УИД 61OS0000-01-2022-000003-44
дело № 3а-53/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Кочерьяне Ю.Г.,
с участием:
прокурора Друговой Ж.Д.,
представителей административного истца ООО «Ростовские тепловые сети» ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Ростовские тепловые сети» о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/14 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год» и № 54/16 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год» в части компонента на тепловую энергию,
у с т а н о в и л :
18 декабря 2020 г. Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее – Региональная служба, орган регулирования) утверждено постановление № 54/14 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год», которым изменены утвержденные постановлением Региональной службы от 19 марта 2020 г. № 8/1 на долгосрочный период регулирования (2019-2023 годы) значения тарифов на тепловую энергию на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря 2021 г.
18 декабря 2020 г. Региональной службой также принято постановление № 54/16 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год», которым изменены утвержденные постановлением органа регулирования от 20 декабря 2018 г. № 85/14 на тот же долгосрочный период регулирования значения тарифов на горячую воду на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря 2021 г. (компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию).
ООО «Ростовские тепловые сети» (далее также Общество, Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления № 54/14 в полном объеме, постановления № 54/16 – в части утвержденного компонента на тепловую энергию.
В обоснование заявленных требований Общество указало на необоснованность снижения Региональной службой величины необходимой валовой выручки, учтенной при корректировке тарифов на 2021 г., на 476,9 тыс.руб. –сумму затрат по договору от 24 апреля 2014 г. № 42/2014 с ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» в части, которая не была компенсирована Обществу при установлении тарифов или индивидуальной платы за подключение в прошлых периодах регулирования.
Предприятие полагает, что расходы по названному договору подлежали учету в указанном размере как экономически обоснованные расходы, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, либо при корректировке с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, в сумме 64 554 тыс.руб. (как фактические неподконтрольные расходы 2019 г.) и в составе расходов на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в сумме 304 629,2 тыс.руб.
Административный истец ссылается на то, что с 2019 г. затраты, связанные с исполнением обязательств по упомянутому договору, в тарифы, устанавливаемые для ООО «Ростовские тепловые сети», не включаются. В установлении индивидуальной платы для вновь подключаемых потребителей Региональная служба также отказывает, что влечет для Предприятия существенные убытки.
Представители административного истца ФИО2 и ФИО1, участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поддержали заявленные требования.
Представитель Региональной службы ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что оспариваемые постановления Региональной службы не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, учитывают вступившие в законную силу судебные акты по делам с участием Общества.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ... (уполномоченного специалиста Региональной службы в тарифном деле), ..., ... (специалистов управляющей организации Общества), исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Друговой Ж.Д. об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Постановления Региональной службы от 18 декабря 2020 г. № 54/14 и № 54/16 содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов, проверка которых осуществляется судом по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
ООО «Ростовские тепловые сети» является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию, горячее водоснабжение потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Ростова-на-Дону.
Административный истец как субъект отношений, регулируемых оспариваемыми актами, вправе оспорить их в судебном порядке (часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Административное исковое заявление направлено Обществом в суд по почте 29 декабря 2021 г., то есть до истечения срока, на который постановлениями № 54/14 и № 54/16 установлено правовое регулирование. При изложенных обстоятельствах истечение этого срока в период рассмотрения дела судом само по себе основанием для прекращения производства по делу являться не может (часть 11 статьи 213 КАС РФ).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).
В силу части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, части 1 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» утверждение тарифов на тепловую энергию, горячую воду с использованием открытых систем теплоснабжения, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих тарифов в сфере теплоснабжения закреплены в разделе 2 (пункт 2.1.4) Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты Региональной службой в пределах компетенции.
Упомянутые акты изданы в форме постановлений, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе; приняты на заседании Правления Региональной службы правомочным составом Правления с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 3.6 того же Положения.
Постановления № 54/14 и № 54/16 опубликованы в установленном законодательством порядке на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 23 декабря 2020 г. (номера опубликования 6145202012230056 и 6145202012230058).
Проверяя оспариваемые акты на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
На основании материалов дела, вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным судом с участием тех же сторон, судом установлено, что в связи с недостатком используемой мощности ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» - после переименования в 2016 году – ООО «Ростовские тепловые сети) в январе 2014 г. обратилось к ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» с заявкой на подключение к центральной котельной вновь создаваемых и реконструируемых объектов строительства с суммарной подключаемой нагрузкой 99,00462 Гкал/час.
