УИД 10OS0000-01-2023-000083-28
№ 3а-53/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2023 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Сафоновой М.В.,
с участием административных истцов Огулова В.Е., Громовой М.Б., Белятко Е.В.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Самойловой Е.В.,
представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия Марковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Огулова В. Е., Громовой М. Б., Белятко Е. В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Огулов В.Е., Громова М.Б., Белятко Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 г. удовлетворены исковые требования собственников помещений в многоквартирных домах №№12, 12А, 16Б по ул.Софьи Ковалевской в г.Петрозаводске к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об образовании земельных участков под указанными многоквартирными домами (дело №2а-3878/2020). В Межрайонном отделении судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия на принудительном исполнении находятся возбужденные 27 января 2021 г. исполнительные производства №-ИП, №-ИП, №-ИП. Судебное постановление не исполнено по настоящее время. Указывая на продолжающееся длительное неисполнение судебного акта по обстоятельствам, от них не зависящим, административные истцы просили взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере по 30000 руб. в пользу каждого административного истца.
Определением судьи от 28 июня 2023 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия, в качестве заинтересованных лиц - ФССП России и УФССП России по Республике Карелия.
Определением судьи от 24 июля 2023 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
В судебном заседании после перерыва административные истцы Огулов В.Е., Громова М.Б. и Белятко Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили, что не согласны с результатами публичных слушаний и схемами расположения земельных участков, в связи с чем обратились в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Самойлова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании после перерыва просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснила, что судебное постановление до настоящего времени не исполнено, после проведения администрацией Петрозаводского городского округа публичных слушаний распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17 августа 2023 г. были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Маркова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании после перерыва поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, полагала Министерство финансов Российской Федерации ненадлежащим административным ответчиком, обратила внимание на то, что исполнение судебного акта зависит, в том числе от действий органа местного самоуправления, полагала необоснованным размер заявленной компенсации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание после перерыва не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заинтересованные лица ФССП России и УФССП России по Республике Карелия в отзыве на административный иск указали, что в связи с неисполнением судебного постановления в установленный срок с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия 27 января 2022 г. взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб., кроме того Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия подвергнуто санкциям на общую сумму 130000 руб. Полагали, что оснований для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в заявленном административными истцами размере не имеется.
Административный ответчик Министерство финансов Республики Карелия в отзыве на административный иск просило в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая при этом, что размер компенсации административными истцами значительно завышен, не отвечает требованиям разумности и справедливости. Министерство финансов Республики Карелия, как финансовый орган, в процедуре исполнения решения суда не было задействовано.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы административных дел №2а-3878/2020, №3а-30/2022, №3а-113/2022, материалы исполнительных производств №-ИП, №-ИП, №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 № 1-П, от 14.05.2003 №8-П, от 14.07.2005 № 8-П, от 12.07.2007 № 10-П, от 26.02.2010 № 4-П, от 14.05.2012 № 11-П, от 10.03.2016 № 7-П).
Согласно части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 43.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в случае принятия судебного акта по нескольким самостоятельным требованиям нескольких лиц каждое из них вправе требовать компенсацию за нарушение срока исполнения такого акта при условии нарушения разумного срока исполнения соответствующего требования. Если судебным актом удовлетворено совместное требование нескольких лиц (например, имущество передано в общую собственность или совместное пользование нескольким лицам), каждое из таких лиц вправе требовать компенсацию за нарушение срока исполнения судебного акта независимо от того, кто из них обратился за его исполнением.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ) (пункт 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 г. отменено решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июля 2020 г. по административному делу № 2а-3878/2020 и принято новое решение, которым в порядке частичного удовлетворения административных исковых требований Огулова В.Е., Фомичева Я.В., Громовой М.Б., Белятко Е.В., Путешева М.С. и Лоскутина С.А. на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность образовать земельные участки под многоквартирными жилыми домами №№12, 12А, 16Б по ул. Софьи Ковалевской в г.Петрозаводске и осуществить предусмотренные действующим законодательством меры для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
11 января 2021 г. в Петрозаводский городской суд Республики Карелия поступило заявление Огулова В.Е., Громовой М.Б. и Лоскутина С.А. о направлении исполнительных листов в службу судебных приставов. Выданные судом 15 января 2021 г. исполнительные листы направлены на принудительное исполнение 15 января 2021 г. и 21 января 2021 г.
На основании исполнительного листа ФС № в отношении взыскателя Лоскутина С.А., поступившего 20 января 2021 г. в Межрайоное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия, 22 января 2021 г. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Исполнительные производства №-ИП и №-ИП в отношении взыскателей Огулова В.Е. и Громовой М.Б. возбуждены 27 января 2021 г. на основании исполнительных листов ФС№, ФС №, поступивших 25 января 2021 г. в Межрайоное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия.
