РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-53/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2019 года г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Струковой А.А.
с участием прокурора – Маркеловой Г.И.
при секретаре – Лакман Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Строительно-Финансовый Центр» к городскому совету депутатов Калининграда, Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области об оспаривании генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №, в части установления функциональной зоны «Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий» применительно к земельному участку с кадастровым номером № и правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №, в части отнесения к территориальной зоне «С-1 - Зона специального назначения» земельного участка с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Строительно-Финансовый Центр» (далее – общество) обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административный истец является собственником нежилых зданий площадью 16,5 кв.м и 52,2 кв.м, расположенных на <адрес>. Указанные объекты были приобретены истцом на основании договора купли-продажи от 30 апреля 2003 года у ООО «ВестСтрой». Основанием для государственной регистрации 18 апреля 2014 года перехода права собственности явилось решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 января 2014 года.
Нежилые здания, используемые в качестве складов, расположены на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2390 кв.м, образованном путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, находившегося в ведении Министерства обороны и имевшего вид разрешенного использования – «под военный городок № 1».
Земельный участок с кадастровым номером №, разрешенное использование – под военный городок № 1, был поставлен на кадастровый учет 6 мая 2014 года, при этом в соответствии с действовавшими в тот период времени генеральным планом и правилами землепользования и застройки участок относился к функциональной и территориальной зонам застройки многоквартирными жилыми домами.
2 июня 2014 года общество обратилось в территориальное управление Росимущества с заявлением о выкупе земельного участка в порядке п. 1 ст. 36 ЗК РФ, в чем ему было отказано.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15 декабря 2015 года по делу №, вступившим в законную силу 17 мая 2016 года, признан незаконным отказ территориального управления Росимущества в выкупе земельного участка и территориальное управление Росимущества обязано заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №. Такое решение мотивировано тем, что в силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) у общества возникло исключительное право на приватизацию земельного участка, который не может быть отнесен к имуществу Минобороны России и площадь которого непосредственно обусловлена конкретным видом деятельности (складирование товаров) и функциональным назначением расположенных на нем объектов недвижимости (складов).
До заключения договора купли-продажи земельного участка общество, будучи не согласным с ценой выкупа земельного участка в размере установленной кадастровой стоимости, 5 октября 2017 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и после отклонения заявления решением комиссии от 20 октября 2017 года – в Калининградский областной суд, решением которого от 26 марта 2018 года кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка определена в размере его рыночной стоимости в сумме 1800000 руб.
23 августа 2018 года между территориальным управлением
Росимущества и обществом заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 2390 кв.м с указанием вида разрешенного использования земельного участка – социальное обслуживание.
Такой вид разрешенного использования установлен территориальным управлением Росимущества по заявлению общества, указавшего, что фактически объекты используются региональной некоммерческой организацией «Русская община Калининградской области» при осуществлении деятельности по оказанию гражданам социальной помощи.
23 ноября 2018 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о праве собственности общества на земельный участок, а также о виде разрешенного использования земельного участка – социальное обслуживание.
При приобретении нежилых объектов (бывших военных складов) общество планировало в дальнейшем использовать земельный участок для целей строительства с учетом его отнесения к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (индекс «Ж-2») согласно действовавшим в 2014 году правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград».
Однако в соответствии с генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне «Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий».
Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №, указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне «С-1 - Зона специального назначения», которая предусматривает виды разрешенного использования объектов капитального строительства специального и режимного назначения и в которой не допускается строительство многоквартирных жилых домов.
Изменение оспариваемыми правовыми актами функциональной и территориальных зон, по мнению административного истца, не учитывает существующее землепользование с учетом отсутствия объектов военного (режимного) назначения, лишает собственника земельного участка права на выбор вида разрешенного использования земельного участка для строительства среднеэтажных жилых домов и препятствует использованию земельного участка как для целей жилищного строительства, так и для эксплуатации принадлежащих обществу складов.
С учетом изложенного административный истец просил признать не действующими и не подлежащими применению генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №, в части установления функциональной зоны «Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий» применительно к земельному участку с кадастровым номером №, и землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «С-1 - Зона специального назначения».
Также ООО «Строительно-Финансовый Центр» с учетом перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Калининградской области просило обязать Правительство Калининградской области внести изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части установления функциональной и территориальной зон применительно к территории земельного участка с кадастровым номером №, отнеся данный земельный участок к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, подал письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с выездом за пределы Калининградской области, не представив при этом доказательств уважительности причин выезда и, соответственно, причин неявки в судебное заседание, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В предыдущих судебных заседаниях представитель административного истца – ФИО1 заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представители совета депутатов Калининграда – ФИО2, Правительства Калининградской области – ФИО3, Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области – ФИО4 полагали требования не подлежащими удовлетворению, представив письменные отзывы.
Определением суда от 13 июня 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации и в/ч 32497.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации не явился в судебное заседание, заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайство не представило, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель в/ч 32497 – ФИО5 просила в административном иске отказать, представив письменные возражения на административное исковое заявление, суть которых сводится к тому, что земельный участок с кадастровым номером № находится в непосредственной близости к аэродрому Чкаловск, закрепленному приказом Командующего войсками Западного военного округа от 11 июня 2015 года № за Балтийским флотом и используемому в целях обороны и безопасности, а также для обеспечения прибытия (убытия) высших должностных лиц Российской Федерации.
Указала, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен на полосе воздушного подхода военных самолетов при взлете и посадке на взлетно-посадочную полосу аэродрома Чкаловск и в соответствии с руководящими документами Министерства обороны России находится в третьей подзоне приаэродромной территории, где не допускается жилищное строительство.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, показания свидетеля Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года № 397 муниципальное образование "Город Калининград" наделено статусом городского округа.
1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Статьей 2 названного Закона области предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Решениями городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № и от 25 декабря 2017 года № утверждены соответственно генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», которые действуют до настоящего времени.
При этом генеральный план городского округа принят, а разработка правил землепользования и застройки во исполнение постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 1 февраля 2016 года № 99 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории городского округа «Город Калининград» начата до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19.
Названные муниципальные акты размещены на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» и опубликованы в газете «Гражданин» (специальные выпуски № 33-с от 15 июля 2016 года и № 1 от 9 января 2018 года).
Таким образом, генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
На основании статьи 23 ГрК РФ, устанавливающей требования к содержанию генерального плана городского округа, генеральный план должен содержать карту функциональных зон городского округа (пункт 4 части 3), параметры функциональных зон (пункт 2 части 4).
6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий, к которым относятся, помимо иных, приаэродромная территория, устанавливаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1, пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ, часть 2 статьи 47 Воздушного кодекса РФ).
Из содержания статьей 23, 34 ГрК РФ следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может учитывать фактическое землепользование либо не соответствовать фактическому использованию территории, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
С учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования устанавливаются границы территориальных зон в составе правил землепользования и застройки (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).
Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (пункт 4 статьи 30 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По содержания приведенных положений статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
Следовательно, задача уполномоченных органов при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Эти требования закона при принятии генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в оспариваемой части не нарушены.
Так, фактические обстоятельства, изложенные административным истцом, подтверждены материалами дела, а также данными публичной кадастровой карты, согласно которой в 2007 году был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по ул.Докука,6 в г.Калининграде (пос.Чкаловск в пределах города Калининграда), с установлением вида разрешенного использования – «под военный городок № 1».
Этот земельный участок находился в ведении Министерства обороны Российской Федерации и в его границах фактически находился военный городок.
В 2014 году земельный участок с кадастровым номером № площадью 2390 кв.м образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером № для обслуживания и эксплуатации принадлежащих административному истцу двух нежилых зданий площадью 16,5 кв.м и 52,2 кв.м, используемых в качестве складов.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 6 мая 2014 года и вплоть до 23 ноября 2018 года вид разрешенного использования был установлен в соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ – «под военный городок № 1», соответствующий виду разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером №.
Прилегающие к земельному участку с кадастровым номером № земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № также имели вид разрешенного использования «под военный городок № 1».
Перечисленные земельные участки образовывали единую территорию, расположенную севернее реки Голубая, в водоохранной и прибрежной защитной полосе которой находится весь земельный участок с кадастровым номером №.
