ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-543/2023 от 12.07.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 12 июля 2023 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дудиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Бажуковой Е.В.,

с участием прокурора Селезневой О.Н.,

с участием представителя административного истца Архуткина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурашова СВ о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год,

УСТАНОВИЛ:

[дата] Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «город Нижний Новгород» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: [адрес]

19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: [адрес]

25 ноября 2021 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-703523/2021 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/2021, Перечень 2022).

Приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/2021 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: [адрес]

16 ноября 2022 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-826786/2022 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» (далее также - приказ от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/2022, Перечень 2023).

Приказ от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/2022 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: [адрес]

ФИО1 С.В. (далее также - административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указала административный истец, объект недвижимости - нежилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, расположенное по адресу: [адрес], не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, в соответствии с данными кадастрового учета и документами технического учета объектов недвижимости, указанное помещение не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Указывает, что спорное нежилое помещение используется ею для размещения нотариальной конторы нотариуса г.о.з. Нижнего Новгорода Мурашова СВ С.В. В законодательстве о нотариате не предусматривается осуществление нотариальной деятельности в офисе.

Приказом ГУ Министерства юстиции по Нижегородской области от [дата][номер], местом осуществления нотариальной деятельности нотариуса ФИО1 С.В. определено нежилое помещение, расположенное по адресу: [адрес]

Считает, что спорное помещение, в котором расположена нотариальная контора, имеет самостоятельный статус и не подлежит отождествлению с определением офиса, в понимании ст.378.2 Налогового кодекса РФ, что не позволяет отнести данный объект недвижимости к объектам недвижимого имуществ, поименованным в ч.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, у административного ответчика не было оснований включать данное помещение в оспариваемые Перечни.

Административным ответчиком представлен отзыв по административному исковому заявлению ФИО1 С.В., в котором, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывается, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности - нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: [адрес], обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020, 2021, 2022, 2023 годы. Согласно сведениям ЕГРН, спорный объект имеет следующие характеристики: наименование: «нежилое помещение», назначение: «нежилое помещение», площадью <данные изъяты> кв.м., этаж - 1. Данное помещение находится в здании с кадастровым номером <данные изъяты>, которое имеет назначение: «жилой дом со встроенными конторскими помещениями и магазинами», МКД расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования: «для строительства жилого дома со встроенными помещениями и магазинами, распределительным пунктом (трансформаторной подстанцией). Помещение, в котором нотариус совершает нотариальные действия, имеет наименование контора, что тождественно с понятием «офис». Указывает, что доводы административного истца о нотариальной деятельности, как не отнесенной к предпринимательской и не преследующей цели извлечения прибыли, не могут иметь значения при отнесении спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при указанных выше обстоятельствах, поскольку ст.378.2 Налогового кодекса РФ, не ставит в зависимость отнесение объекта от указанных административным истцом признаков, т.к. собственником помещения является физическое лицо. В соответствии со ст.22 закона о нотариате за совершение действий, указанных в ч.1 настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующий размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством России не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в ч.4 статьи настоящих Основ, взымают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст.22.1 настоящих Основ. Деятельность нотариусов не является благотворительной и безвозмездной, а нотариальная контора (офис) используется в административных и деловых целях, что является достаточным основанием для включения спорного объекта в Перечни. Таким образом, помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, было обоснованно включено в Перечень объектов недвижимости на 2020-2023 года. Просит в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 С.В. отказать в полном объеме (<данные изъяты>).

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Селезнева О.Н. указала, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, т.к. спорный объект не соответствует критериям, изложенным в ст.378.2 Налогового кодекса РФ и в связи с этим подлежит исключению из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2023 годы.

Административный истец, представитель административного ответчика, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца Архуткин А.Г. требования поддержал.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года №169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 2.2);

Из материалов дела следует, что ФИО1 С.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от [дата] (т.1, л.д.243-250).

Указанный объект недвижимости включен в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> раздела «город Нижний Новгород», соответственно Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 С.В. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, №326-13-703523/2021 от 25.11.2021, №326-13-826786/2022 от 16.11.2022, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказы № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/20 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, №326-13-826786/22 от 16.11.2022 года в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: [адрес] имеет назначение: нежилое, наименование: помещение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от [дата] (<данные изъяты>).

Указанное нежилое помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером <данные изъяты>, наименование: многоквартирный дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этажность - <данные изъяты>, в том числе подземных – <данные изъяты>.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет вид разрешенного использования «для строительства 11 очереди жилого дома со встроенными помещениями и магазинами, распределительным пунктом (трансформаторной подстанцией) (выписка из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от [дата] (<данные изъяты>).

Указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.

КП НО «Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области» представлен технический паспорт на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: [адрес], который составлен по состоянию на [дата], содержит сведения об объекте (нежилом помещении, площадью <данные изъяты> кв.м.).

Из выкипировки к поэтажному плану здания следует, что в состав помещения входят подпомещения следующего назначения: тамбур (2), приемная (1), кабинетов (7), комната отдыха (1), санузел (1) (<данные изъяты>).

