ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-542/202017 от 17.09.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-542/2020 17 сентября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Степанишиной С.Н.,

с участием прокурора Васильева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 17 сентября 2020 года административное исковое заявление Дегтяревой Н. В. в интересах несовершеннолетней Дегтяревой В. С. о признании незаконным подпункта 6 подпункта 17 пункта 1 Приложения «Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» к постановлению Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» в редакции от 02 мая 2017 года в части признания получателями услуги родителей ребенка-инвалида, понуждении Правительства Архангельской области принять решение о предоставлении услуги кратковременный присмотр за детьми несовершеннолетним детям на бесплатной основе,

у с т а н о в и л:

Дегтярева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах несовершеннолетней Дегтяревой В.С. о признании незаконным п.п.п. 6 п.п. 17 п. 1 Приложения к постановлению № 475-пп от 18 ноября 2014 года «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» в части признания нуждающимися в указанной социальной услуге родителей ребенка-инвалида с даты вступления в силу изменений, с 02 мая 2017 года. В обоснование требований указала, что ее дочь Дегтярева В.С. является ребенком-инвалидом, нуждается в постоянном уходе. Инвалидность установлена в <данные изъяты> году. Индивидуальной программой реабилитации ребенка предусмотрено, что ребенок нуждается в социально-бытовой адаптации, исполнителем в проведении данных мероприятий является Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области. В октябре 2015 года она обратилась в ГБУ социального обслуживания населения АО «Плесецкий КЦСО» с заявлением об оказании социальных услуг. Поскольку на момент обращения социальная услуга в форме социального обслуживания на дому – обеспечение кратковременного присмотра за детьми отсутствовала в Стандартах социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года, руководство Плесецкого КЦСО приняло решение об оказании семье срочных социальных услуг, документы на срочное социальное обслуживание заключены с ней, как с законным представителем ребенка-инвалида. Услуга предоставлялась бесплатно. С августа 2017 года социальное обслуживание было приостановлено, в конце декабря 2018 года возобновлено. Постановлением Правительства Архангельской области от 02 мая 2017 года № 185-пп были внесены изменения в порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп, которыми предусмотрено, что социально-бытовая услуга: обеспечение кратковременного присмотра за детьми (п.п.п. 6 п.п.17 п.1 Приложения «Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому») предоставляется родителям (законным представителям) ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 18 лет на платной основе, если среднедушевой доход семьи превышает полуторный прожиточный минимум Архангельской области. Введение данной нормы повлияло на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего ребенка, а также на материальное положение семьи истца. Полагает, что для ребенка, находящегося под постоянным присмотром матери, устанавливать плату за возможность общения его с кем-либо, помимо матери, непоследовательно и незаконно, так как это противоречит нормам федерального законодательства о социальном обслуживании, которое направлено на улучшение условий жизнедеятельности как ребенка-инвалида, так и членов его семьи. В приложении «Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» к постановлению Правительства Архангельской области № 475-пп от 18 ноября 2014 года ни одна услуга, относящаяся к социально-бытовой категории, не предусматривает оказания ее несовершеннолетним детям. Оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству, поскольку предусматривает взимание платы с родителей за услугу, фактически оказываемую ребенку, нарушает права несовершеннолетней дочери истца. Просит признать незаконным п.п.п. 6 п.п. 17 п. 1 Приложения к постановлению № 475-пп от 18 ноября 2014 года «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» в части признания нуждающимися в указанной социальной услуге родителей ребенка-инвалида с даты вступления в силу изменений, со 02 мая 2017 года, понудить Правительство Архангельской области принять решение о предоставлении услуги кратковременный присмотр за детьми несовершеннолетним детям на бесплатной основе.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Бельский А.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил, просил признать п.п.п. 6 п.п. 17 п. 1 Приложения к постановлению № 475-пп от 18 ноября 2014 года «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» в части признания нуждающимися в указанной социальной услуге родителей ребенка-инвалида в редакции от 02 мая 2017 года.

Представитель административного ответчика с требованиями не согласилась, пояснила, что обеспечение кратковременного присмотра за детьми предоставляется в форме социального обслуживания на дому в целях улучшения жизнедеятельности получателей социальных услуг, имеющих детей (детей-инвалидов), на период занятости родителей детей (законных представителей) семейными, личными вопросами, при решении которых они не имеют возможности самостоятельно осуществлять присмотр за детьми. Объем услуги ограничивается только присмотром за несовершеннолетним и не предусматривает иных действий, связанных с оказанием других социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых, в том числе и детям. Правила предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому, предусмотрены Примерным порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 939н. Согласно п. 3 подп. 21 Примерного порядка определено, что оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку обеспечения кратковременного присмотра за детьми получателя социальных услуг, что свидетельствует о том, что данная социально-бытовая услуга оказывается получателям социальных услуг, имеющим детей.

Административный истец, представитель заинтересованного лица Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства не явились.

В отзыве на исковое заявление представитель заинтересованного лица с иском не согласился, указал, что оспариваемая административным истцом норма не противоречит федеральному законодательству. Примерным Порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 939н, предусмотрено предоставление социально-бытовой услуги на дому в виде обеспечения кратковременного присмотра за детьми совершеннолетним получателям социальных услуг, имеющим детей.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. ч. 7-9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» утверждены Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Архангельской области; Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в Архангельской области; Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Архангельской области.

Приложением к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Архангельской области определены Стандарты социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому в Архангельской области.