В пределах этой территории какие-либо жилые строения в государственном кадастре недвижимости не учтены и фактически отсутствуют.
На момент образования земельного участка с кадастровым номером № на территории городского округа «Город Калининград» действовал генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года № 69, и правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением окружного совета депутатов Калининграда от 29 июня 2009 года № 146.
В соответствии с данным генеральным планом территория, на которой в 2014 году образован земельный участок с кадастровым номером №, относилась к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне ограничения строительства (шумовая зона аэродрома).
При разработке проекта генерального плана и изменении в 2016 году функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону режимных территорий было правомерно учтено несоответствие установленной в 2006 году функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами действующим нормам воздушного законодательства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого генерального плана) размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 23 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138, на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Границы полос воздушных подходов на аэродроме государственной авиации Калининград (Чкаловск) установлены на основании Федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации», утвержденных и введенных в действие с 1 января 2007 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 455дсп, а также Федеральных авиационных правил «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации», утвержденных приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2006 года № 059.
Приказом Командующего войсками Западного военного округа от 11 июня 2015 года № 372 предписано содержать в составе аэродромной сети для использования по предназначению в интересах Западного военного округа за Балтийским флотом аэродром в Калининграде (Чкаловск).
По сообщению Командующего Балтийским флотом аэродром Калининград (Чкаловск) является аэродромом 1 класса.
В соответствии с таблицей 11 пункта 93 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 455дсп, общая длина полос воздушных подходов для аэродромов 1 класса – 10650 м и наибольшая ширина полос воздушных подходов – 2000 м.
Согласно Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2006 года № 059, ширина полос воздушных подходов в пределах концевой полосы безопасности равна ширине летной полосы, далее производится постепенное, под углом 15 градусов в каждую сторону, увеличение ширины полос воздушных подходов до величины 2000 м.
Земельный участок с кадастровым номером № находится на удалении 1681 м (дальняя границы участка) от торца порога № 27 летной полосы и на расстоянии (перпендикулярно летной полосе) менее 2 000 м от летной полосы, то есть в полосе воздушных подходов аэродрома государственной авиации Калининград (Чкаловск).
На основании пункта 47 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2006 года № 059, не допускается строительство новых зданий и сооружений в пределах полосы воздушного подхода (жилых, больниц, фабрично заводских, культурно-просветительских и т.д., а также складов нефтепродуктов и взрывоопасных объектов).
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в полосе воздушных подходов аэродрома государственной авиации Калининград (Чкаловск) и образованном в 2014 году до принятия оспариваемого генерального плана 2016 года с установлением вида разрешенного использования – «под военный городок № 1», строительство новых жилых объектов не допускается в силу приведенных норм федерального законодательства независимо от функциональной зоны, установленной генеральным планом.
При разработке оспариваемого генерального плана и изменении функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону режимных территорий также было правомерно учтено сложившееся фактическое землепользование, заключающееся в отсутствии на территории земельного участка с кадастровым номером № и смежных земельных участках (отнесенных к зоне режимных территорий) каких-либо объектов жилищного строительства.
Также правомерно были учтены сведения из государственного кадастра недвижимости об установленном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № и смежных земельных участков, образовывающих единую территорию, – «под военный городок № 1».
В порядке ст. 25 ГрК РФ Министерством обороны Российской Федерации согласованы документы территориального планирования 1 марта 2016 года и 26 мая 2016 года и, следовательно, Министерство обороны Российской Федерации, являясь в тот период времени титульным собственником земельного участка с кадастровым номером № и смежных земельных участков, выразило волеизъявление на установление на данной территории единой функциональной зоны режимных территорий.
С учетом приведенных фактических обстоятельств применительно к рассматриваемой территории оспариваемым генеральным планом установлена зона режимных территорий, что соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 23, пунктов 3, 7, 9 части 8 статьи 23 ГрК РФ.
Согласно правилам землепользования и застройки 2009 года, действовавшим на момент образования земельного участка с кадастровым номером № и приобретения ООО «Строительно-Финансовый Центр» двух нежилых одноэтажных зданий площадью 16,5 кв.м и 52,5 кв.м, используемых в качестве складов, эта же территория была отнесена к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей максимальной высотой – 35 метров), индекс Ж-2 (карта градостроительного зонирования) и частично - к зоне ограничения жилищного строительства (Н-13 – шумовая зона аэродрома) (карта зон с особыми условиями использования территории).
Таким образом, территориальная зона застройки среднеэтажными жилыми домами, установленная правилами землепользования и застройки 2009 года, не соответствовала установленной генеральным планом 2006 года функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что недопустимо исходя из первичности генерального плана.
Данное обстоятельство, независимо от иных фактических обстоятельств дела, само по себе свидетельствует о необоснованности доводов административного истца о наличии оснований для возложения на уполномоченные органы обязанности по изменению территориального зонирования путем установления применительно к рассматриваемой территории ранее установленной территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, индекс Ж-2.
Принятыми в декабре 2017 года правилами землепользования и застройки территория земельного участка с кадастровым номером № отнесена к территориальной зоне специального назначения (индекс С-1), что соответствует установленной генеральным планом функциональной зоне режимных территорий и положениям части 1 статьи 30, части 1 статьи 34 ГрК РФ.
Суд также принимает во внимание, что после принятия в 2016 года оспариваемого генерального плана до принятия в декабре 2017 года оспариваемых правил землепользования и застройки изменилось законодательство об установлении и использовании приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома.
В силу части 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны") на приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории.
Из перечисленных выше руководящих документов Минобороны России, сообщения командующего Балтийским Флотом на запрос суда, показаний свидетеля Е. следует, что земельный участок с кадастровым номером № полностью относится к третьей подзоне, в которой запрещено размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные приказами Минобороны России от 2 ноября 2006 года № 455дсп и № 059, в том числе среднеэтажные жилые дома, как об этом ставит вопрос административный истец.
Кроме того, Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев (часть 8 статьи 30 ГрК РФ); в случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, публичные слушания не проводятся (часть 3 статьи 31 ГрК РФ); в случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется (часть 7.1 статьи 31 ГрК РФ).
Таким образом, даже в случае сохранения при принятии правил землепользования и застройки прежней территориальной зоны применительно к рассматриваемой территории (зоны застройки среднеэтажными жилыми домами) к настоящему времени у уполномоченных органов возникла бы обязанность по учету руководящих документов Минобороны России об ограничении использования объектов на приаэродромной территории.
Ссылки административного истца на то, что зоны приаэродромной территории не установлены надлежащим образом, ошибочны и не соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ, часть вторая которой допускает отсутствие на 1 января 2016 года описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости и возлагает в такой ситуации обязанность на уполномоченные органы утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение этих требований закона органами военного управления подготовлено решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Калининград (Чкаловск), которое представлено для утверждения Губернатору Калининградской области.
На официальном сайте Министерства обороны России размещена схема приаэродромной территории аэродрома Калининград (Чкаловск).
Из перечисленных документов также следует, что принадлежащий административному истцу земельный участок находится в третьей подзоне приаэродромной территории аэродрома государственной авиации Калининград (Чкаловск), где не допускается размещение среднеэтажных жилых домов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в оспариваемой части по своему содержанию соответствуют федеральному градостроительному и воздушному законодательству, обладающим большей юридической силой.
Изменение правилами землепользования и застройки территориальной зоны, к которой относится земельный участок с кадастровым номером №, не создает обществу препятствий для дальнейшего использования земельного участка, разрешенное использование – социальное обслуживание, а также для эксплуатации расположенных на этом земельном участке нежилых зданий (складов).
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование земельного участка, разрешенное до изменения территориального зонирования, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с установленной процедурой и соответствуют федеральному законодательству, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ООО «Строительно-Финансовый Центр» к городскому совету депутатов Калининграда, Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области об оспаривании генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №, в части установления функциональной зоны «Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий» применительно к земельному участку с кадастровым номером № и правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №, в части отнесения к территориальной зоне «С-1 - Зона специального назначения» земельного участка с кадастровым номером №, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2019 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова