ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-53/2016 от 13.09.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а – 53/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2016 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,

с участием прокурора Новичкова Е.А.,

при секретаре Бусаргиной Ю.А.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «АРПО-Транс» Юматова О.А., представителя административного ответчика Правительства Саратовской области Ильинова Д.В., представителя заинтересованного лица министерства социального развития Саратовской области Мелковой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АРПО-Транс» к Правительству Саратовской области об оспаривании пункта 1 приложения № 8 постановления Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проездов на общественном транспорте на территории Саратовской области» в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 9 февраля 2016 года № 43, Правительства Саратовской области от 28 апреля 2016 года № 202-П,

установил:

административный истец обратился в Саратовский областной суд с административным иском к Правительству Саратовской области, мотивируя тем, что Правительством Саратовской области принято постановление от 30 декабря 2015 года № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проездов на общественном транспорте на территории Саратовской области», опубликованное 04 января 2016 года на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии». В приложении № 8 данного постановления установлен размер компенсации за один талон единого социального проездного билета и за разовый проездной билет для бесплатного проезда. Размер компенсации в автобусе городского сообщения составил 8 рублей. Административный истец полагает, что данный нормативный правовой акт в части установления размера компенсации противоречит Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и постановлению Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». 01 января 2016 года общество с ограниченной ответственностью «АРПО-Транс» (далее - ООО «АРПО-Транс») заключен договор об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского и пригородного сообщения в 2016 году № 39-3-АГП. Согласно расчету убытков в январе 2016 года было перевезено пассажирским транспортом 110651 пассажир, комитет социальной защиты населения министерства социального развития Саратовской области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П выплатил компенсацию в размере 9 рублей за каждого льготного пассажира, всего 885208 рублей, при этом убытки предприятия составили 995859 рублей. Таким образом, возмещая компенсацию за перевозку льготной категории пассажиров в размере меньшем, чем установлено предельным тарифом на перевозку пассажиров, Саратовская область возлагает на перевозчика за свой счет осуществлять перевозку льготной категории пассажиров, в связи с чем ООО «АРПО-Транс» ежемесячно терпит убытки.

На основании изложенного административный истец просил суд признать недействующим пункт 1 приложения № 8 постановления Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области» и осуществление расходов на их реализацию из средств бюджета Саратовской области в части установления размера компенсации за один талон единого социального проездного билета в автобусе городского сообщения – 8 рублей.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, в лице представителя Юматова О.А. даны объяснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Саратовской области Ильинов Д.В. в судебном заседании возражения по доводам административного искового заявления поддержал, полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению. Оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства области, установленной федеральным и областным законодательством, а также с соблюдением требований к порядку, форме принятия, вступлению в силу. Данное постановление не противоречит законодательству более высокого уровня ввиду отсутствия конкретных размеров возмещения (на соответствие которому проверялись бы оспариваемые размеры), поэтому права и интересы административного истца не нарушены. Вопрос о причине возникновения убытков и способах их возмещения из областного бюджета должен рассматриваться в ином судебном порядке, но не в рамках настоящего административного иска.

Представитель заинтересованного лица – министерства социального развития Саратовской области Мелкова Н.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права административного истца, поскольку компенсация в рамках заключенных договоров с перевозчиком выплачена.

Иные заинтересованные лица – представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия, в связи с чем, руководствуясь статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Постановлением Правительства Саратовской области от <дата>-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области», опубликованным на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» www.g-64.ru от <дата>, на территории Саратовской области установлена стоимость единого социального проездного билета на 50 поездок, право на приобретение которого предоставляется гражданам льготных категорий.

Постановлением Правительства Саратовской области от 9 февраля 2016 года № 43 «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П» введено приложение № 7 к постановлению, согласно которому установлен размер компенсации за один талон единого социального проездного билета и за разовый проездной билет для бесплатного поезда (постановление опубликовано <дата>).

Данным постановлением установлен размер компенсации за один талон единого социального проездного билета, в частности в автобусе городского сообщения – 8 рублей, который определяется по формуле:

P = Пм1+Пм2+Пмi / I х 0,8 х К,

где P- размер компенсации за один талон единого социального проездного билета;

Пмi- протяженность i-ого маршрута перевозчика;

i - количество маршрутов данного перевозчика;

0,8- корректирующий коэффициент, учитывающий среднюю дальность поездки, км;

К - предельный тариф на перевозки пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении на территории области, установленный комитетом государственного регулирования тарифов области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 28 апреля 2016 года № 202-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П» вышеназванное положение № 7 переименовано в приложение № 8. Согласно пункту 3 постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования в официальном источнике (с 5 мая 2016 года – день опубликования) и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области» с внесенными изменениями постановлением Правительства Саратовской области от 9 февраля 2016 года № 43-П и постановлением Правительства Саратовской области от 28 апреля 2016 года № 202-П урегулированы правоотношения в области социальной поддержки гражданам льготных категорий, а также порядка осуществления расходов на реализацию мер социальной поддержки.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подпункты 12 и 24 пункта 2 статьи 26.3).

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 поименованной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации (пункт 5 статьи 26.3 указанного выше Закона).

