ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-540/2018 от 24.04.2018 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-540/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «СОЛИД менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Солид-Земельный» об оспаривании решений Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> выраженных в уведомлении об отказе в принятии на рассмотрение заявлений,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «СОЛИД менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Солид-Земельный» обратилось в Московский областной суд с административным заявлением о признании незаконным отказа Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее-Комиссия) в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков выраженного в уведомлениях о возврате заявлений.

В обоснование заявленных требований указано, что в составе имущества фонда среди прочего входит 142 земельных участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем, расположенных в <данные изъяты> с/п Кузнецовское. Права собственности принадлежат владельцам инвестиционных паев фонда. Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости многократно превышает рыночную стоимость, чем существенно завышает налоговую базу по уплате земельного налога <данные изъяты> обществом было подано заявление <данные изъяты> в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о пересмотре кадастровой стоимости и установлении в отношении объектов рыночной стоимости. Уведомлением от <данные изъяты><данные изъяты>а10-0010/2018 за подписью секретаря Комиссии заявление к рассмотрению Комиссией не принято в связи с тем, что к заявлению не приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером 50-23:0030390:1311 и 50:23:0030390:1353.

Также в состав имущества Фонда входят 5 земельных участков категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем, расположенные в <данные изъяты> с/п Кузнецовское. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости в отношении данных участков было подано отдельно за <данные изъяты><данные изъяты>. Уведомлением секретаря Комиссии заявление было возращено без рассмотрения по причине нарушения пункта 15 Порядка работы Комиссии, а именно не приложен отчет, составленный в форме электронного документа в отношении заявленных объектов.

Административный истец не согласен с данными отказами, полагает, что Комиссией нарушены нормы законодательства и внутренних распорядительных актов. Заявления были поданы со всеми необходимыми документами, что подтверждается описью приложений к заявлениям и штампом Комиссии при принятии заявлений с приложениями. Составленный в доказательство отсутствия двух выписок из 142 участков акт о несоответствии вложений, составлен после обращения в Комиссию с жалобами. С уведомлением акт административному истцу не направлен.

Учитывая, что установленная кадастровая стоимость применяется для целей предусмотренных законодательством с года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, для Фонда соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является обязательным и о его соблюдении свидетельствует решение Комиссии в данном случаи немотивированный и необоснованный отказ в принятии заявлений к рассмотрению создает препятствия заявителю в реализации права на оспаривание кадастровой стоимости за 2017 год.

Административный истец просит признать отказы Комиссии и в принятии заявлений незаконными и возложить обязанность на Комиссию рассмотреть заявления по существу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала требования.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО по доверенности Ролдугин К.В. поддержал решение Комиссии. Не смог суду изложить позицию Управления относительно заявленных требований.

Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Администрация Раменского муниципального района <данные изъяты> в суд представителя не направила.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при рассмотрении по существу дела об оспаривании решений государственных органов, их должностных лиц, суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности). Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, акционерное общество «СОЛИД Менеджмент» имеет лицензию <данные изъяты> от <данные изъяты>, на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, предоставленную ФСФР России, действующее на основании Правил доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Солид - Земельный», зарегистрированных ФСФР России <данные изъяты> за <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством РФ об инвестиционных фондах является управляющей компанией Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Солид -Земельный».

В состав имущества Фонда среди прочего входят 142 (Сто сорока два) земельных участков (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем), расположенных по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Кузнецовское), имеющих характеристики

Кадастровый номер

Площадь, кв. м

Право собственности на земельные участки принадлежит владельцам инвестиционных паев-Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Солид-Земельный», данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Также в доверительном управлении Фонда находится пять земельных участков с кадастровыми номерами 50623:0030390:1116, 50623:0030390:1117, 50623:0030390:1118, 50623:0030390:1119, 50623:0030390:1120 категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации в нем, расположенных в <данные изъяты> с/п Кузнецовское.

Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости многократно превышает рыночную стоимость, чем существенно завышает налоговую базу по уплату земельного налога, соблюдая установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора <данные изъяты> административным истцом было подано заявление <данные изъяты> в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о пересмотре кадастровой стоимости 142 земельных участков и установлении в отношении объектов рыночной стоимости.

В тот же день аналогичное заявление за <данные изъяты> в Комиссию административным истцом было подано в отношении 5 земельных участков.

К заявлению в отношении 142 земельных участков среди прочих документов приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов на 141 земельный участок на бумажном носителе и на участок с кадастровым номером 50:23:0030390:1314 в виде электронного документа с электронной подписью.

Среди приложений к заявлению в отношении 5 земельных участков пунктом 3 поименован диск, содержащий отчет об оценке<данные изъяты> от <данные изъяты> в электронном виде.

