ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-541/2022 от 03.10.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-541/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 октября 2022 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,

представителя административного истца Круч В.С.,

представителя административного ответчика Правительства Пермского края Артемьевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» об оспаривании в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Пермского края постановлениями:

- от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

- от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 874-п),

- от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»

утвердило согласно приложениям – таблицы 1 Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021 годы, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

Постановление № 756-п опубликовано 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 47 часть 2, а также размещено 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление № 874-п опубликовано 9 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещено 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление № 896-п опубликовано 7 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названных постановлений Правительства Пермского края определены на 2019, 2020, 2021 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к каждому Постановлению.

Под пунктом 5192 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 3567 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 194 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости с кадастровым номером **14971, наименование «здание корпус **, **», общей площадью 10823,3 кв.м, расположенное по адресу: ****.

Под пунктом 5193 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 3530 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 195 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости с кадастровым номером **15102, наименование «здание корпуса **, **», общей площадью 12732,5 кв.м, расположенный по адресу: ****.

Под пунктом 5255 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 2290 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 195 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости с кадастровым номером **49, наименование «здание», общей площадью 11988,9 кв.м, расположенный по адресу: ****.

ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского», являясь правообладателем объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов №№ 5192, 5193, 5255 Перечня на 2019 год, пунктов №№ 3567, 3530, 2290 Перечня на 2020 год, пунктов №№ 194, 195, 2338 Перечня на 2021 год, полагая, что данные объекты недвижимости не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель административного истца Круч В.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Артемьева К.С. в судебном заседании возражала об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлениями Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» были утверждены сформированные Министерством перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы. В пункте 5192 Перечня на 2019, пункте 3567 Перечня на 2020 года, пункте 194 Перечня на 2021 год включено здание с кадастровым номером **14971; в пункте 5193 Перечня на 2019 год, пункте 3530 Перечня на 2020 год, пункте 195 Перечня на 2021 год включено здание с кадастровым номером **15102; в пункте 5255 Перечня на 2019 год, пункте 2290 Перечня на 2020 год, пункте 195 Перечня на 2021 год включено здание с кадастровым номером **49, принадлежащие административному истцу на праве хозяйственного ведения.

Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликовано на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, что не оспаривается административным истцом.

В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приведены условия, при которых налоговая база отдельных видов недвижимого имущества определяется как кадастровая стоимость такого имущества.

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, объект недвижимости с кадастровым номером **14971, наименование «здание корпус № **, **», объект недвижимости с кадастровым номером **15102, наименование «здание корпуса № **, **» расположены на земельном участке с кадастровым номером **578 с видом разрешенного использования «под промышленную территорию». Объект недвижимости с кадастровым номером **49, наименование «здание» расположен на земельном участке с кадастровым номером **381 с видом разрешенного использования «под промышленную территорию».

Таким образом, основанием для включения в Перечни спорных объектов вид разрешенного использования любого из названных земельных участков являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Вторым основанием включения объектов капитального строительства в Перечни могли послужить обстоятельства того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений в таких зданиях общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Исходя из содержания технического паспорта помещений находящихся в здании с кадастровым номером **14971, расположенном по адресу: ****, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «подвальное помещение, тамбур, помещение, коридор, душевая, производственное помещение, шахта лифта, кладовая, участок хромирования, бытовое помещение, сварочное отделение, складское помещение, оптико-шлифовочный участок, лестничная клетка, умывальная, санузел, бойлерная, трансформаторная подстанция, помещение удаления стружки, заточное отделение, раздевалка, слесарный участок механика, производственный цех, бытовка, вакуумная, слесарная, координатно-шлифовочный участок, электроискровой участок, помещение заточки, ТВЧ, антресоль, калориферная, встроенный шкаф, вентиляционное помещение, красный уголок, умывальная, туалет, помещение столовой, балкон, ПРБ, гардеробная, машинное отделение».