24 апреля 2014 г. между ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» и ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» заключен договор № 42/2014ЛРЭ о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с которым ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» обязалось осуществить подключение объекта ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» – теплофикационной камеры № 801 к центральной котельной для создания недостающей дополнительной мощности с целью подключения потребителей услуг ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» (застройщиков) согласно перечню заявок, приведенных в приложении № 3 к договору. Условиями договора предусмотрено, что размер платы за подключение (стоимость работ по подключению) определяется уполномоченным органом регулирования. График платежей установлен договором сторон.
Постановлением Региональной службы от 15 июля 2014 г. № 34/4 установлена плата за подключение объекта ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» с подключаемой тепловой нагрузкой 100 Гкал/час в размере 761 573 тыс.руб.
ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» осуществило мероприятия (строительство, реконструкцию, модернизацию оборудования) для увеличения тепловой мощности источника тепловой энергии (центральной котельной в г. Ростове-на-Дону). 30 декабря 2016 г. сторонами договора от 24 апреля 2014 г. подписан акт о подключении объекта ООО «Ростовские тепловые сети» к системе теплоснабжения с учетом дополнительно созданной мощности. ООО «Ростовские тепловые сети» свои обязательства по внесению платы за подключение перед ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» исполнило частично (том 1 л.д. 10).
Затраты административного истца на внесение платы по договору частично компенсированы за счет индивидуальной платы за подключение с потребителями и частично учитывались при установлении тарифов на услуги Общества в 2016-2018 годах. С 2019 г. затраты по упомянутому договору не включаются Региональной службой в расчет тарифов.
Необходимо отметить, что стороны договора юридически являются отдельными юридическими лицами. Вместе с тем, управляющей организацией для ООО «Ростовские тепловые сети» является ООО «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго», которая одновременно является управляющей организацией и в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго». Последнее является правопредшественником ООО «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго». Организации имеют общих учредителей.
Для ООО «Ростовские тепловые сети» 2021 г. являлся третьим годом второго долгосрочного периода регулирования, включающего в себя 2019-2023 годы. Расчет тарифов производится методом индексации.
29 апреля 2020 г. Общество обратилось в Региональную службу с заявлением на открытие дела о корректировке тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду на 2021 г. с приложением обосновывающих документов. 7 мая 2020 г. органом регулирования открыто дело о корректировке тарифов. Уполномоченным по делу в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования проведена экспертиза предложения Общества, подготовлены экспертные заключения от 7 декабря 2020 г. На заседании правления Региональной службы на основании указанных заключений приняты оспариваемые административным истцом постановления о корректировке тарифов.
По статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» из заявленных Предприятием 221 127,1 тыс.руб. Региональной службой учтено 156 573,17 рублей. Предметом оспаривания является невключенная разница – 64 553,93 тыс.руб. – компенсация части затрат по центральной котельной (по договору от 24 апреля 2014 года № 42/2014 ЛРЭ) в составе фактических неподконтрольных расходов в 2019 г.
Региональной службой также не учтены заявленные организацией на 2021 г. затраты по названному договору в размере 304 629,2 тыс.руб. в статье «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности».
Орган регулирования отказал и во включении невозмещенных затрат по договору по статье «Экономически обоснованные расходы, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные органом регулирования при установлении тарифов».
Согласно пункту 109 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 787 при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
Методическими указаниями и другими актами в области тарифного регулирования до введения в действие этой редакции напрямую не предусматривалось включение расходов, связанных с подключением заявителей-застройщиков с тепловой нагрузкой от 0,1 до 1,5 Гкал/час при отсутствии технической возможности, в индивидуальную плату за подключение или в НВВ для расчета тарифов.
При утверждении для Общества тарифов на тепловую энергию на 2016-2018 годы часть затрат по договору от 24 апреля 2014 г. № 42/2014ЛРЭ была учтена Региональной службой в условиях неопределенности правового регулирования на основании письма-разъяснения Федеральной службы по тарифам от 3 октября 2018 г., не имевшего нормативного характера (том 3 л.д. 36-39).
Возможность учета с 2019 г. затрат по договору № 42/2014ЛРЭ в НВВ для расчета тарифов на тепловую энергию и горячую воду (в части компонента на тепловую энергию) являлась предметом проверки судов различных инстанций в административном деле № 3а-344/2019, в котором административный истец оспаривал постановления Региональной службы от 17 декабря 2018 г. № 83/61 и от 20 декабря 2018 г. № 85/14 об утверждении тарифов на долгосрочный период 2019-2023 годы.
