Решение суда в окончательной
форме изготовлено 27.02.2020
Дело № 3а-53/2020 25OS0000-01-2019-000527-03РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Медведевой,
при секретаре И.А. Тороповой,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Арсеньевского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 9 января 2013 года № 1(732).
Кадастровая стоимость нежилого здания (лит.А5, здание стояночного бокса),площадью 719,7 кв. м., 1-этажного, с кадастровым номером №:319, расположенного по адресу: <адрес>, установленная названным актом, составляет 9 265 489, 77 рублей.
Кадастровая стоимость нежилого здания (лит.А4, здание стояночного бокса и хранилища), площадью 1221,7 кв. м., 1-этажного, с кадастровым номером №:321, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 15 685 308,56 рублей.
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №:319, в размере равной его рыночной стоимости 3 688000 рублей, по состоянию на 27 июня 2012 года; нежилого здания с кадастровым номером №:321, в размере равной его рыночной стоимости 4 659000 рублей, по состоянию на 27 июня 2012 года. В обоснование своих требований указала, что она является собственником указанных нежилых зданий. Установленная кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровым номером №319 в размере 9 265 489, 77 рублей, с кадастровым номером №:321 в размере 15 685 308,56 рублей значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в Отчете № от 22 ноября 2019 года, выполненном оценщиком ООО «Краевой центр оценки», чем нарушаются её права как плательщика налога на недвижимость.
Определением Приморского краевого суда от 13 января 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Приморского края; процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю изменен с заинтересованного лица на административного соответчика.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования ФИО2 поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание не явился административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и заинтересованного лица ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие. Сведениями о неявке в судебное заседание административного истца и представителей административных ответчиков по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.
Вместе с тем, от представителя Правительства Приморского краяпоступил письменный отзыв на иск, в котором административный ответчик просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края утверждены постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па, которое в настоящее время действует и никем не оспорено.
Представитель заинтересованного лица в письменном отзыве на иск просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, приведет к уменьшению налоговых платежей, поступающих в бюджет городского округа. Кроме того, административным истцом не представлено положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 и 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, с участием представителя административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Как предусмотрено положениями статей 399-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, ФИО2 указала на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий, находящихся у неё на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость нежилых помещений существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении её (административного истца) прав, которая в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на недвижимость, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости нежилых помещений, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Таким образом, принимая во внимание, что административный истец, в силу статьи 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в этой связи она вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, поскольку она влияет на размер налога, подлежащего уплате.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается и подтверждается выписками из ЕГРН от 25.09.2019, что ФИО2 принадлежат на праве собственности нежилые помещения:
- нежилое здание (стояночный бокс), 1989 года постройки, площадью 719,7 кв. м с кадастровым номером №319, расположенное по адресу: <адрес>а;
- нежилое здание (стояночный бокс и хранилище), 1982 года постройки,площадью 1221,7 кв. м с кадастровым номером №:321, расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 03 декабря 2019 года, установлена кадастровая стоимость нежилых зданий: с кадастровым номером №:319 – 9 265 489, 77 рублей, с кадастровым номером №:321 рублей – 15 685 308,56 рублей, которая определена по состоянию на 27 июня 2012 года, утверждена 12 декабря 2012 года и внесена в реестр объектов недвижимости 10 февраля 2013 года на основании постановления Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края».
В соответствии с налоговым уведомлением от 28 августа 2018 года №ФИО2 начислен налог на имущество физических лиц за налоговый период - 2017 год, исходя из кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №:319 и №:321.
В настоящее время постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (п. 5 постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п).
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости: с кадастровым номером №:319 установлена в размере 11023993,79 рублей; с кадастровым номером №:321 в размере 17483166,43 рублей.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилых зданий на момент рассмотрения дела стала архивной.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортного налога) и пунктах 1 и 2 статьи 15 (земельного налога и налога на имущество физических лиц) настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу части 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, в законе предусмотрено дополнительное ограничение: вернуть или зачесть налоги можно только за последние три года с момента обращения лица с заявлением о его перерасчете.
В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилых зданий: с кадастровым номером №:319 – 9 265 489, 77 рублей, с кадастровым номером №:321 рублей – 15 685 308,56 рублей, определенная по состоянию на 27 июня 2012 года, ставшая архивной в настоящее время, может быть пересмотрена, с учетом права административного истца обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на недвижимость на период, перерасчет налога за который возможен в силу действующего законодательства.
Кроме того, административный истец обратилась в суд с настоящим иском до вступления постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
В обоснование заявленных требований ФИО2 представлен Отчет № от 22 ноября 2019 года, выполненный оценщиком ООО «Краевой центр оценки» ФИО3, из которого следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости:
- нежилое здание (стояночный бокс), 1989 года постройки, площадью 719,7 кв. м с кадастровым номером №:319, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 27 июня 2012 года составляет 3 688 000 рублей;
- нежилое здание (стояночный бокс и хранилище), 1982 года постройки,площадью 1221,7 кв. м с кадастровым номером №:321, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 27 июня 2012 года составляет 4 659 000 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательств несоответствия Отчета № от 22 ноября 2019 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости нежилых зданий административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости здания, ими не заявлялось.
При исследовании Отчета № от 22 ноября 2019 года судом было установлено, что оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости нежилых помещений. Оценщиком проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.
В Отчете применены все три оценочных подхода: затратный, сравнительный и доходный. В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Оценив представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства № от 22 ноября 2019 года, составленный оценщиком ООО «Краевой центр оценки» ФИО3, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что названный Отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам оценщика у суда оснований не имеется, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик, проводивший оценку рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, является членом саморегулируемой организации и его ответственность застрахована, что подтверждено приложенными к Отчету полисом страхования и свидетельством о членстве саморегулируемой организации оценщиков, то есть указанные требования закона соблюдены.
Оценивая представленный Отчет, суд приходит к выводу, что выполнивший его оценщик ООО «Краевой центр оценки», подробно мотивировал свои выводы, определенная в Отчете итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в Отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в Отчете приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых оценщиком подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.
При изложенных фактических обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- нежилого здание (стояночный бокс), 1989 года постройки, площадью 719,7 кв. м с кадастровым номером №:319, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 688000 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2012 года;
- нежилого здание (стояночный бокс и хранилище), 1982 года постройки,площадью 1221,7 кв. м с кадастровым номером №:321, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 659000 рублей, определенной по состоянию на 27 июня 2012 года.
Довод представителя Правительства Приморского края о том, что постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.Данное право и было реализовано административным истцом.
Несостоятельными также являются и доводы заинтересованного лица о необходимости представления положительного экспертного заключения, поскольку при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в порядке Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, представление такого документа ни в комиссию, ни в суд не требуется.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 274-ФЗ с 10 августа 2017 года признан утратившим силу пункт 5 части 2 статьи 246 КАС РФ. Из перечня документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, исключено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Иные доводы, приведенные представителем Правительства Приморского края в письменном отзыве на административный иск, равно как и доводы представителя администрации Арсеньевского городского округа, также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 к Правительству Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Арсеньевского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (Лит.А5, здание стояночного бокса), площадью 719,7 кв.м., этажность 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3688000 рублей по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2019 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (Лит.А4, здание стояночного бокса и хранилища), площадью 1221,7 кв.м., этажность 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4659000 рублей по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2019 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи административного искового заявления считать - 12 декабря 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева