ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-53/2022 от 29.06.2022 Липецкого областного суда (Липецкая область)

3а-53/2022 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года Липецкий областной суд

в составе:

председательствующего судьи Амбарцумян Н.В.

с участием прокурора Кима И.Е.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Прокопенко И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации об оспаривании Решения № 263 «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации об оспаривании Решения № 263 «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, просили суд признать решение № 263 «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации» не действующим с момента принятия. Свои требования административные истцы мотивировали тем, что 10 апреля 2020 года Советом депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации принято решение «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации», оспариваемое решение опубликовано на официальном сайте администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, кроме того, опубликовано в сетевом издании – портал Министерства юстиции РФ «Нормативные правовые акты в РФ». В качестве основания для обращения в суд с административным исковым заявлением административные истцы указали нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку, являясь жителями Стебаевского сельского поселения, истцы были лишены права на участие в публичных обсуждениях по проекту Устава, проект нормативного акта подлежал опубликованию не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, а решение о принятии Устава подлежало государственной регистрации и обнародованию. Так же просили суд учесть, что 26 марта 2020 года администрацией Липецкой области принято Постановление № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Липецкой области», которым на территории Липецкой области введены ограничения, вызванные новой коронавирусной инфекцией, среди которых, в частности, запрет на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, полагают, что факт проведения сессии Совета депутатов нарушает положения указанного Постановления. Более того, указали, что на момент принятия решения № 263 «О принятии Устава сельского поселения Стабаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации» 10 апреля 2020 года в Совете депутатов сельского поселения Стабаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации не состояло необходимое количество депутатов для принятия Устава.

В силу п. 3 ст. 42 Устава сельского поселения Стабаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации Устав сельского поселения, решение Совета депутатов сельского поселения о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов сельского поселения. Полагали, что заседание Совета депутатов сельского поселения правомочно только в том случае, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов, то есть 7 депутатов от 10 избранных депутатов, что не могло быть в силу отсутствия на заседании Совета депутатов ФИО12 и ФИО13, а так же в связи со сложением полномочий депутатами ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11

В судебном заседании представитель административных истцов по ордерам адвокат Бурков Ю.С. и представитель административного истца ФИО2 по ордеру адвокат Лобеев М.С. заявленные требования поддержали, пояснив, что решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 263 от 10 апреля 2020 года в установленном законом порядке не принималось и не публиковалось. Проект Устава, а так же принятый Устав не размещался в необходимом количестве копий, но не менее 10 штук для открытого доступа на видном месте в установленный режим работы в помещении администрации сельского поселения, сельской библиотеке, сельском доме культуры, помещении почты, на доске объявлений с назначением ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним. Публичные обсуждения по проекту Устава не проводились. Просили суд учесть, что сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в период с 01.01.2020 г. по 01.12.2020 г. фактически не проводились. Полагали, что публичные мероприятия не могли быть проведены, поскольку в связи с распространением новой коронавирусной инфекции проведение публичных мероприятий в указанный период было запрещено. Указали, что принятый с нарушением порядка принятия и отсутствия кворума Устав нарушает права и законные интересы жителей Стебаевского сельского поселения, жителями которого истцы являются.

Представитель административного ответчика Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации по доверенности ФИО4 административный иск не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзывах на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо и.о. главы администрации сельского поселения Стабаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации ФИО5 заявленные требования не признала, объяснив, что 10 апреля 2020 года Советом депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации принято решение «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации», относительно процедуры проведения публичных слушаний и порядка принятия и введения в действие указанного нормативно правового акта объяснения не дала, однако показала, что в здании администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации отведены кабинеты под местный клуб и библиотеку, в 2020 году ФИО5 работала бухгалтером в администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, так же объяснила, что в коридоре администрации размещался проект Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, который она видела лично. Дополнительно пояснила, что вход в здание администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в период пандемии, после 26 марта 2020 года, был для граждан открыт, ограничен был вход для граждан лишь в кабинеты сотрудников администрации.

Выслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Кима И.Е., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ лицам, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, предоставлено право обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации деятельности местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 43, части 2 и 3 статьи 44 названного закона).

При этом федеральный законодатель в части 10 статьи 35 Закона 131-ФЗ в пунктах 1 - 11 определил вопросы, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, включая принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В силу ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Разделение федеральным законодателем способов и порядка принятия решений муниципальным советом муниципального образования основано на оценке существенности принимаемых решений, их особой значимости.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Устава сельского поселенияСтебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением № 134 от 18.04.20214 года (в редакции решений Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерацииот 24.11.2014 № 156;от 02.03.2015 № 176;от 07.07.2015 № 195;от 29.02.2016 № 37;от 11.07.2016 № 61;от 03.07.2017 № 138;от 30.07.2018 № 186,от 10.07.2019 № 221, опубликованного на портале Министерства юстиции Российской Федерации http://pravo.minjust.ru, далее Устав № 134 от 18.04.2014 года) Совет депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов.

В соответствии с п.5 ст. 30 Устава № 134 от 18.04.2014 года Совет депутатов сельского поселения может осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В силу ч.1 ст. 42 Устава № 134 от 18.04.2014 года представительным органом муниципального образования является Совет депутатов сельского поселения, к исключительной компетенции которого отнесено принятие Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области и внесение в него изменений и дополнений.

Устав сельского поселения, решение Совета депутатов сельского поселения о внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов сельского поселения (ч. 3 статьи 42 названного устава).

В силу п. 1-4 ст. 31 Устава № 134 от 18.04.2014 года основной формой деятельности Совета депутатов сельского поселения являются сессии, которые созываются председателем Совета депутатов сельского поселения согласно утвержденному Советом депутатов сельского поселения графику.

Внеочередные сессии собираются по инициативе главы сельского поселения, председателя Совета депутатов сельского поселения либо по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета депутатов сельского поселения.

Сессии Совета депутатов сельского поселения считаются правомочными, если на них присутствуют 50 и более процентов от числа избранных депутатов Совета депутатов сельского поселения. Сессии Совета депутатов сельского поселения проводятся не реже одного раза в три месяца.

Порядок созыва и проведения сессий Совета депутатов сельского поселения, продолжительность данных сессий и иные положения, касающиеся организации работы Совета депутатов сельского поселения, устанавливаются регламентом Совета депутатов сельского поселения. Регламент принимается Советом депутатов сельского поселения, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов. Регламент принимается на срок полномочий Совета депутатов сельского поселения.

На сессиях Совета депутатов сельского поселения каждый депутат имеет один голос. Голосование на сессиях Совета депутатов сельского поселения может быть открытым (в том числе поименным) и тайным. Случаи применения каждого вида голосования устанавливаются регламентом Совета депутатов сельского поселения.

Порядок созыва и проведения сессии Совета депутатов урегулирован ст.ст.11-25 Регламента Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 41 от 29.02.2016 года.

В соответствии со ст.30 ч.3 Устава № 134 от 18.04.2014 года (в редакции по состоянию на 10.04.2020 г.), Совет депутатов состоял из 10 депутатов. В нарушение приведенной нормы Регламентом Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утверждённого решением Совета депутатов № 41 от 29.02.2016 года, предусмотрен состав Совета депутатов в количестве 7 депутатов (статья 2). Поскольку положения Устава имеют большую юридическую силу, приведенная норма Регламента не подлежит применению при разрешении настоящего спора.

Согласно ч.1 ст. 30 Регламента Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 41 от 29.02.2016 года решение Совета, если это прямо не установлено действующим законодательством, Уставом сельского поселения, настоящим регламентом принимается: по вопросам принятия Устава сельского поселения и поправок к нему – не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Статьей 37 Регламента Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 41 от 29.02.2016 года предусмотрено ведение протокола сессии Совета, который подписывается председательствующим на сессии, секретарём сессии и заверяется печатью Совета.

Как следует из материалов дела, 10 апреля 2020 г. Советом депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области принято Решение «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации».

Указанное решение опубликовано на официальном сайте Администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района в разделе «Решения» https://r240-stebaevo.omsu48.ru/documents/resheniya/?PAGEN_1=6.

Кроме того, опубликовано в сетевом издании - портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф.

По сообщению избирательной комиссии Липецкой области, Совет депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет пятого созыва был избран по единому десятимандатному округу 13 сентября 2015 г. в количестве 10 депутатов: ФИО18, ФИО12, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО11, ФИО13, ФИО8,ФИО9, ФИО10

По состоянию на 10.04.2020 г. сложили полномочия депутаты ФИО8 (02.12.2017 года), ФИО9 (08.06.2018 года), ФИО22 (01.01.2018 года).

Согласно решению Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 13 марта 2020 года № 61, следует, что на основании заявления депутата Совета депутатов ФИО11, в связи с отставкой по собственному желанию, Совет депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации решил: снять полномочия депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации ФИО11 с 13.03.2020 года в связи с отставкой по собственному желанию.

Согласно Распоряжению главы администрации Липецкого муниципального района от 17.03.2020 года № 171-р исполнение обязанности главы администрации муниципального района возложено на заместителя главы администрации муниципального района ФИО11 с 18 марта 2020 года.

Согласно решениям Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 12 мая 2020 года №296 и № 297 ФИО11 избран главной Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации. Днем вступления ФИО11 в должность главы Липецкого муниципального района Липецкой области считать 12 мая 2020 года.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО21, ФИО19 показали, что в 2020 году являлись депутатами Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет пятого созыва. На сто десятой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации 27.02.2020 года, по вопросу принятия проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации участия не принимали; на публичных слушаниях 13.03.2020 года по вопросу обсуждения проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации участия не принимали; на сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации 10 апреля 2020 года по вопросу принятия Устава участия не принимали. О проведении указанных сессий депутатов и публичных слушаний их никто не оповещал, сессии и публичные слушания с их участием в 2020 году не проводились. По вопросу принятия Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации 10.04.2020 года им ничего не известно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, ФИО25 показал, что полномочия депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации снял 13.03.2020 года, после того, как прошли публичные слушания. Объяснений относительно проведения сто десятой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации 27.02.2020 года, по вопросу принятия проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации и проведении публичных слушаний 13.03.2020 года не дал из-за давности событий. Так же показал, что не принимал участия на сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации 10 апреля 2020 года по вопросу принятия Устава, поскольку сложил полномочия депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм, для принятия Устава сельского поселения требуется набрать необходимое количество голосов депутатов - две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 30 Устава муниципального образования сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации Совет депутатов состоит из 10 депутатов.

Для принятия решения о принятии устава, а так же внесении изменений и дополнений в устав, необходимо не менее 7 голосов депутатов (2/3 от 10).

Таким образом, за принятие изменений и дополнений в устав должно было проголосовать не менее семи депутатов.

Исходя из представленного в материалы дела протокола сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации пятого созыва от 10 апреля 2020 года, на сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации присутствовали 7 депутатов от установленной численности 10 человек, по результатам голосования 7 голосов «за» приняли Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Между тем, как установлено в судебном заседании, в протоколе сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации пятого созыва от 10 апреля 2020 года отражена недостоверная информация.

Так, в ходе судебного заседания свидетели ФИО12, ФИО13, ФИО21, ФИО19 показали, что являлись депутатами Совета депутатов пятого созыва, однако в работе сессий Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района в 2020 году участия не принимали, в том числе и в работе сто четырнадцатой сессии Совета депутатов, так же указанные депутаты не принимали участия в публичных слушаниях 13.03.2020 года более того, свидетель ФИО11 показал, что не принимал участия в работе сто четырнадцатой сессии Совета депутатов, поскольку с 13.03.2020 года досрочно прекратил полномочия депутата Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела протокол сто десятой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации пятого созыва от 27.02.2020 года, протокол проведения публичных слушаний от 13.03.2020 года, а так же протокол сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации пятого созыва от 10 апреля 2020 года не отражают действительные итоги голосования, поскольку на сто десятой сессии Совета депутатов 27ДД.ММ.ГГГГ не присутствовали депутаты ФИО12, ФИО13, ФИО21, ФИО19, на сто четырнадцатой сессии Совета депутатов 10.04.2020 года не присутствовали депутаты ФИО12, ФИО13, ФИО21, ФИО19 и ФИО11 При проведении публичных слушаний так же не присутствовали ФИО12, ФИО13, ФИО21, ФИО19 Таким образом, за принятие Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации 10.04.2020 года проголосовало менее 2/3 голосов от числа депутатов, что недостаточно для принятия Устава.

Исходя из положений части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением полномочий органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 нарушения порядка принятия нормативных правовых актов, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке; установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.

Руководствуясь приведенными положениями законодательства и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, установив допущенные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение не соответствует положениям части 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 статьи 42 Устава муниципального образования сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, а также с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основе реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим полностью со дня принятия решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 263 от 10 апреля 2020 года «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации».

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 30.10.2018 N 387-ФЗ) порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

В силу ч.1, ч. 2, п.1 ч.3ст. 24 Устава № 134 от 18.04.2014 года, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения Советом депутатов сельского поселения, главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов сельского поселения или главы сельского поселения. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, назначаются Советом депутатов сельского поселения, а по инициативе главы сельского поселения - главой сельского поселения. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава сельского поселения, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав сельского поселения вносятся изменения в форме точного воспроизведения положенийКонституции Российской Федерации, федеральных законов,Устава Липецкой областиили законов Липецкой области в целях приведения устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами…

В силу ч.1, ч. 1.1, ч.2, ч. 3 ст. 42 Устава № 134 от 18.04.2014 года устав сельского поселения принимается Советом депутатов сельского поселения.