Решением Ростовского областного суда от 18 сентября 2019 г. по административному делу № 3а-344/2019, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23 января 2020 г. (66а-22/2020), кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 г., определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. (41-КАС20-88-К4) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (том 1 л.д. 225-252) подтверждено, что позиция органа регулирования, исключившего из НВВ на 2019 и последующие годы расходы Общества по указанному договору, является законной и обоснованной.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16, части 2 статьи 64 КАС РФ перечисленные судебные акты имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, содержащиеся в них выводы обязательны как для участников спора, так и для суда; обстоятельства, установленные этими судебными актами, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию в рассматриваемом деле.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
В силу пункта 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Учитываемая при расчете корректировки НВВ фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году (в рассматриваемом случае это 2019 г.), определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, согласно пункту 55 Методических указаний, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формуле (26) и включает в себя фактические неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования. В данную величину включаются расходы, связанные с изменениями требований законодательства, изменениями состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (без учета расходов, учтенных при определении операционных расходов), и другими изменениями величины неподконтрольных расходов.
Приведенные нормы, вопреки мнению административного истца, не позволяют учитывать затраты по договору от 24 апреля 2014 г. № 42/2014ЛРЭ в части, приходящейся на фактически подключенные в 2019 г. объекты.
Изменение редакции пункта 109 Основ ценообразования имело место до утверждения Обществу тарифов на период регулирования 2019-2023 годы. После утверждения долгосрочных тарифов требования законодательства в этой части не изменились. С изменением состава активов Предприятия после утверждения тарифов на долгосрочный период оспариваемые затраты также не связаны.
Причиной невключения расходов по упомянутому договору в НВВ 2019 г. при утверждении тарифов на долгосрочный период (в том числе в неподконтрольные расходы) явилось не отсутствие фактического подключения определенных застройщиков, а отсутствие правового основания для этого.
Фактическое подключение учитывалось Региональной службой в 2019 г. только при корректировке НВВ по факту 2017 г., учитывая, что в тарифы на 2016-2018 годы затраты по договору № 42/2014ЛРЭ были частично включены в плановом объеме.
В НВВ 2019 г. плановые расходы по договору не включались, в связи с чем их корректировку с учетом части таких расходов, приходящихся на застройщиков, фактически подключенных в 2019 г., нельзя признать обоснованной.
С учетом изложенных обстоятельств не имеют правового значения доводы административного истца о том, что расходы, приходящиеся на некоторых из этих застройщиков, в плановом порядке включались в тарифы до 2019 г. и потом были исключены из-за несостоявшегося в соответствующих периодах подключения.
По аналогичным основаниям нельзя согласиться и с предложением Предприятия включить оставшиеся невозмещенными расходы по договору № 42/2014ЛРЭ в составе расходов на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, или в качестве экономически обоснованных расходов, понесенных в предшествующих расчетных периодах.
Доводы предприятия по этим вопросам фактически направлены на пересмотр выводов судов, содержащихся в перечисленных выше вступивших в законную силу судебных актах по административному делу № 3а-344/2019. Преодоление состоявшегося решения суда путем искусственного переноса расходов в другие статьи затрат недопустимо.
Пункт 13 Основ ценообразования, на который Общество сослалось в обоснование своих требований, предусматривает возможность учета органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов), начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией в расчетном периоде, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов.
При корректировке тарифов на 2021 г. могут учитываться экономически обоснованные расходы, понесенные не ранее 2019 г., тогда как Общество просит о включении расходов по обязательствам, возникшим в более ранние периоды.
Более того, по смыслу пункта 13 Основ ценообразования он может быть применен только к расходам, возможность признания которых экономически обоснованными вытекает из действовавших на момент установления тарифов на соответствующий расчетный период норм законодательства. Поскольку действовавшее при установлении тарифов на 2019 г. законодательство не позволило признать расходы по договору экономически обоснованными, что подтверждено ранее вынесенными судебными решениями, они не могут быть признаны таковыми и при корректировке тарифа на 2021 г.
На основании изложенного основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими (постановления № 54/14 полностью, постановления № 56/16 – в части компонента на тепловую энергию) отсутствуют.
С учетом результатов рассмотрения дела вопрос о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты судом не обсуждается; понесенные административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат (статья 111 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административных исковых требований ООО «Ростовские тепловые сети» о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области: от 18 декабря 2020 г. № 54/14 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год»; от 18 декабря 2020 г. № 54/16 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2021 год» в части компонента на тепловую энергию, отказать.
Судебные расходы возложить на административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 24 марта 2022 г.
Судья О.А.Руднева