В постановлениях о возбуждении исполнительных производств должнику Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 февраля 2021 г. исполнительные действия по исполнительному производству №-ИП были отложены на срок с 15.02.2021 по 01.03.2021.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 февраля 2021 г. исполнительные действия по исполнительному производству №-ИП были отложены на срок с 16.02.2021 по 03.03.2021.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2021 г. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия была предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения от 26 октября 2020 г. на срок до 1 июля 2021г.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 5 июля 2021г. в удовлетворении заявления Громовой М.Б. о разъяснении апелляционного определения отказано.
Определениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 сентября 2021 г. и от 22 июля 2022 г. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного судебного постановления.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 февраля 2022 г. по административному делу №3а-30/2022 по административному исковому заявлению Огулова В.Е., Громовой М.Б., Белятко Е.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок установлено длительное неисполнение вышеуказанного решения суда, в связи с чем в пользу Белятко Е.В., Громовой М.Б. и Огулова В.Е. с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере по 10000 руб. в пользу каждого административного истца
При этом судом установлена общая продолжительность исполнения судебного акта с 11.01.2021 по 17.02.2022.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 декабря 2022 г. по административному делу №3а-113/2022 по административному исковому заявлению Огулова В.Е., Громовой М.Б., Фомичева Я.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок также установлено длительное неисполнение вышеуказанного решения суда, в связи с чем в пользу Огулова В.Е., Громовой М.Б. и Фомичева Я.В. с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере по 10000 руб. в пользу каждого административного истца.
Судом установлена общая продолжительность исполнения судебного акта с 18.02.2022 по 05.12.2022.
Ссылаясь на длительность исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 г., Огулов В.Е., Громова М.Б. и Белятко Е.В. вновь обратились в суд с настоящим административным иском о присуждении компенсации.
Поскольку срок неисполнения судебного акта, прошедший после вынесения Верховным Судом Республики Карелия решения от 5 декабря 2022 г., превысил шесть месяцев, судебный акт не исполнен, а права взыскателей продолжают нарушаться, то в силу положений части 8 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», административные истцы имеет право на предъявление настоящего иска.
При этом следует установить обстоятельства допущения нарушения разумного срока, начиная с 6 декабря 2022 г.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 февраля 2022г. по административному делу №3а-30/2022, решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 декабря 2022 г. по административному делу №3а-113/2022 установлено, что в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 января 2022 г. с должника Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб., требованием судебного пристава-исполнителя от 27 января 2022 г. должнику установлен срок исполнения судебного акта до 21 февраля 2022г., за неисполнение которого должник привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Также 9 сентября 2022 г. руководителю должника вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вышеуказанными решениями суда установлено, что во исполнение апелляционного определения от 26 октября 2020 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия принимались только следующие меры: направление схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории заинтересованным лицам в ноябре 2021 г.; сообщение 27 декабря 2021 г. и 14 января 2022 г. в адрес управляющего ТСЖ «Софьи Ковалевской-12» Клюева Н.С., председателя правления ТСЖ «СК-16» Беляева В.В., а также Громовой М.Б. о планируемой разработке проекта межевания территории в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», 29 июня 2022 г. утверждено Техническое задание на выполнение кадастровых работ и обеспечение осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельных участков для нужд ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».
Согласно пункту 2.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (введенного с 1 июля 2022 г. в действие Федеральным законом от 30.12.2021 №478-ФЗ) подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 декабря 2022 г. по административному делу №3а-113/2022 установлено, что в целях исполнения апелляционного определения от 26 октября 2020 г. с 1 июля 2022 г. в проведении конкурсных процедур, несении значительных временных и денежных затрат нет необходимости.
Однако, как было установлено в ходе рассмотрения административного дела №3а-113/2022, процедурой, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия воспользовалось лишь после проведения конкурсных процедур.
Из материалов настоящего дела следует, что 3 марта 2023 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес администрации Петрозаводского городского округа схемы расположения земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества.
Письмом от 29 марта 2023 г. №1074/5.3-06/УАГ-и администрация Петрозаводского городского округа сообщила о том, что схемы расположения земельных участков находятся на рассмотрении в структурных подразделениях администрации, информация о результатах рассмотрения и назначении даты публичных слушаний будет направлена в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия дополнительно.
2 мая 2023 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступило письмо администрации Петрозаводского городского округа от 18 апреля 2023 г. №1355/5.3-06-УАГ-и об отказе в проведении публичных слушаний ввиду формирования земельных участков на территории общего пользования.
29 мая 2023 г. в адрес индивидуального предпринимателя Монтонен Е.В. направлено письмо о переоформлении схемы расположения земельных участков с учетом письма администрации Петрозаводского городского округа от 18 апреля 2023 г.
3 июля 2023 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия в адрес и.о. заместителя главы администрации Петрозаводского городского округа направлено письмо об организации публичных слушаний по вопросу утверждения схем расположения земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества.
В период с 27 июля 2023 г. по 8 августа 2023 г. проводились публичные слушания, по результатам которых было принято решение об утверждении схем расположения земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома с кадастровыми номерами 10:01:0110142:1424, 10:01:0110142:1056, 10:01:0110142:847, 10:01:0110142:2505 и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества.
Распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17 августа 2023 г. №-м/20р, №-м/20р, №-м/20р утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении спорных многоквартирных домов.
Из материалов исполнительных производств помимо вышеуказанного следует, что требованием судебного пристава-исполнителя от ХХ.ХХ.ХХ должнику установлен новый срок исполнения решения суда – до ХХ.ХХ.ХХ, за неисполнение которого постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Карелия от 15 июня 2023 г. должник привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 руб., Также 16 февраля 2023 г. руководителю должника вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 г. до настоящего времени не исполнено, исполнительное производство не окончено и не прекращено.
Срок исполнения вступившего в законную силу судебного постановления более 8 месяцев (с 6 декабря 2022 г. по день вынесения настоящего решения) является значительным, не соответствующим требованию разумности, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
Суд учитывает, что вина взыскателей в длительном неисполнении судебного акта отсутствует, принимая во внимание своевременное инициирование ими процедуры принудительного исполнения, отсутствие доказательств того, что невозможность своевременного исполнения судебного постановления была вызвана действиями или бездействием со стороны административных истцов.
Как разъяснено в пунктах 40, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Оценивая действия административного ответчика, направленные на исполнение судебного акта, суд полагает, что такие действия не могут быть признаны достаточно эффективными, поскольку они не привели к достижению желаемого результата и реальному восстановлению нарушенного права лиц, за защитой которых они обращались в суд.
Как следует из части 3 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
В этой связи судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что неисполнение решения суда вызвано длительностью проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку необходимость проведения последних с 1 июля 2022 г. отсутствовала. Сроки, в течение которых направлялись соответствующие документы в администрацию Петрозаводского городского округа с целью проведения публичных слушаний, также не могут быть признаны разумными.
Срок исполнения вступившего в законную силу судебного решения более 8 месяцев является значительным, не соответствующим требованию разумности, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что продолжительность исполнения судебного акта от 26 октября 2020 г. содержит признаки нарушения разумного срока, учитывает ценность нарушенного права (права собственности) и, руководствуясь также принципами разумности, справедливости, приходит к выводу о взыскании за период 6 декабря 2022 г. по день вынесения судебного решения компенсации в размере по 10000 руб. в пользу каждого из административных истцов.
По мнению суда, указанная сумма позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административных истцов на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). По делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств. Под главными распорядителями средств соответствующего бюджета, по смыслу указанных норм Закона о компенсации, понимаются главные распорядители средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исходя из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 15 статьи 4, части 3 статьи 33 Закона Республики Карелия от 31.12.2009 № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия» Министерство финансов Республики Карелия осуществляет бюджетные полномочия по составлению проекта бюджета и представлению его с необходимыми документами и материалами в Правительство Республики Карелия; по организации исполнения бюджета.
В силу подпункта 1 пункта 1, подпункта 16 пункта 9 Положения о министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 №210-П, Министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия финансового органа, в том числе по проведению единой государственной бюджетной и налоговой политики, составлению и исполнению бюджета Республики Карелия, контролю за организацией бюджетного процесса в Республике Карелия, исполнением бюджета Республики Карелия.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Республики Карелия от 21.12.2022 №2776-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия с распределением бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2023 год утверждена согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия включено в ведомственную структуру расходов бюджета Республики Карелия (пункт 7 приложения 3) и соответственно является главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия и надлежащим ответчиком.
Кроме того, согласно подпункту 80 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.
По смыслу вышеприведенных норм и разъяснений, ответственным лицом за выплату компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам настоящей категории является публично-правовое образование – в данном случае Республика Карелия, за счет бюджета которой осуществляется такая выплата, а Министерство финансов Республики Карелия и главный распорядитель средств бюджета, в данном случае – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представляют интересы Республики Карелия в суде, выступая в деле в качестве надлежащих административных ответчиков.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в силу действующего законодательства является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу, в связи с чем в административном иске к нему следует отказать.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия подлежат взысканию понесенные административным истцом Громовой М.Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению (пункт 4 статьи 4 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», часть 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Огулова В. Е., ГромовойМарины Б., Белятко Е. В. удовлетворить частично.
Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу ОгуловаВалерия Е. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 руб.
Денежные средства перечислить на счет (...)
Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу ГромовойМарины Б. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 руб.
Денежные средства перечислить (...)
Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу Белятко Е. В. компенсациюза нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 руб.
Денежные средства перечислить на (...)
В удовлетворении административных исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия и в остальной части иска отказать.
Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия в пользу Громовой М.Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 28 августа 2023 г.