Изменения и дополнения в устав сельского поселения вносятся муниципальным правовым актом, который оформляется отдельным нормативным правовым актом, принятым Советом депутатов сельского поселения и подписанным главой сельского поселения. На правовом акте проставляются реквизиты решения Совета депутатов сельского поселения о его принятии. Включение в такое решение Совета депутатов сельского поселения переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав сельского поселения, не допускается.

Изложение устава сельского поселения в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения не допускается. В этом случае принимается новый устав сельского поселения, а ранее действующий устав сельского поселения и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава сельского поселения.

(часть 1.1 дополнена решением Совета депутатов сельского поселенияСтебаевскийсельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерацииот 30.07.2018 № 186)

Проект устава сельского поселения, проект решения Совета депутатов сельского поселения о внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава сельского поселения, внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом депутатов сельского поселения порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту решения Совета депутатов сельского поселения о внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав сельского поселения вносятся изменения в форме точного воспроизведения положенийКонституции Российской Федерации, федеральных законов,Устава Липецкой областиили законов Липецкой области в целях приведения устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

(Абзац в редакции решения Совета депутатов сельского поселенияот 03.07.2017 № 138)

Устав сельского поселения, решение Совета депутатов сельского поселения о внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов сельского поселения.

В Силу п. 9 ст. 44 Устава № 134 от 18.04.2014 года обнародование муниципальных правовых актов, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, осуществляется на следующий день после их принятия путем размещения необходимого количества копий, но не менее 10 штук, для открытого доступа на видном месте в установленный режим работы в помещении администрации сельского поселения, сельской библиотеке, сельском доме культуры, помещении почты, на доске объявлений с назначением ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.

Муниципальные правовые акты дополнительно направляются для их размещения в сетевом издании - портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018 (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф). В случае размещения полного текста муниципального правового акта в указанном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном виде могут не приводиться (часть 9 в редакции решения Совета депутатов сельского поселенияСтебаевскийсельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерацииот 30.07.2018 № 186).

Обстоятельства нарушения данных требований, предусматривающих процедуру принятия нормативного правового акта, следуют из материалов дела.

Согласно протолку сто десятой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации пятого созыва от 27.02.2020 года, по вопросу принятия проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, по результатам голосования, «за» проголосовали 7 человек? от общей численности 10 депутатов, приняли решение № 59 о принятии проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

В материалы дела представлена копия Решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации сто десятой сессии пятого созыва от 27.02.2020 года № 59, которым принят проект Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Согласно протоколу сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации пятого созыва от 10 апреля 2020 года, на сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации присутствовали 7 депутатов от установленной численности 10 человек, по результатам голосования 7 голосов «за» приняли Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Согласно справке № 128 от 10.04.2020 года за подписью главы сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации проект Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации обнародован с 28 февраля 2020 года путем самостоятельного издания 10 экземпляров и размещения их для открытого доступа в помещении администрации сельского поселения, сельской библиотеке, сельском доме культуры, помещении почты, на доске объявлений. Ответственный за сохранность и соблюдение гарантии доступа к указанному акту инспектор администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет ФИО23

Согласно справкам от 23.06.2022 года, администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, МБУК «Центральная библиотечная система Липецкого муниципального района» библиотека с. Стебаево, МБУК «Стебаевский поселенческий центр культуры и досуга», представленных стороной административного ответчика, в холе, на информационных стендах администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации размещался Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в период начиная с 28.02.2020 года.

Согласно ответам УФПС Ростовской области от 10.06.2022 года №МР61-07/717, 21.06.2022 года № МР61-07/735, от 23.06.2022 года № МР61-07/750, следует, что в УФПС Липецкой области предложение о размещении проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации не поступало, соответственно проект Устава не размещался в объектах почтовой связи сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Согласно ответу МАУ «Редакция районной газеты «Сельская нива» Липецкого муниципального района Липецкой области от 20 июня 2022 года, следует, что в газете «Сельская нива» № 8 (8568) от 27.02.2020 года было опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний по принятию проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации. При этом приложена страница печатного издания, из которой усматривается, что 01.04.2020 года в 11.00 часов в здании МБУК «Стебаевский поселенческий центр культуры и досуга» по адресу: <...> проводится собрание участников публичных слушаний.