В соответствии со статьей 26.3.1 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

С учетом изложенных положений Федерального закона, механизм обеспечения мер социальной поддержки, а также регламентация деятельности уполномоченных органов по предоставлению указанных мер не урегулированы, отнесены к ведению субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 40 Устава (Основного Закона) Саратовской области органы государственной власти области принимают нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, разрабатывают и реализуют государственные программы области в сфере социального развития.

Как видно из преамбулы, постановление принято в соответствии с Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», согласно части 2 статьи 6 которого порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Правительством области.

Оспариваемое постановление принято Правительством области в целях реализации права на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и в пределах полномочий данного органа определять размер и порядок осуществления расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки пассажиров льготных категорий.

Постановление не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлению Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», поскольку указанные федеральные акты и оспариваемый правовой акт имеют разную сферу правового регулирования, каких-либо методик, порядка реализации расходов и компенсаций льготным пассажирам не устанавливают.

Административный истец ссылается на противоречие оспариваемого акта положениям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на возмещение компенсации за перевозку льготной категории пассажиров в размере меньшем, чем установлено предельным тарифом на перевозку пассажиров. Таким образом Правительство Саратовской области возлагает обязанность на перевозчика за свой счет осуществлять перевозку льготников, в результате чего перевозчик терпит убытки.

Суд не может согласиться с таким утверждением по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

ООО «АРПО-Транс» осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по виду работ: регулярные перевозки пассажиров и пригородном сообщении.

Возмещение юридическим лицам, осуществляющим перевозки транспортом общественного пользования на основании договоров об организации перевозок по маршрутам регулярных перевозок, в том числе выпадающих расходов, возникших до 1 января 2016 года, предусматривается оспариваемым постановлением.

Между ООО «АРПО-Транс» и комитетом социальной защиты населения г. Саратова заключены договоры об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского сообщения. Согласно пункту 2.4.17 договора перевозчик обязуется в течение действия договора обеспечивать проезд льготным категориям граждан, которым на основании проездного документа установленной формы предоставляется право проезда на регулярных пассажирских автобусных маршрутах в соответствии с законодательством.

Компенсация, причитающаяся в связи с перевозкой в спорный период льготников, исчисленная в соответствии с нормативными актами Саратовской области, начиная с 1 января 2016 года, административным истцом получена.

В Саратовской области действует механизм возмещения за счет средств областного бюджета выпадающих доходов, возникающих у предприятий транспортного комплекса вследствие перевозки пассажиров по государственным тарифам. Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013 года № 42-П «О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса» установлен механизм возмещения, согласно которому перевозчику подлежат выплате субсидии, представляющие собой разницу между предельным и экономически обоснованным тарифом.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «АРПО-Транс» в комитет по государственному регулированию тарифов области за расчетом экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов не обращался, то есть в установленном Правительством Саратовской области порядке уровень себестоимости своих перевозок и их убыточность от применения предельного тарифа не доказывал, в связи с чем вопрос о наличии убытков является преждевременным.

Судом установлено, что в оспариваемом постановлении учтены цифровые показатели размеров возмещения из областного бюджета за каждый бесплатно предоставленный социальный проездной месячный билет, использованные в ранее действовавшем постановлении Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан», которым количество поездок не было ограничено в отличие от оспариваемого акта, в котором размер компенсации установлен с учетом количества поездок. Показатели прежнего постановления использовались с целью недопущения ухудшения положения транспортных компаний, существовавшего до принятия оспариваемого постановления. Учитывая изменения, внесенные комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в отношении размера предельного тарифа на городском автобусе с 15 до 17 рублей, произошло увеличение на 12% среднего размера возмещения за единый социальный проезд. В оспариваемой части спорного постановления Правительство Саратовской области при установлении оспариваемых величин использовало уровень субсидирования для перевозчиков, с учетом ранее действовавшего постановления с перерасчетом на 12 % в сторону увеличения, в связи с чем ранее установленный размер возмещения 310 рублей увеличился на 12%.

Обстоятельства того, что административный истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области о возмещении убытков, не указывает на нарушение каких-либо прав оспариваемым постановлением и его несоответствии положениям статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. законодательной норме, имеющей большую юридическую силу. Оспариваемое постановление принято во исполнение реализации полномочий органа исполнительной власти Саратовской области на предоставление социальной поддержки на льготный проезд и применение действующего на ее территории порядка компенсации перевозчикам за льготные перевозки.

Федеральным законодательством не урегулирован механизм и методика определения таких компенсаций как установление компенсации за перевозки льготных пассажиров исходя из себестоимости осуществляемых перевозок.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах, оспариваемый нормативный правовой акт признается судом соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлению Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проездов на общественном транспорте на территории Саратовской области» принято компетентным органом в пределах своих полномочий, с соблюдением процедуры, опубликовано в установленном порядке, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следовательно, оспариваемая его часть не влечет нарушение права административного истца.

Суд на основании анализа указанных обстоятельств, представленных в дело доказательств, с применением приведенных норм материального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта частично несоответствующим и удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «АРПО-Транс» к Правительству Саратовской области об оспаривании пункта 1 приложения № 8 постановления Правительства Саратовской области от 30 декабря 2015 года № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проездов на общественном транспорте на территории Саратовской области» в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 9 февраля 2016 года № 43, Правительства Саратовской области от 28 апреля 2016 года № 202-П, в части установления размера компенсации за один талон единого социального поездного билета в автобусе городского сообщения – 8 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бугаева