Также в материалы дела представлен инвентаризационный план, составленный [дата], согласно которому в нежилом помещении П2, площадью 139,80 кв.м., находящимся по адресу: [адрес] расположены: тамбур (2), приемная (1), кабинетов (7), комната отдыха (1), санузел (1) (т.1, л.д. 105-106).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО1 С.В. является собственником объекта недвижимости: нежилого встроенного помещения П2, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу: [адрес], помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером <данные изъяты>, и находится на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> видом разрешенного использования: «для строительства жилого дома со встроенными помещениями и магазинами, распределительным пунктом (трансформаторной подстанцией).

Из материалов дела также следует, что ФИО1 С.В. имеет лицензию на право нотариальной деятельности, выданную Министерством юстиции Российской Федерации. Лицензия зарегистрирована в Государственном реестре [номер] от [дата] (<данные изъяты>).

В материалах дела имеется копия Договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от [дата], заключенного между ООО «<данные изъяты>» (Застройщик) и нотариусом города Нижнего Новгорода Мурашова СВ С.В. (Участник) о строительстве нежилого помещения проектной площадью <данные изъяты> кв.м. в многоквартирном доме, расположенном по [адрес] (<данные изъяты>).

В материалах дела имеется копии дополнительного соглашения к Договору, заключенного между теми же сторонами договора, об изменении площади нежилого помещения и оплате разницы в метраже, копия акта приема-передачи нежилого помещения к Договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от [дата] участия в долевом строительстве многоквартирного дома от [дата] о передаче нотариусу города Нижнего Новгорода Мурашова СВ С.В. нежилого помещения П2 общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на первом этаже 9-ти этажного кирпичного дома, находящегося по адресу: [адрес] ( <данные изъяты>).

Согласно приказу № 137-Н от 27 декабря 2010 года «О наделении нотариуса полномочиями по ведению нотариальной деятельности по новому юридическому адресу» нотариус, занимающийся частной практикой в г. Нижнем Новгороде Мурашова СВ С.В. наделена полномочиями по ведению нотариальной деятельности по новому юридическому адресу: [адрес] (<данные изъяты>).

В соответствии со ст.11.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет преимущественное право на возмездное приобретение помещения из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариально оформленных документов).

Данное положение исключает возможность приобретения помещения в иных целях, вне связи с осуществлением нотариальной деятельности. При этом законом непосредственно оговорено существенное условие обременения приватизируемого объекта обязанностью его использования в соответствии с целями, указанными в части второй ст.11.1 Основ, в течение пяти лет с момента приватизации.

Требования по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.12.2019 (протокол №15/19), устанавливают, что количество кабинетов и иных помещений в нотариальной конторе, их функциональное назначение, расположение и размер определяются нотариусом самостоятельно с учетом следующих факторов: кабинет, в котором нотариусом ведется прием, должен быть изолированным от других помещений нотариальной конторы и обеспечивать сохранение тайны совершения нотариального действия, а также быть оборудован средствами видеофиксации; работники нотариальной конторы должны быть обеспечены оборудованными рабочими местами; в помещении нотариальной конторы должны иметься: телефонная связь, доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационным правовым системам, оргтехника, необходимая мебель.

Кроме того, в нотариальной конторе необходимо наличие помещения для ожидания приема.

Аналогичные требования к нотариальной конторе устанавливались Требованиями к организации нотариального обслуживания нотариусами, занимающимися частной практикой, утвержденными решением Правления Федеральной нотариальной палаты протокол от 12.11.2012 № 12/12): количество иных помещений в нотариальной конторе, их функциональное назначение, расположение и размер определяются нотариусом самостоятельно с учетом следующих факторов: кабинет, в котором ведется нотариусом прием, должен иметь необходимое освещение, быть изолированным от других помещений нотариальной конторы и обеспечивающим сохранение тайны совершения нотариального действия нотариусом, а также должен быть оборудован необходимой мебелью; помещение (холл) для ожидания приема должно быть комфортным для лиц, ожидающих прием, в том числе для инвалидов, иметь достаточную площадь, необходимое освещение, оборудовано соответствующей мебелью, необходимой для посетителей.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено, не содержится их и в отзыве на административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд полагает, что правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: [адрес], в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022, 2023 годы, не имелось.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, исходя из его назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемые приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 г. № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в Перечень на 2020, год пункта <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>»; от 19 ноября 2020 г. № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечень на 2021 год пункта <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>»; от 25 ноября 2020 г. № 326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», в части включения в Перечень на 2022 год пункта <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>»; от 16 ноября 2022 г. № 326-13-826786/2022 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год», в части включения в Перечень на 2023 год пункта <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>», приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление ФИО1 С.В. подлежит удовлетворению.

Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемые приказы, суд принимает во внимание, что сами приказы определяют Перечень объектов недвижимого имущества на 2020, 2021, 2022, 2023 года, в оспариваемой части затрагивает интересы непосредственно административного истца, в связи с чем, суд находит возможным признать данные приказы в оспариваемой части недействующими со дня их принятия.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Мурашова СВ удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года № 326-13-369863/19.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 года № 326-13-631667/2020.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2021 года № 326-13-703523/21.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «<данные изъяты>» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год», утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16.11.2022 года № 326-13-826786/2022.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Е.С. Дудина

Решение в окончательной форме принято 26 июля 2023 года.

Судья областного суда: Е.С. Дудина