При этом суд обращает внимание, что в материалы дела №3а-40/2022 год (л.д. 8 том 2) стороной административного ответчика представлен протокол публичных слушаний от 03.04.2020 года № 1 за подписью главы администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации ФИО26 из которого усматривается, что в здании МБУК «Стебаевский поселенческий центр культуры и досуга» по адресу: <...>, 01.04.2020 года в 11.00 часов состоялись публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, утверждённый решением сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет от 11.08.2014 года № 147, информация о начале проведения публичных слушаний обнародована 24.02.2020 года на информационных стендах, опубликована в газете «Сельская нива» 27.02.2020 года № 8 (8568) и размещена на сайте администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, Российской Федерации, других вопросов, выносимых на публичные слушания 01.04.2020 года в 11.00 часов, заявлено не было.

В материалы деда представлен протокол публичных слушаний от 13.03.2020 года по вопросу «Обсуждение проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации» от 13 марта 2020 года, участниками публичных слушаний являлись депутаты: ФИО12, ФИО18, ФИО19, ФИО21, ФИО20, ФИО13, ФИО11 По результатам публичных слушаний, «за» проголосовали 7 человек, рекомендовано Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации принять Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

В материалы дела представлены рекомендации публичных слушаний от 13 марта 2020 года, из которых усматривается, что после обсуждения проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации на публичных слушаниях Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации рекомендовано принять Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации. Результаты публичных слушаний обнародовать.

Как уже было указанно выше, 10 апреля 2020 г. Советом депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации принято Решение «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации» № 263, указанное решение опубликовано на сайте администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации в разделе решения, иной информации, в том числе информации, касающейся оповещения жителей сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации об опубликовании проекта Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, либо оповещении жителей сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации о проведении публичных слушаний, обнародовании результатов публичных слушаний, официальный сайт администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации не содержит.

Как следует из ответа УФПС Ростовской области от 23.06.2022 года № МР61-07/750, в УФПС Липецкой области предложение о размещении Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального Липецкой области Российской Федерации района не поступало, соответственно Устав не размещался в объектах почтовой связи сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Представителю ответчика неоднократно было предложено представить доказательства в подтверждении доводов о соблюдении порядка принятия нормативного акта, однако каких-либо иных доказательств административным ответчиком не представлено.

Согласно п.3 ст. 4 Положения «О порядке организации и проведении публичных слушаний в сельском поселении Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации», принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 19.06.2017 года № 137 (далее Положение), на публичные слушания должны выносится: проект устава муниципального образования.

Согласно п.1 ст. 5 Положения публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов сельского поселения или Главы сельского поселения.

Согласно ст. 7 Положения информацию о дате, месте, времени, повестке дня и содержании вопроса или темы публичных слушаний инициаторы их проведения сообщают населению не позднее чем за 10 дней до проведения слушаний, используя для этого средства массовой информации, объявления и иные возможные средства.

Согласно п.2, п.4 ст. 9 Положения опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний осуществляется в течении 5 дней со дня их принятия.

Решения органов местного самоуправления, принятые по рекомендация публичных слушаний, подлежат обязательному опубликованию не позднее10 дней с момента принятия решения. Информацию доводит до населения сельсовета орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний.

В статье 44 Федерального закона N 131-ФЗ определены процедурно-процессуальные требования и особенности, которые должны учитываться при принятии проектов устава и муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. Одним из обязательных условий является предварительное официальное опубликование (обнародование) проекта устава или проекта внесения изменений в него.

Проверяя довод стороны административных истцов о не соблюдении административным ответчиком процедуры принятия нормативно-правового акта, суд установил, что исходя из буквального содержания текста Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 134 от 18.04.2014 года, обнародование муниципальных правовых актов осуществляется на следующий день после их принятия путем размещения необходимого количества копий, но не менее 10 штук, для открытого доступа на видном месте в установленный режим работы в помещении администрации сельского поселения, сельской библиотеке, сельском доме культуры, помещении почты, на доске объявлений. С учетом того обстоятельства, что в здании администрации сельского поселения находится сельская библиотека, сельский дом культуры и доказательств размещения проекта Устава в помещении почты и доске объявлений стороной административного ответчика не представлено, суд приходит к выводу, что сторона административного ответчика не обеспечила должным образом исполнение положений указанных норм по официальному опубликованию (обнародованию) проекта Устава, при этом суд считает необходимым отметить, что в силу закона на представительном органе муниципального образования лежит обязанность предоставить жителям муниципального образования реальную возможность ознакомления с проектом нормативно-правового акта, при этом формальный подход к исполнению обязанности по размещению проекта нормативно-правового акта нарушает право граждан муниципального образования на равный доступ к ознакомлению с проектом принимаемого нормативно-правового акта. Нарушение стороной административного ответчика процедуры опубликования (обнародования) проекта нормативно-правого акта привело к тому, что на публичных слушаниях 13 марта 2020 года по значимому для жителей муниципального образования вопросу присутствовали только депутаты Совета депутатов, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль, в связи с чем цели и задачи общественного контроля в таком случае не достигнуты, нарушены принципы общественного контроля.

