ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-53/20 от 10.11.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-53/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 10 ноября 2020 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.

с участием представителя административного истца Кужугет С.Д., представителя административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Г. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 марта 2014 года по гражданскому делу удовлетворен его иск об обязании Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить на условиях договора специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Им получен исполнительный документ и передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается постановлением межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (далее – МОСП г. Кызыла по РОВИП) о возбуждении исполнительного производства от 20 июня 2014 года. В настоящее время общая продолжительность ожидания исполнения решения суд составила более 6 лет. Просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В возражении на административное исковое заявление представитель Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что Министерство финансов Республики Тыва осуществляет финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов Республики Тыва финансирует денежные средства на основании заявок Министерства строительства Республики Тыва. Министерство строительства Республики Тыва заключает государственные контракты с подрядчиками и после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. Со стороны Министерства финансов Республики Тыва своевременно финансируется предусмотренные финансовые средства на основании заявок Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Со стороны ответчиков каких-либо противоправных действий не было совершено.

В отзыве на административное исковое заявление Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в связи с тем, что решение суда не может быть исполнено в связи с утратой Министерством статуса уполномоченного лица по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для исполнения судебного решения Министерство регулярно обращается в Министерство финансов Республики Тыва о выделении денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений указанной категории граждан, обращается в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва о строительстве жилых помещений, в Министерство труда и социального развития Республики Тыва о выделении жилых помещений по вступившим в законную силу судебным актам 2014-2015 годов, в Правительство Республики Тыва о содействии в разрешении сложившейся ситуации.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федерального службы судебных приставов по Республике Тыва.

В судебном заседании представитель административного истца Кужугет С.Д. просила удовлетворить требования административного иска.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, представители заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 марта 2014 года, вступившим в законную силу 3 июня 2014 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить Г. на условиях договора социального найма жилого помещения - жилое помещение на территории г.Кызыла, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии , который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) 11 июня 2014 года.

20 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Саган-оол Ш.О. возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Г. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Г. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 марта 2014 года не установлен срок для исполнения решения суда и соответственно необходимо применение требования ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 20 июня 2014 года, то решение суда должно было быть исполнено до 20 августа 2014 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 11 июня 2014 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (7 октября 2020 года), составила 6 лет 3 месяца 26 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В пункте 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 № 591 (ред. от 18.06.2019) указано, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить Г. жилое помещение возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 21 октября 2020 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству , исполнительный лист выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 11 июня 2014 года Г. и получен службой судебных приставов 11 июня 2014 года, отписан для исполнения Саган-оол Ш.О.

20 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Саган-оол Ш.О. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, копия постановления получена должником 3 июля 2014 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

4 июля 2014 года в МОСП г. Кызыла по РОВИП поступило письмо от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, где указывается, что Министерством подано заявление в суд об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства, приложено заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении производства по делу, принятое Кызылским городским судом Республики Тыва 4 июля 2014 года.

В требовании от 20 июня 2014 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 4 июля 2014 года, получено должником 30 июня 2014 года.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 августа 2014 года заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отсрочке исполнения решения суда от 6 марта 2014 года удовлетворено, предоставлена отсрочка на 6 месяцев до 8 февраля 2015 года.

Письмом от 22 декабря 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва на основании определения Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 августа 2014 года просит отложить исполнение решения суда.

В требовании от 11 февраля 2015 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 16 февраля 2015 года, получено должником 12 февраля 2015 года.

Письмом от 18 февраля 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва просит отложить исполнение решения суда.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления должника об отложении исполнительных действий.

8 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено должником 9 апреля 2015 года.

8 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 13 апреля 2015 года, получено должником 9 апреля 2015 года.

Письмом от 10 апреля 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает, что злостного неисполнения Министерством решения суда, а равно воспрепятствования его исполнению не имеется, в связи с тем, что по состоянию на апрель 2015 года в реестре республиканского имущества отсутствуют свободные жилые помещения общей площадью не менее 12,5 кв.м. и специализированный жилищный фонд Правительством Республики Тыва не создан. В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 19 марта 2015 года №125 «О внесении изменений в статью 8, 3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения, построенные за счет средств республиканского бюджета распределяются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по решению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, в связи с наделением их такими полномочиями.

10 апреля 2015 года поступило заявление об освобождении от уплаты исполнительного сбора Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Согласно справке Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в реестре государственного имущества Республики Тыва специализированного жилищного фонда, созданного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Кызыла, а также свободных жилых помещений не имеется.

21 октября 2015 года от Г. поступило заявление об исполнении решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 марта 2014 года.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2015 года исковое заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставлено без рассмотрения.

13 ноября 2015 года от должника поступило письмо об отложении исполнительных действий до рассмотрения заявления Кызылским городским судом Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве.

Постановлением судебного пристава-исполнителя отказано в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отложении исполнительных действий в связи с подачей заявления о замене должника в исполнительном производстве в Кызылский городской суд Республики Тыва.

3 марта 2016 года от должника поступило письмо об отложении исполнительных действий в связи с наличием причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда.

27 мая 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда до 2 июня 2016 года, полученный должником 30 мая 2016 года.

В требовании от 20 ноября 2016 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в течение 5 дней с момента получения требования.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению должник может быть привлечен к уголовной ответственности, полученное должником 7 марта 2017 года.

7 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда до 7 апреля 2017 года, полученный должником 7 марта 2017 года.

В требовании от 7 марта 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в течение 30 дней с момента получения требования.

В требовании от 30 мая 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 9 июня 2017 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности, полученное должником 30 мая 2017 года.

В требовании от 23 августа 2017 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 29 августа 2017 года.

Предупреждением от 28 сентября 2017 года судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 27 октября 2017 года.

Предупреждением 18 декабря 2017 года судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и инвалидам на 2016,2017, 2018 годы.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено требование в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва об исполнении решения суда в семидневный срок со дня поступления требования. В случае временной невозможности исполнения решения суда, в указанный в требовании срок, предоставить письменный ответ с заверенными надлежащим образом документами, подтверждающими временную невозможность исполнения решения суда, до 14 февраля 2018 года.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2018 года в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве и приостановлении исполнительного производства отказано.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 13 апреля 2018 года.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 9 июля 2018 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности, получено должником 4 июля 2018 года.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 10 октября 2018 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности, полученное должником 12 октября 2018 года.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 7 февраля 2019 года.

21 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера без уважительных причин во вновь установленный срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава от 25 февраля 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

19 ноября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда до 25 ноября 2019 года, получено должником 19 ноября 2019 года.

20 января 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда до 31 января 2020 года, получено должником 20 января 2020 года.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 17 часов 00 минут 31 января 2020 года.

Предупреждением судебный пристав-исполнитель предупреждает руководителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности, получено должником 27 января 2020 года.

В требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 14 часов 00 минут 16 октября 2020 года.

2 октября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда до 14 часов 00 минут 16 октября 2020 года, полученное должником 2 октября 2020 года.

В письме от 13 октября 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в ответ на требование и постановление о назначении нового срока исполнения решения суда сообщает, что исполнение решения суда от 3 июня 2014 года невозможно в силу объективных, не зависящих от Министерства, обстоятельств.

21 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера без уважительных причин во вновь установленный срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Постановлением начальника отдела-старшего судебного пристава от 28 октября 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Г. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500000 руб. Исходя из требований Г.., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Г. является лицом, оставшимся без попечения родителей, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 160000 рублей.

Доводы представителей административных ответчиков о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также Г. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление Г. к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва удовлетворить частично.

Присудить Г. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 160 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Г., открытый в Юго-западный банк ПАО Сбербанк, ИНН , БИК , кор./счёт .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 ноября 2020 года.

ПредседательствующийТ.В. Кунгаа