Исходя из содержания технического паспорта помещений, находящихся в здании с кадастровым номером **15102, расположенном по адресу: ****, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «безэховая камера, тамбур, помещение, кладовая, материальная кладовая, коридор, халатная, санузел, комната 13, кондиционер 2, вентиляционная камера, помещение плотника, ТСНц 7, генераторная, шумовая камера, комната 10, комната 9, кондиционер, помещение ТП, станция пожаротушения, бойлерная, отдел охраны труда, лестничная клетка, лифтовая шахта, генераторная, гараж для элетрокара, слесарное отделение, кладовая, кладовая БИХ и КПП, комната 4а, испытательная станция, помещение вибростенда, РП-4, вентиляционная вибростенда, РП-3а вентилятор вибростенда, РП-13, комната 3, РП-2а, РП-3, РП-2, компрессорная, щит ОСВ 1, комната 2, лифтовая шахта, БТиЗ, табельная, столовая, моечная, разделочная, раздевалка, душевая, санузел, сауна, комната 6, БиО, комната отдыха, библиотека, антресоль, коридор, комната 29, комната 24, комната 23, комната 20, комната 19, комната 17, комната хранения литературы ДСП, рабочая комната, книгохранилище, ПК-14, монтажный зал, ПК-12, кладовая деталей, антенный зал, комната 16, ПК-11, комната 15, шумовая комната, комната 14, кабинет начальника цеха, приемная, кабинет администрации, комната отдыха, ПРБ, БТК, комната мастеров, изолятор брака, бюро приема-выдачи информации, помещение кладовщика, электромастерская, умывальная, бухгалтерия, кладовая спирта, вентиляционная камера, химическая лаборатория, комната 3/12, комната 3/11, комната 3/10, кладовая материалов, комната 3/9, комната 3/8, кабинет мастера, офсетный участок, корректорская, переплетный участок, архив, кабинет секретаря, слесарная, помещение приема заказов, кладовая готовой продукции, резательный участок, печатный участок, наборный участок, линотипный участок, стереотипный участок, ПКН-4, комната 3/6, комната 3/5, ПК-22, комната 3/3, щит ОСВ-5, РП-15, техбюро, машбюро, архив БТД, помещение светокопии, кабинет начальника, кабинет секретаря, бюро 5, бюро 6, кладовая ЛИП, экранированное помещение, слесарное отделение, машинный зал № 1, кондиционер, хранилище магнитной ленты, машинный зал, помещение операторов ЭВМ, участок ремонта, бюро подготовки данных, бюро технических средств, машинный зал № 2, помещение колибровки электрорадиоприборов, помещение ремонта электрорадиоприборов, первый отдел, бюро 4;11, бюро 3;1, комната 84, комната 5, комната 85, РП-21, лаборатория измерительных приборов, ПК-20, комната заказчиков, входной контроль, помещение режима, помещение паспортистки, помещение радиоузла, филиал первого отдела, бюро оборудования, бюро обслуживания».

Исходя из содержания технического паспорта помещений, находящихся в здании с кадастровым номером **49, расположенном по адресу: ****, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «цех, диспетчерская, склад, комната кладовщика, пультовая, трансформаторная, узел ввода, умывальник, производственное помещение, кабинет, лаборатория, покрасочное отделение, узел управления, умывальник, зарядная, комната мастера, мастерская, кладовая, умывальник, туалет, бытовое помещение, вентиляционная, венткамера, подсобное помещение, лестничная клетка, узел управления».

Наличие в здании с кадастровым номером **14971 таких помещений как «помещение столовой» общей площадью 336,1 кв.м не свидетельствует о соблюдении требований Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия в здании не менее 20 процентов помещений предназначенных для общественного питания, либо бытового обслуживания.

Наличие в здании с кадастровым номером **15102 такого помещения как «столовая» общей площадью 130,1 кв.м не свидетельствует о соблюдении требований Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия в здании не менее 20 процентов помещений предназначенных для общественного питания, либо бытового обслуживания.

Понятие «кабинет» не является тождественным с понятием «офис».

Остальные перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из отзыва административного ответчика и пояснений представителя установлено, что основанием для включения объектов в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы явились акты обследования их фактического использования.

Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечни спорных объектов по их фактическому использованию как административно-делового либо торгового центра является правомерным при условии, что содержание Актов позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Представленный Акт обследования от 23 августа 2018 года содержит указание на общую площадь нежилых помещений, используемую в административных целях в здании с кадастровым номером **14971, составляющую 39,9 % от общей площади здания.

Представленный Акт обследования от 24 августа 2018 года содержит указание на общую площадь нежилых помещений, используемую в административных целях в здании с кадастровым номером **15102, составляющую 21,4 % от общей площади здания.

Представленный Акт обследования от 25 сентября 2018 года содержит указание на расположение в здании административного корпуса с кадастровым номером **49 офисов различных организаций площадью свыше 20 %

Таким образом, акты содержат указание на общую площадь зданий и выводы о том, что свыше 20% площади объектов фактически используется в административных целях.

В силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допустимым доказательством правомерности включения объектов недвижимости в Перечни по их фактическому использованию являются акты обследования.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в названных зданиях не осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности ФГУП «Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского». Перечисленные здания используются для производственных целей предприятия и размещения административного персонала организации, что не опровергнуто административным ответчиком и подтверждается представителем административного истца. Все помещения, находящиеся в заданиях, направлены на обеспечение деятельности ФГУП «Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского», и не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, имеющиеся акты осмотра, на основании которых административным ответчиком приняты оспариваемые нормативные правовые акты, не содержат указание на наименование помещений, которые использовались для расчета, не указаны признаки, по которым членами комиссии помещения отнесены к конкретному виду использования, отсутствуют сведения о проведении замеров площадей помещений, что исключает возможность исчисления размера площадей конкретных помещений, используемых в тех либо иных целях.

Необходимо учитывать, что в Перечни по своей цели и смыслу подлежат включению такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть, это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.

При таких обстоятельствах следует признать, что здания с кадастровыми номерами **14971, **15102, **49 в оспариваемые Перечни включены быть не могли, поскольку данные здания не расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривал бы размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, а также для использования в названных целях не предназначены и фактически в этих целях не используются (по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), обратное стороной административного ответчика не доказано.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорных зданий из Перечней на 2019, 2020, 2021 годы.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия постановлений №№ 756-п, 874-п, 896-п.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 5192, 5193, 5255 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующими со дня принятия пункты 3567, 3530, 2290 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующими со дня принятия пункты 194, 195, 2338 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13500 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/

Мотивированное решение составлено 17 октября 2022 года.