Ссылка стороны административного ответчика на наличие на сайте Минюста РФ информации об обнародовании проекта Устава 28.02.2020 года (л.д. 157, том 1) не является бесспорным доказательствам соблюдения процедуры официального опубликования (обнародования) проекта нормативно-правового акта.

Так же суд приходит к выводу, что общественная оценка проекту Устава не была дана, как того требует федеральный законодатель, говоря о том, что проект муниципального нормативного правового акта должен выноситься на публичные слушания; такой проект муниципального правового акта не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава сельского поселения, внесении изменений и дополнений в устав сельского поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом депутатов сельского поселения порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Стороной административного ответчика не представлено бесспорных доказательств того, что проект Устава выносился на публичные слушания, меры по заблаговременному оповещению жителей муниципального образования о времени, месте проведения публичных слушаний, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, административным ответчиком не были приняты, так же как не были приняты меры по заблаговременному ознакомлению с оспариваемым проектом муниципального правового акта, возможности выступить по новой редакции Устава жителям сельского поселения предоставлено не было, меры по опубликованию (обнародованию) результатов публичных слушаний административным ответчиком не предпринимались.

Устав сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятый решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 263 от 10.04.2020 года зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции по Липецкой области 24.04.2020 года и опубликован в сетевом издании - портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, а так же на официальном сайте Администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района в разделе «Решения» https://r240-stebaevo.omsu48.ru/documents/resheniya/?PAGEN_1=6.

Неисполнение административным ответчиком обязанности по опубликованию проекта Устава в соответствии с положениями закона и Устава принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 134 от 18.04.2014 года, отсутствие доказательств проведения публичных слушаний в отношении данного нормативного правового акта, расценивается судом как принятие акта с нарушением процедуры его принятия.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении процедуры и порядка принятия нормативного правового акта, Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением № 263 от 10.04.2020 года, что является самостоятельным основанием для проверки оспариваемого акта в судебном порядке и его признания недействующим.

Довод стороны административного ответчика о том, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области зарегистрировало Устав, принятый решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 263 от 10.04.2020 года, в связи с чем процедура установленная законом при принятии Устава административным ответчиком соблюдена, являются несостоятельными, поскольку при регистрации Устава вопросы, касающиеся оценки достоверности представленных документов не входят в компетенцию регистрирующего органа, который проверят представленный пакет документов исключительно на соответствие требованиям закона.

В судебном заседании стороной административных истцов было заявлено ходатайство о вынесении частного определения в адрес правоохранительных органов по фактам установленных в судебном заседании нарушений при принятии оспариваемого нормативно-правового акта, однако суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства, поскольку в настоящее время в правоохранительных органах уже проводится проверка по доводам коллективного заявления жителей сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, в рамках данной проверки так же проверяются возможные обстоятельства нарушения уголовного законодательства должностными лицами при принятии оспариваемого решения.

Так же суд считает необходимым отметить, что довод стороны административных истцов по вопросу разночтения в протоколах сто четырнадцатой сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 10.04.2020 года по количеству выступавших депутатов и указанию в протоколе, представленном в Управление Министерства Юстиции РФ по Липецкой области секретаря сессии ФИО23 подлежит проверке в рамках имеющегося материала проверки № 767 от 20.12.2021 года.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом следует иметь в виду, что в случае, если судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществлялось в закрытом судебном заседании, опубликованию подлежит сообщение о принятии решения.

Суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет или обнародованию в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что в силу части 1 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части предусмотрены частями 1 - 3 статьи 216 КАС РФ и не нуждаются в отражении в решении суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области № 263 от 10 апреля 2020 года «О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации».

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет или обнародованию в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом сельского поселения Стебаевский сельсовет.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) Н.В. Амбарцумян

Решение в окончательной форме

принято 13.07.2022 г.