ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-541/20 от 25.01.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2020-000493-34

дело № 3а-70/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2021 года г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Полищук Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромской региональной общественной организации «Ингушский культурный центр» о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее также – Управление) обратилось в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что 04 июля 2013 года зарегистрирована Костромская региональная общественная организация «Ингушский культурный центр» (далее также – Организация).

Распоряжением Управления от 29.05.2019 г. № 208-р назначена плановая документарная проверка деятельности Организации за период с 01.01.2016 г. по 01.08.2019 г. Уведомление о проведении проверки и копия распоряжения направлены по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ, и по адресу места жительства Президента Организации. Документы возвращены в Управление с отметками «адресат не найден» и «истёк срок хранения» соответственно.

В нарушение части 5 статьи 11, части 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Организацией документы для проведения проверки представлены с нарушением срока – 05 августа 2019 года (в административном иске ошибочно указано 05 августа 2020 года).

По результатам проверки Управление установило, что Организация в период с 01.01.2016 г. по 01.08.2019 г. при осуществлении уставной деятельности неоднократно допускала нарушения законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также – Федеральный закон «Об общественных объединениях», Закон N82) общественные объединения обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в течение трёх дней со дня наступления таких изменений.

Пунктом 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес (место нахождения) организации: <адрес>.

Однако направляемые на указанный адрес документы, как уже указано выше, вернулись в Управление с отметкой «адресат не найден».

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 29 Закона N82-ФЗ организация своевременно не представила сведения об изменении юридического адреса и не направила в Управление документы для принятия решения о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация в проверяемом периоде не публиковала отчет об использовании имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с таким отчетом.

В нарушение пункта 4 статьи 52, пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ), пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в уставе организации не определён предмет деятельности (виды деятельности) организации.

В нарушение части 3 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав организации не предусматривает право членов организации контролировать деятельность руководящих органов организации.

В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Однако в уставе организации отсутствуют положения о составлении промежуточного ликвидационного баланса и его утверждения.

Кроме того, Организация допустила следующие нарушения устава:

- в нарушение пункта 4.1 устава организации не соблюдена периодичность проведения заседаний общего собрания в проверяемом периоде, заседания проводились в 2016 и 2019 годах;

- в нарушение пункта 4.5 устава организации заседания Президиума организации в 2016-2019 годах не проводились;

- в нарушение пункта 4.8 устава организации ревизионная комиссия организации в 2016-2019 годах не проводила ревизии;

- отсутствуют документы о переизбрании Президиума и ревизионной комиссии.

Организация использует на своих документах Государственный герб Российской Федерации, Государственный герб Республики Ингушетия, герб Костромской области, что не соответствует требованиям части 2 статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях», положениям Федерального конституционного закона от 25.12.2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Закона Костромской области от 28.04.2006 г. N 13-4-ЗКО «О гербе Костромской области» и Закона Республики Ингушетия от 05.03.2001 г. N 9-РКЗ «О государственном гербе Республики Ингушетия».

По результатам проверки составлен акт от 29.08.2019 г. № 18. В адрес организации вынесено предупреждение от 29.08.2019 г. со сроком устранения нарушений не позднее 25.11.2019 г.

Документы направлены по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ, и по адресу места жительства Президента Организации 29.08.2019 г. Документы вернулись в Управление с отметками «адресат не найден» и «истёк срок хранения» соответственно.

В установленный предупреждением срок нарушения не устранены, документы, подтверждающие устранение нарушений, не представлены.

В связи с этим в отношении Организации и Президента Организации составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от 28.01.2020 г. Организация и Президент Организации признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ.

Управление вынесло в адрес Организации повторное предупреждение 18.12.2019 г. со сроком устранения нарушений не позднее 19.02.2020 г.

Предупреждение, направленное по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ, и по адресу места жительства Президента Организации, вернулось в Управление с отметкой «адресат не найден».

В установленный предупреждением срок нарушения не устранены, документы, подтверждающие устранение нарушений, не представлены.

Управлением в адрес Организации вынесено повторное предупреждение 05.06.2020 г. со сроком устранения нарушений не позднее 20.10.2020 г.

Предупреждение, направленное по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ, и по адресу места жительства Президента Организации, вернулось в Управление с отметкой «адресат не найден».

В установленный предупреждением срок нарушения не устранены, документы, подтверждающие устранение нарушений, не представлены.

В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 г. № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» организация не представила отчет за 2019 год об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (далее также – отчет о деятельности).

Ввиду непредставления отчета в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Закона N82 Управление вынесло в адрес организации предупреждение от 16.07.2020 г. со сроком устранения нарушения не позднее 09.09.2020 г.

Предупреждение, направленное по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ, вернулось в Управление с отметкой «адресат не найден». Предупреждение, направленное по адресу места жительства Президента Организации получено 20.07.2020 г.

Однако в установленный срок Организация не представила документы, подтверждающие устранение нарушений.

В отношении Организации и Президента Организации 31 августа 2020 года составлены протоколы №172 и №173 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от 23.09.2020 г. Организация и Президент Организации признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7. КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.

Таким образом, Организацией допущены неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, что в силу части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации Организации.

Административный истец просит ликвидировать Костромскую региональную общественную организацию «Ингушский культурный центр» с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Костромской региональной общественной организации «Ингушский культурный центр» и представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кострома, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области 27 июня 2013 года приняло решение о государственной регистрации некоммерческой организации Костромская региональная общественная организация «Ингушский культурный центр». Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 04 июля 2013 года за основным государственным регистрационным номером 1134400000536 /л.д. 17/.

В соответствии с положениями абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием для ликвидации общественного объединения.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Из представленных административным истцом документов следует, что Костромская региональная общественная организация «Ингушский культурный центр» допустила в ходе осуществления деятельности неоднократные нарушения действующего законодательства.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также – Закон о некоммерческих организациях), Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (утратило силу 04.06.2020 г.), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 г. № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» общественное объединение обязано ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (далее также – отчет о деятельности).

Однако в нарушение данных положений Организация такой отчет за 2019 год в Управление не представила.

Ввиду этого 16 июля 2020 года в адрес Организации Управление вынесло предупреждение, предоставив для устранения нарушения срок по 09 сентября 2020 года.

Предупреждение получено по адресу места жительства Президента Организации, в судебном порядке не обжаловано, в установленный срок нарушение не устранено /л.д. 52, 53/.

Специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области 31 августа 2020 года в отношении Организации и Президента Организации составил протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.7 КоАП РФ /л.д. 54-55, 56-57/. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от 23.09.2020 г. Организация и Президент Организации признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.7. КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом) /л.д. 59, 58/.

Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области от 29.05.2019 г. № 208-р назначена плановая документарная проверка деятельности Организации за период с 01.01.2016 г. по 01.08.2019 г. Данным распоряжением на организацию возложена обязанность представить документы для достижения целей и задач проведения проверки в срок не позднее 29 июля 2019 года /л.д. 21-23/. Уведомление о проведении проверки и копия указанного распоряжения направлены в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, и по месту жительства Президента Организации 29 мая 2019 года. Документы возвращены в Управление с отметками «истек срок хранения» (по месту жительства Президента Организации) и «адресат не найден» (по месту нахождения Организации) /л.д. 25/.

Запрашиваемые документы в установленный срок организация не представила.

Таким образом, организация нарушила часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающую обязанность юридического лица в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

Ввиду непредставления запрашиваемых документов специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области 05 августа 2019 года составил в отношении Организации протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ /л.д. 26-28/.

По результатам проверки составлен акт проверки от 29.08.2019 г. и в этот же день в адрес организации Управление вынесло предупреждение, предоставив для устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, срок по 25 ноября 2019 года /л.д. 29-31, 32-34/. Акт проверки и предупреждение направлены в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, и по месту жительства Президента Организации 29 августа 2019 года /л.д. 44/. Документы возвращены в Управление с отметками «истек срок хранения» (по месту жительства Президента Организации) и «адресат не найден» (по месту нахождения Организации) /л.д. 45/.

Предупреждение в судебном порядке не обжаловано, в установленный срок нарушения не устранены.

В акте проверки (предупреждении) указано о следующих допущенных организацией нарушениях.

Организация в нарушение требований части 2 статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях», Федерального конституционного закона от 25.12.2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Закона Костромской области от 28.04.2006 г. N 13-4-ЗКО «О гербе Костромской области» и Закона Республики Ингушетия от 05.03.2001 г. N 9-РКЗ «О государственном гербе Республики Ингушетия» использует на своих документах Государственный герб Российской Федерации, Государственный герб Республики Ингушетия, герб Костромской области /л.д. 35/.

В нарушение части 5 статьи 11, части 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Организация документы для проведения проверки представила с нарушением установленного срока.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Организации: <адрес>. На этот адрес Управление направляло документы для Организации. Документы вернулись в Управление с отметкой «адресат не найден».

Таким образом, в нарушение приведённых норм Организация не представила в Управление сведения об изменении своего адреса.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 29 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

В нарушение данной нормы организация в проверяемом периоде не опубликовала отчеты об использовании имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с такими отчетами.

В нарушение пункта 4 статьи 52, пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ), пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в уставе организации не определён предмет деятельности (виды деятельности) организации.

В нарушение части 3 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав организации не предусматривает право членов организации контролировать деятельность руководящих органов организации.

В нарушение пункта 2 статьи 63 ГК РФ в уставе организации отсутствуют положения о составлении промежуточного ликвидационного баланса и его утверждения.

В нарушение пункта 1 статьи 52 ГК РФ и абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организацией не соблюдены отдельные положения Устава, на основании которого она действует:

- в нарушение пункта 4.1 устава организации не соблюдена периодичность проведения заседаний общего собрания в проверяемом периоде, заседания проводились в 2016 и 2019 годах;

- в нарушение пункта 4.5 устава организации заседания Президиума организации в 2016-2019 годах не проводились;

- в нарушение пункта 4.8 устава организации ревизионная комиссия организации в 2016-2019 годах не проводила ревизии;

- отсутствуют документы о переизбрании Президиума и ревизионной комиссии.

Ввиду неустранения нарушений в установленный срок специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области 09 января 2020 года в отношении Организации и Президента Организации составил протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ /л.д. 36-37, 38-39/. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от 28.01.2020 г. Организация и Президент Организации признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства) /л.д. 40-41, 42-43/.

Повторные предупреждения в адрес Организации выносились Управлением 18.12.2019 г. со сроком устранения нарушений не позднее 19 февраля 2020 года /л.д. 46-47/ и 05.06.2020 г. со сроком устранения нарушений не позднее 20.10.2020 г. /л.д. 49-50/. Предупреждения направлялись в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, были возвращены в Управление с отметками «адресат не найден» /л.д. 48, 51/.

Предупреждения в судебном порядке не обжалованы, в установленный срок нарушения не устранены.

Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что Организацией в ходе осуществления деятельности допущены неоднократные нарушения действующего законодательства (указанных выше норм федеральных законов), что является основанием для ликвидации общественного объединения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области удовлетворить.

Ликвидировать Костромскую региональную общественную организацию «Ингушский культурный центр», исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный ).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов

Мотивированное решение суда составлено 08 февраля 2021 года.