ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-541/2021 от 27.04.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2021 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора Борисовой М.А.,

представителя административного ответчика Правительства Оренбургской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Оренбургской области о признании недействующим в части постановления Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2020 года № 360-п,

установил:

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2019г. № 319-п утверждён Порядок предоставления грантов «Агростартап».

Порядок предоставления грантов определяет цели, условия и порядок предоставления из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов «Агростартап», в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета.

В графе 9 таблицы № 1 «Критерии оценки заявок» Приложения № 2 к Порядку предоставления грантов «Агростартап», в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 27апреля 2020 г. № 360-п, для лиц, не участников сельскохозяйственного потребительского кооператива, критерии не оцениваются.

ФИО2 полагает, что он, как владелец личного подсобного хозяйства, не состоящий в сельскохозяйственном кооперативе, незаконно лишен права принимать участие в конкурсе на получение гранта по программе «Агростртап». Исключение из участия в программе лиц, проживающих в сельской местности, не являющихся членами сельскохозяйственного кооператива, противоречит целям и задачам самой программы.

ФИО2 просил признать незаконным пункт 9 таблицы № 1 приложения № 2 Порядка предоставления грантов «Агростартап», утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2020 г. № 360-п.

В судебном заседании административный истец и его представитель не участвовали.

Представитель административного ответчика, Правительства Оренбургской области, ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановление Правительства Оренбургской области об утверждении Порядка предоставления грантов «Агростартап» от 27 мая 2019 г. № 319-п опубликовано на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 05 июня 2019 г., официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05 июня 2019 г.

Постановление действовало в редакциях от 19 сентября 2019 г. № 696-п, от 6 апреля 2020 г. № 273-пп, от 27 апреля 2020 г. № 360-п.

На день рассмотрения дела в суд постановление действует в редакции от 1 марта 2021 г. № 117-п, вступившей в силу после официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 3 марта 2021 г).

Оспариваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта, опубликовано в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128, частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

ФИО2 обратился в суд с настоящим иском, полагая, что нарушается его право на участие в конкурсе на получение гранта «Агростартап», поскольку согласно критериям оценки заявок не участники сельскохозяйственных кооперативов не получают баллы для прохождения конкурса и фактически лишены возможности участия в конкурсе.

Согласно преамбуле оспариваемого нормативного правового акта, в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2020 г. № 360-п, порядок предоставления грантов «Агростартап» утверждён в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года № 918-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» и в целях реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в Оренбургской области, обеспечивающего достижение целей, показателей, результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Согласно пункту 1 Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие сельскохозяйственной кооперации и обеспечение деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - субсидии).

Пунктом 2 Правил определены следующие понятия:

«грант «Агростартап» - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации заявителю для финансового обеспечения его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства, представляемого заявителем в региональную конкурсную комиссию;

«заявитель» - крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, обязующиеся осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет на сельской территории или на территории сельской агломерации со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства, которые не являются или ранее не являлись получателями средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - грант на поддержку начинающего фермера). К понятию «заявитель» также относится гражданин Российской Федерации, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора региональной конкурсной комиссией, осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечающего условиям, предусмотренным настоящим пунктом, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, отвечающий условиям, предусмотренным настоящим пунктом, в органах Федеральной налоговой службы;

«получатели средств» - заявители, отобранные региональной конкурсной комиссией для предоставления им гранта «Агростартап», сельскохозяйственные потребительские кооперативы и центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.

Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа, определяющего юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, зарегистрированное на территории Российской Федерации, в качестве центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (пункт 13 Правил).

Правительством Оренбургской области от 29 декабря 2018 года №918-пп утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» и постановлением от 27 мая 2019 г. № 319-п принят оспариваемый в настоящем деле Порядок предоставления грантов «Агростартап».

На момент рассмотрения дела в суде действует новая редакция постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении порядка предоставления грантов «Агростартап» от 1 марта 2021 г. № 117-п, в котором пункт 9 таблицы № 1 приложения № 2 «Критерии оценки заявок» изложен в новой редакции, нулевое значение баллов по данному критерию не присваивается, участник конкурса, не являющийся членом сельскохозяйственного кооператива, не утрачивает право на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 24 Порядка предоставления грантов «Агростартап», при непредставлении участником конкурса документов, подтверждающих сведения по критериям оценки, указанным в пунктах 1, 6 - 9 таблицы 1 приложения № 2 к настоящему Порядку, оценка заявки по критерию, сведения по которому документально не подтверждены, не осуществляется. Нулевое значение баллов по соответствующему критерию оценки при этом заявке не присваивается.

Таким образом, действующий на территории Оренбургской области Порядок предоставления грантов «Агростартап» не исключает возможность для лиц, не участников сельскохозяйственных потребительских кооперативов, участвовать в конкурсе для получения гранта.

Установление региональной программой преимущества для участников сельскохозяйственных кооперативов при определении критерий оценки заявок не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, которое предоставляет субъектам Российской Федерации самостоятельно определять критерии оценки заявок на получение грантов «Агростартап».

Оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным органом в пределах предоставленных полномочий, нарушение порядка принятия не установлено, не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому оснований для признания его незаконным не имеется.

Постановление Правительства Оренбургской области от 27апреля 2020 года № 360-п в связи с принятием новое редакции не действует с 3 марта 2021 года, права ФИО2 не затрагивает.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено оснований для признания недействующим оспариваемого постановления Правительства Оренбургской области административный иск ФИО2 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Правительству Оренбургской области о признании недействующим в части постановления Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2020 года № 360-п, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый Апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина

Мотивированное решение

изготовлено 13 мая 2021 г. И.Ф.Селютина