УИД: 66OS0000-01-2022-000058-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 11 мая 2022 года |
Номер производства 3а-542/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2022 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола с использование средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,
по административному исковому заявлению Мамаевой Ирины Яковлевны к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, с участием заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу,
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№>,
установил:
Мамаева Ирина Яковлевна (далее – административный истец) обратилась в Свердловский областной суд с административным иском, уточнив который, просит установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> (далее – объект недвижимости) в размере его рыночной стоимости 222600 000 руб.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 247/2021 от 18 ноября 2021 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области Л.
Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором указано, что приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» по состоянию на 01 января 2019 года была утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 344913344, 8165 руб. В дальнейшем на основании представленных в орган регистрации прав заявления от 30 сентября 2021 года и технического плана, 22 октября 2021 года был осуществлен государственный кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости в связи с изменением площади (с 6465,9 кв.м. на 6571,9 кв.м.).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в размере 350567753, 34 руб. актом ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 03 ноября 2021 года по состоянию на 22 октября 2021 года.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, является архивной.
От представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области возражений против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года не поступило.
В судебном заседании представитель административного истца Равилова Э.М. заявленные требования поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, - извещены надлежащим образом, о месте и времени проведения судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в отзыве просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов административного дела, административный истец с 22 августа 2019 года является собственником объекта недвижимости - здания, назначение - нежилое, расположенного по адресу <адрес>, который на дату регистрации права имел площадь 6465,9 кв.м.
В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Действовавшие до 1 января 2021 года положения пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяли, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Действующий в настоящее время пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговая база налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 2500 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов по состоянию на 01 января 2019 года.
Согласно названному приказу кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2019 года для объекта недвижимости установлена в размере 344913344,81 руб.
В Единый государственной реестр недвижимости 11 января 2020 года внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, административный истец 24 января 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Поскольку 22 октября 2021 года был осуществлен государственный кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости, в связи с изменением его площади, по состоянию на 22 октября 2021 года актом Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости от 03 ноября 2021 года № АОКС-66/2021/002839 была определена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 350567753, 34 руб.
Таким образом, административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Принимая во внимание, что определенная по состоянию на 01 января 2019 года архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости продолжает затрагивать права и законные интересы административного истца, суд считает правомерным обращение административного истца с административным иском о пересмотре архивной кадастровой стоимости, периодом применения которой является период с 01 января 2020 года по 22 октября 2021 года.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости.
Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. Согласно положениям статей 12, 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Оценщик обязан соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (абзац 3 статьи 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Обращаясь с административным иском в суд, административный истец представил Отчет, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года определена оценщиком в размере 222 600 000 руб.
Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка объекта недвижимости проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности. Оценщик Л. имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом Общероссийской общественной организации «Русское общество оценщиков», её ответственность застрахована в установленном законом порядке. Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта недвижимости; выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В ходе выбора подходов оценщик применил затратный и доходный подходы.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
В свою очередь у суда не имеется оснований не доверять Отчету оценщика, и, соответственно, оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом Отчет является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость – 01 января 2019 года.
Следовательно, архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной Отчетом по состоянию на 01 января 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Мамаевой Ирины Яковлевны, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года «архивную» кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 222600 000 (двести двадцать два миллиона шестьсот тысяч) руб. на период с 01 января 2020 года по 22 октября 2021 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре «архивной» кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№>, считать 24 января 2022 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова