрационным номером

В период с 09 апреля 2015 года по 08 апреля 20185 года Управлением Минюста РФ по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Фонда, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Фонда, отраженные в акте проверки № 22 от 08 мая 2018 года.

По итогам проверки в адрес Фонда административным истцом 08 мая 2018 года направлено предупреждение с требование устранить нарушения требований действующего законодательства и учредительных документов.

Выявленные истцом нарушения представителем Фонда не оспаривались. В ответе на предупреждение от 30 июля 2018 года Учредитель Фонда проинформировал Управление Минюста РФ по Ивановской области о прекращении деятельности Фонда, об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Судом установлено, что Устав Фонда к органам управления данной организации, относит, в том числе, Попечительский Совет, осуществляющий надзор на деятельность Фонда и соблюдением им законодательства, и Ревизора, на которого возложен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда.

Проверкой выявлено, что в нарушении данных положений Устава ни Ревизор, ни Попечительский Совет не осуществляли предусмотренные Уставом функции.

В нарушение пункта 5.1 Устава высший руководящий орган Фонда – Общее собрание, созываемое Правлением фонда ежегодно, не созывалось, не утверждался годовой отчет, годовой план, бюджет Фонда, отчеты Правления и Ревизора

Также Фондом не выполняется закрепленная в пункте 3.2.6 Устава обязанность по проведению ежегодной обязательной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности Фонда, что является нарушением подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ, абзаца 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также п. 3.2.2 Устава Фондом не осуществлялась публикация отчетов, содержащих сведения об имуществе Фонда.

В нарушение пункта 3 статьи 14 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» Устав Фонда не содержит указания на предмет деятельности Фонда.

Кроме того, проверкой установлено, что отдельные положения Устава Фонда противоречат требованиям закона.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, определенных главой 4 Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Таким образом, принимая во внимание уставные цели Фонда, организационно-правовая форма Фонда – общественный фонд, преследующий благотворительные цели.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (пункт 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» к компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся утверждение благотворительных программ.

В нарушение указанных положений закона, пункт 5.1 Устава Фонда, которым установлена исключительная компетенция Общего собрания Фонда», не отражены такие вопросы как утверждение благотворительных программ, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора, принятие решения о ликвидации Фонда.

Положения п. 1.7 Устава, согласно которому символика Фонда подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством, не соответствует пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, которым установлено, что некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста РФ по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Фонд допустил нарушения Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Устава организации, которые не были устранены после вынесенных предупреждений, суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации - Ивановского областного общественного благотворительного фонда «Ветераны правоохранительных органов и военной службы» и исключения записи о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановскому областному общественному благотворительному фонду «Ветераны правоохранительных органов и военной службы» о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановский областной общественный благотворительный фонд «Ветераны правоохранительных органов и военной службы», исключить сведения о нём из Единого государственного реестра юридических лиц.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.