Какого-либо решения Комиссией вынесено не было, заявления административного истца по существу рассмотрены не были, уведомлением от <данные изъяты><данные изъяты>а10-0001/18 заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости в отношении 5 земельных участков было возвращено с указанием на то, что к заявлению не приложен отчет, составленный в форме электронного документа в отношении объекта недвижимости указанного в заявлении.

Основанием для возращения заявления Фонда, поданного в отношении 142 земельных участков секретарь Комиссии в уведомлении от <данные изъяты> за <данные изъяты>а10/0010/18 указал на отсутствие выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030390:1311 и 50:23:0030390:1353.

Данное несоответствие установлено в ходе анализа содержания заявлений и приложенных к ним документов секретарем Комиссии.

Обстоятельство, что заявление общества Комиссией не рассматривалось, не оспаривалось представителем Управления Росреестра.

Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в <данные изъяты> создана на основании приказа от <данные изъяты> №П/452 при территориальном органе в <данные изъяты>.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 263 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Согласно пункту 15 Порядка если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 данного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением.

Из материалов дела усматривается, что обращаясь в Комиссию за пересмотром кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости, административный истец представил все документы, предусмотренные п. 13 Порядка, в том числе кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов и отчет, составленный в форме электронного документа. Указанное прямо следует из заявлений в Комиссию.

Акты об отсутствии и отчета, составленного в форме электронного документа, указанного в качестве приложения к заявлению в Комиссию, отделом общего обеспечения Управления Росреестра по <данные изъяты> не составлялся.

В качестве доказательства, что выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030390:1311 и 50:23:0030390:135 Управлением Росреестра представлен акт о несоответствии вложений.

Однако, данный акт в нарушение Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" утвержденной Приказом Росреестра от <данные изъяты> N П/464 не был направлен в адрес заявителя вместе с уведомлением об отказе в приеме документов. Не представлен данный акт и суд при рассмотрении дела. Обстоятельства его составления, изложенные административным истцом, стороной ответчика не опровергнуты. Указанные обстоятельства позволяют суду усомниться в соблюдении Управлением требований предусмотренных локальными актами при установлении несоответствии вложений представленных документов.

Напротив, из материалов дела явно следует, что акт о несоответствии вложений был предоставлен представителю заявителя лишь после обращения <данные изъяты> с жалобами на нарушение в работе Комиссии.

Рассматривая возникший спор суд, также полагает возможным учесть, что подлинные выписки обозревались судом, и было установлено, что они выданы до даты обращения административного истца в Комиссию, и находились в распоряжении административного истца на дату обращения в Комиссию - <данные изъяты>

Кроме того, суд обращает внимание, что административным истцом при подачи заявления (пункт 6 приложения) представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении 142-х земельных участков об основных характеристиках объектов недвижимости содержащие всю исчерпывающую информацию в отношении правообладателя, категории, вида разрешенного использования земельных участков, основания возникновения права на объекты недвижимости, кадастровой стоимости.

Суд также считает, что отклонение заявления об оспаривании кадастровой стоимости на все 142 земельных участка при условии не соблюдения требований по 2-м объектам недвижимости, безусловно нарушает права административного истца на рассмотрение заявления об оспаривании кадастровой стоимости в отношении 140 участков нарушение порядка подачи которых из уведомления не следует.

При таких обстоятельствах отказы Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> выраженные в уведомлении о непринятии к рассмотрению комиссией заявлений носят формальный характер и не могут быть признаны законными.

В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ Комиссии в рассмотрении заявлений об оспаривании кадастровой стоимости по существу препятствует заявителю в оспаривании кадастровой стоимости за 2017 года, так как в случае подачи нового заявления в 2018 году, заявитель лишается права на оспаривание кадастровой стоимости за 2017 год.

На основании изложенного и руководствуясь 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,

Р Е Ш И Л :

требования акционерного общества «СОЛИД менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Солид-Земельный» - удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты><данные изъяты>а-10-0010/18 от <данные изъяты> выраженное в уведомлении о непринятии к рассмотрению комиссией заявления акционерного общества «СОЛИД менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Солид-Земельный» об оспаривании кадастровой стоимости 142-х земельных участков имеющих характеристики:

Кадастровый номер

Площадь, кв. м

поданное <данные изъяты> и зарегистрированное за <данные изъяты>;

признать незаконным решение Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты><данные изъяты>а-10-0001/18 от <данные изъяты> выраженное в уведомлении о непринятии к рассмотрению комиссией заявления акционерного общества «СОЛИД менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Солид-Земельный» об оспаривании кадастровой стоимости 5-ти земельных участков с кадастровыми номерами 50623:0030390:1116, 50623:0030390:1117, 50623:0030390:1118, 50623:0030390:1119, 50623:0030390:1120, поданное <данные изъяты> и зарегистрированное за <данные изъяты>.

Обязать Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> принять ранее поданные акционерным обществом «СОЛИД менеджмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Солид-Земельный» заявления и рассмотреть вопрос по существу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова