Дело № 3а-540/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 июля 2020 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовца А.А.,
при секретаре Елисеевой К.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Поносова А.В., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДИЛОС-М» о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Постановление № 874-п) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением № 874-п содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень). В Перечень под № 1951 включено здание с кадастровым номером **, под № 3571 – здание с кадастровым номером **, расположенные по адресу: <...>.
Общество с ограниченной ответственностью «ДИЛОС-М» (далее ООО «ДИЛОС-М», административный истец), являясь собственником нежилого помещения, общая площадь 3334,9 кв.м, кадастровый номер **, которое расположено в здании с кадастровым номером **, и здания, общая площадь 1661,3 кв.м, кадастровый номер **, включенных в вышеуказанный Перечень, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пунктов 1951, 3571 Перечня.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что вышеуказанные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит действующим законам, нарушает права административного истца, являющегося собственником спорных объектов недвижимости, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца заявленные требования поддерживает.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2 заявила о несогласии с исковыми требованиями.
Заинтересованные лица ФИО3, администрация г. Перми представителей для участия в рассмотрении дела не направили, мнения по иску не выразили.
Исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца обоснованными, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Постановление Правительства Пермского края № 874-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Указанное постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 2 декабря 2019 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 9 декабря 2019 года № 48, вступило в силу с 1 января 2020 года.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, вступившими в законную силу решениями Пермского краевого суда и не оспаривается административным истцом.
Статьей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах);
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края № 848-п от 16 октября 2015 года «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее постановление № 848-п), Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство) уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерством данный перечень был сформирован, который утвержден Правительством Пермского края постановлением от 28.11.2019 № 874 «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». В указанный Перечень под пунктом 1951 включено здание с кадастровым номером **, под пунктом 3571 – здание с кадастровым номером **, расположенные по адресу: <...>.
Таким образом, на административного истца, являющегося собственником нежилого помещения с кадастровым номером ** в здании с кадастровым номером **, здания с кадастровым номером **, что подтверждается копиями выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 11-20, 31), в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта возложена обязанность по уплате налога на имущество с учетом определения налогооблагаемой базы в размере кадастровой стоимости.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого пункта постановления № 874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечень на 2020 год.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), предназначения здания для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также соответствия объекта недвижимости установленным требованиям по площади.
Из материалов дела следует, что нежилое здание, кадастровый номер **, площадь 3384,6 кв.м, количество этажей 3, в том числе подземных 1, находится по адресу: <...>. В указанном здании расположены нежилое помещение с кадастровым номером **, площадью 3334,9 кв.м, принадлежащее ООО «ДИЛОС-М», и нежилое помещение с кадастровым номером **, площадью 49,7 кв.м, принадлежащее С.
Согласно заключению о положении каменного нежилого помещения с условным номером 59-59-22/066/2012-967 (в настоящее время кадастровый номер **), выполненного по состоянию на 02.06.2015 кадастровым инженером Т. (ООО «Гео-Эталон), данное нежилое помещение полностью находится на территории земельного участка с кадастровым номером **.
Нахождение здания с кадастровым номером ** только на земельном участке с кадастровым номером ** установлено также актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 05.10.2017, выполненного на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 22.09.2017 № СЭД-31-02-2-2-1081 (л.д. 89).
Земельный участок с кадастровым номером **, площадь 3402 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства, принадлежит на праве долевой собственности ООО «Демидыч» и административному истцу (л.д. 21-23).
При подготовке оспариваемого в части настоящего нормативно-правового акта Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не указывало кадастровый номер земельного участка (земельных участков) с видом разрешенного использования, на котором (которых) расположено здание с кадастровым номером ** (л.д. 68).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не соответствует видам разрешенного использования, предназначенным для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых центров, так как вид разрешенного использования «для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства» соответствует установленному классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540 – «коммунальное обслуживание» (код 3.1).
В связи с изложенным, вопрос о включении здания в Перечень подлежал разрешению с учетом назначения объекта недвижимости - на основании сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), либо фактического использования объекта недвижимости установленного надлежащим образом при проведении обследования, указывающими на размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов бытового обслуживания на площади не менее чем 20 процентов общей площади здания.
Здание с кадастровым номером ** по назначению, указанному в ЕГРН, является нежилым. Согласно данных технического паспорта оно состоит из цехов, кладовых, кабинетов, коридоров, музея, тамбуров, серверной, венткамеры, электрощитовых, складов, сан.узлов, мастерской, иных гаражных помещений. При этом площадь кабинетов к общей площади здания составляет 257 кв.м или 7,59 %. Термин «кабинет» не является равным по значению с термином «офис». Наличие иных помещений, которые по назначению, могли быть однозначно отнесены к офисам и соответствующей офисной инфраструктуре, из документов технического учета (инвентаризации) не усматривается.
Акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 05.10.2017 не является доказательством тому, что здание с кадастровым номером ** фактически используется для размещения офисов на юридически значимый период, поскольку не содержит подтверждающих этот вывод достоверных сведений.
Согласно договора аренды № 6/19 от 12.04.2019, заключенного между административным истцом и арендатором ООО «Торгсервис59», во временное пользование передано нежилое помещение общей площадью 450 кв.м для размещения склада готовой продукции. Таким образом, данное доказательство не подтверждает использование помещения для административно-делового или коммерческого назначения, предусмотренного положениями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, соотношение площади арендованного помещения к площади здания составляет 13,3%, т.е. менее 20%.
Нежилое здание, кадастровый номер **, площадь 1661,3 кв.м, находится по адресу: <...>, принадлежит ООО «ДИЛОС-М».
Согласно справке о местоположении объекта капитального строительства на земельном участке, выданной 15.05.2020 ООО «Центр кадастровых работ», данное здание расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером **, собственником которого является административный истец (л.д. 24-26).
Данное обстоятельство было установлено при обследовании фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 05.10.2017, выполненного на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 22.09.2017 № СЭД-31-02-2-2-1081 (л.д. 85).
Земельный участок с кадастровым номером **, площадь 958 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, имеет виды разрешенного использования: жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 24-26).
При подготовке оспариваемого в части настоящего нормативно-правового акта Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю уведомило об условной привязке расположения здания на земельных участках **, **, ** с разрешенными видами использования: жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы; под административный корпус (лит. А-А10), контрольно-пропускной пункт (лит.Б), здание сауны (лит.Ж), здание столовой (лит.В), и здание диспетчерской (лит.Д); под административный корпус (лит. А-А10), контрольно-пропускной пункт (лит.Б), здание сауны (лит.Ж), здание столовой (лит.В), и здание диспетчерской (лит.Д) (л.д. 68). При этом в столбцах таблицы, имеющих отношение к земельным участкам, содержится информация, что в случае если здание расположено более чем на одном земельном участке кадастровые номера всех земельных участков и виды разрешенного использования указываются через точку с запятой.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не соответствует видам разрешенного использования, предназначенным для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых центров, так как вид разрешенного использования «жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства» соответствует установленному классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540 – «коммунальное обслуживание» (код 3.1).
Здание с кадастровым номером ** по назначению, указанному в ЕГРН, является нежилым. Согласно данных технического паспорта оно состоит из кабинетов, шкафа, зала, санузлов, коридоров, лестничных клеток, электрощитовых, комнаты охраны, комнаты отдыха, холла, приемной, кассы, архива, помещения, кладовых, музея, моечной, тамбура, обеденного зала, бара, банкетного зала, гардероба.
Акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 05.10.2017 не является доказательством тому, что здание с кадастровым номером ** фактически используется для размещения офисов на юридически значимый период, поскольку не содержит подтверждающих этот вывод достоверных сведений.
ООО «Пермавтогазсервис» ликвидировано, сведения о чем размещены в открытом доступе в сети Интернет, т.е. являются общеизвестными.
Использование помещений в здании собственником для собственных производственных нужд, как это зафиксировано на фотографии на л.д. 88, не свидетельствует о функционировании здания как административно-делового или торгового центра. Также отсутствуют доказательства об использовании таких помещений как бар, обеденный зал, банкетный зал для организации предприятия общественного питания.
Поскольку доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади зданий с кадастровыми номерами **, ** в целях делового, административного или коммерческого назначения по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо размещения их на земельных участках с соответствующими видами разрешенного использования не имеется, поэтому суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ. По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, поэтому расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика.
В остальной части государственная пошлина уплачена в излишнем размере, так как административным истцом оспариваются положения одного нормативно-правового акта.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДИЛОС-М» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты 1951, 3571 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДИЛОС-М» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 13 июля 2020 г.
Судья подпись.