Постановлением Правительства Архангельской области от 02 мая 2017 года № 185-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп» внесены изменения в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Архангельской области (далее - Порядок), а также в Стандарты социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому (далее - Стандарты); предусмотрена социальная услуга по обеспечению кратковременного присмотра за детьми, которая предоставляется при достижении детьми возраста от 3 до 7 лет, а детьми-инвалидами - от 3 до 18 лет.

Из материалов дела следует, что Дегтярева Н.В. является матерью несовершеннолетней Дегтяревой В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалидность которой установлена в <данные изъяты> году. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации несовершеннолетняя признана нуждающейся в социально-бытовой реабилитации.

Поскольку несовершеннолетняя Дегтярева В.С. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, законный представитель несовершеннолетней вправе оспаривать данный нормативный акт.

На основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому от 02 декабря 2019 года государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения Архангельской области «Плесецкий комплексный центр социального обслуживания» социальная услуга в форме социального обслуживания на дому - обеспечение кратковременного присмотра за детьми оказывается матери несовершеннолетней - Дегтяревой Н.В.

В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 442-ФЗ).

Согласно ст. 8 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона; утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона Архангельской области от 24 октября 2014 года № 190-11-ОЗ (ред. от 03.06.2019) «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» (далее - Областной закон № 190-11-ОЗ) Правительство Архангельской области утверждает порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг с учетом примерного порядка предоставления социальных услуг, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановление Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 № 475 опубликовано в газете «Волна» № 47 02 декабря 2014 года.

Постановление Правительства Архангельской области от 02 мая 2017 № 185-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года N 475-пп» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 мая 2017 года, согласно п. 2 указанного постановления вступило в силу со дня его официального опубликования.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом государственной власти, официально опубликован, является действующим нормативным правовым актом.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии п.п.п. 6 п. 17 п. 1 Приложения «Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» к постановлению Правительства Архангельской области № 475 - пп от 18 ноября 2014 года, (ред. от 02 мая 2017 года, далее - Стандарты социального обслуживания на дому), положениям Закона № 442-ФЗ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Закона № 442-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 года №1236 утвержден Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее - Примерный Перечень), которым предусмотрена услуга в форме социального обслуживания на дому: обеспечение кратковременного присмотра за детьми.

Пунктом 5 Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 939н (далее - Примерный порядок) предусмотрено, что в форме социального обслуживания на дому обеспечивается предоставление социальных услуг, включаемых в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый законом субъекта Российской Федерации, а также определены правила предоставления указанных социальных услуг.

Оспариваемое Приложение «Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» к постановлению Правительства Архангельской области № 475 - пп от 18 ноября 2014 года (ред. от 02 мая 2017года) предусматривает оказание услуги - обеспечение кратковременного присмотра за детьми в форме социального обслуживания на дому социальных услуг (п.п.17), что соответствует Примерному Перечню.

Указание в п.п.п. 6 п. 17 Стандартов социального обслуживания на дому на предоставление указанной услуги совершеннолетним получателям не противоречит Закону № 442-ФЗ, Примерному перечню, Примерному порядку в силу следующего.

Согласно ст. 3 Закона № 442-ФЗ социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Основания признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании предусмотрены ст. 15 Закона № 442-ФЗ, к таковым отнесены также обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе наличие в семье ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе (п. 2 ч.1).

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах (ч.2 ст. 16).

В соответствии с п. 4.2 Рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Минтруда России от 30 июля 2014 года №500н, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании вследствие обстоятельств, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона № 442-ФЗ, рекомендуется выявлять трудности родителей (иных законных представителей) в удовлетворении бытовых потребностей семьи, в осуществлении ими своих прав на медицинскую помощь, образование, труд, отдых, возникающие в связи с постоянным уходом за ребенком-инвалидом.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в соответствии п. 11 Примерного порядка предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и на основании договора.

Пункт 21 Примерного порядка, определяя критерии оценки качества оказания социально-бытовой услуги, указывает, что кратковременный присмотр осуществляется за детьми получателя социальной услуги.

Из толкования вышеуказанных положений закона следует, что услуга кратковременного присмотра за детьми предоставляется получателю социальных услуг, имеющему детей, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой, при наличии трудностей в осуществлении им прав на медицинскую помощь, образование, труд, отдых, возникающих в связи с постоянным уходом за ребенком-инвалидом. Данная социальная услуга направлена на улучшение условий жизнедеятельности родителей (законных представителей), а не детей.

Доводы стороны административного истца о фактическом предоставлении указанной услуги несовершеннолетним детям основаны на неправильном толковании закона.

С учетом изложенного, оспариваемый административным истцом п.п.п. 6 п. 17 п.1 Стандартов социального обслуживания на дому, предусматривающий оказание данной услуги совершеннолетним получателям, не противоречит нормативным актам, обладающим высшей юридической силой, не нарушает прав административного истца.

Суждения административного истца о незаконности установления платы за предоставление указанной услуги являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, данная услуга предоставляется совершеннолетним получателям, оказание социальных услуг бесплатно Законом № 442-ФЗ предусмотрено только несовершеннолетним детям, а также лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Право определения иных категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно предоставлено субъектам Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ суд

решил:

в удовлетворении требований Дегтяревой Н. В. в интересах несовершеннолетней Дегтяревой В. С. о признании незаконным подпункта 6 подпункта 17 пункта 1 Приложения «Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» к постановлению Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года № 475-пп «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Архангельской области» от 02 мая 2017 года в части признания получателями услуги родителей ребенка-инвалида, понуждении Правительства Архангельской области принять решение о предоставлении услуги кратковременный присмотр за детьми несовершеннолетним детям на бесплатной основе - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий А.В. Панкова