ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-53/19 от 19.06.2019 Курского областного суда (Курская область)

Дело № 3а-53/2019

Курский областной суд

Решение

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года город Курск

Курский областной суд в составе:

судьи Курского областного суда Ермакова М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловым А.Д.,

с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Курской области по доверенности Ильющенко М.В., представителя заинтересованного лица АО «Сахарный комбинат Льговский» по доверенности Разуваевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Льгова Курской области к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения комиссии от 21 января 2019 года,

установил:

АО «Сахарный комбинат Льговский», как арендатор земельного участка, 27 декабря 2018 г. обратился в комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 109 731 кв. м, в размере его рыночной стоимости 12619 000 рублей, установленной в отчете об оценке от 21.12.2018 года .

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области (далее комиссия) от 21 января 2019 года на основании заявления АО «Сахарный комбинат Льговский» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости равной 12 619 000 рублей, установленной в отчете об оценке от 21.12.2018 года .

В Курский областной суд с административным иском о признании незаконным решения комиссии от 21 января 2019 года обратилась администрация города Льгова Курской области. Свои требования обосновала тем, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к снижению размера поступающей в бюджет административного истца арендной платы. Решение является незаконным, поскольку комиссия не вправе пересматривать кадастровую стоимость объектов, проведение государственной кадастровой оценки которых было начато после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

В судебное заседание представитель административного истца администрации города Льгова не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. В заявлении, адресованном суду, Глава города Воробьев В.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курской области по доверенности Ильющенко М.В. административный иск не признала. Суду пояснила, что решение комиссии соответствует требованиям закона, а поэтому прав административного истца не нарушает. Просила отказать в иске, в том числе, в связи с пропуском административным истцом трехмесячного срока обжалования.

Представитель административного ответчика комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица АО «Сахарный комбинат Льговский» по доверенности Разуваева Л.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, по тем же основаниям, что и представитель Управления Росреестра по Курской области.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости установлена в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 25 июля 2012 г. № П/324 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области в составе 4 человек. Приказами Росреестра от 10 февраля 2015 г. №П/56, от 26 марта 2015 г. № П/133, от 28 января 2016г. № П/0036, от 23 декабря 2016 г. № П/0619 были внесены изменения по кандидатуре секретаря комиссии и лица его замещающего, изложении должностей членов комиссии, количественный состав комиссии остался прежним.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 13 Порядка, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

В силу пункта 20 Порядка (с учетом редакции Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ)комиссия принимает решение об удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, если содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Судом установлено, что 09 октября 2013 года между администрацией города Льгова (арендодатель) и АО «Сахарный комбинат Льговский» (арендатор), заключен договор аренды земельного участка из земель поселений назначения, с кадастровым номером , площадью 110 032 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на 25 лет с 15.09.2003 года по 15.09.2028 год. Расчет арендной платы по договору осуществлен на основе кадастровой стоимости земельного участка.

Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды, дополнительными соглашениями к нему, расчетом арендной платы и не оспариваются сторонами.

Постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области", в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Законом Курской области от 30 ноября 2015 г. N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", распоряжением Администрации Курской области от 22.01.2016 N 19-ра "О мерах по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области" и отчетом N "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области" от 10 октября 2016 г. утверждены прилагаемые:

результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2016 года;

средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курской области в разрезе кадастровых кварталов по состоянию на 1 января 2016 года;

средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе населенных пунктов и муниципальных районов (городских округов) Курской области по состоянию на 1 января 2016 года.

Данным постановлением была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 110032 кв. м, в размере 22481738, 24 рубля.

20 июля 2017 года, в соответствии с пунктом 2.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в связи с изменением площади, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 109731 кв. м, определена в размере 22420237, 92 рубля.

Отчет об оценке от 21.12.2018 года , положенный в основу оспариваемого решения комиссии, выполнен профессиональным оценщиком Харьковской Ю.А., имеющим необходимую квалификацию в области оценочной деятельности, соответствующую требованиям к уровню знаний, предъявляемых федеральным стандартом оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков. Оценщиком застрахована ответственность риска причинения вреда в результате оценочной деятельности.

Частью 6 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01 января 2017 года.

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Курской области, в том числе, земельного участка с кадастровым номером , была проведена и ее результаты утверждены в 2016 году, до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Таким образом, оспаривание кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером должно осуществляться по правилам статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Соответственно доводы административного истца о незаконности решения комиссии, как принятого с нарушением требований статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», носят необоснованный характер.

Кроме того, административным истцом без уважительных причин пропущен трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Об оспариваемом решении администрации города Льгова Курской области стало известно 26 января 2019 года, что подтверждается письмом председателя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области от 23.01.2019 года и сведениями с официального сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

Административный иск сдан отправителем администрацией города Льгова Курской области в отделение почтовой связи 06 мая 2019 года, то есть с пропуском срока на обращение в суд.

Данное обстоятельство, в силу положений части 8 статьи 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, суд признает оспариваемое решение комиссии соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления администрации города Льгова Курской области к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения комиссии от 21 января 2019 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Курского областного суда.

Судья Курского областного суда Ермаков М.И.