ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-547/19 от 23.09.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-547/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,

при секретаре Пьянковой Н.А.,

с участием прокурора Удачина И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Собранию депутатов <данные изъяты> района Алтайского края о признании недействующими отдельных положений решения от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование находящихся на территории <данные изъяты> района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения»,

УСТАНОВИЛ:

решением Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Решение) утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование находящихся на территории <данные изъяты> района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения (далее - Порядок) (л.д. 123-125, том 1, л.д. 213-214, том 2).

Приложением 1 к Порядку утверждены коэффициенты, применяемые при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемые в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (К), в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения и занятых землями под карьерами, утвержден коэффициент К в размере 0,2 (л.д. 126-128, том 1, л.д. 214-215, том 2).

Данное решение опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ*** (***) и внесено в регистр муниципальных правовых актов ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 92, 227-229, том 1).

Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГ*** внесены изменения в указанный нормативный правовой акт и в раздел 1 «Земли населенных пунктов, в том числе» добавлена строка «Земли под объектами цифрового эфирного вещания», а также указан коэффициент «0,015» (л.д. 217, том 2).

Приведенные изменения опубликованы в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ*** (***) и внесены в регистр муниципальных правовых актов ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 92, том 1, л.д. 228-229, том 2).

Решением Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт и приложение 1 изложено в новой редакции, согласно которому коэффициент К в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения и занятых землями под карьерами, также установлен в размере 0,2 (л.д. 218-220, том 2).

Указанное решение опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ*** (***) и внесено в регистр муниципальных правовых актов ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 92, том 1, л.д. 230-231, том 2).

Решением Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, опубликованным в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ*** (***), внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование находящихся на территории <данные изъяты> района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения, приложение 1 к Порядку изложено в новой редакции, согласно которой коэффициент К, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, в отношении земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения определен в размере 0,087 (л.д. 221-222, 232, том 2).

<данные изъяты> на основании постановлений администрации <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***, а также договоров аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ*** является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, используемого для эксплуатации карьера (л.д. 48-61, том 1).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, с <данные изъяты> в пользу администрации <данные изъяты> района Алтайского края за спорный земельный участок взыскана задолженность по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты>, рассчитанная за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании решения Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** с применением коэффициента 0,2, а за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГ*** в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** с применением коэффициента 0,087. До настоящего времени судебное решение административным истцом не исполнено (л.д. 96-106, 244-246, том 1).

<данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, действовавшего в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, в части коэффициента 0,2, установленного приложением 1 в отношении земель под карьерами, ссылаясь на противоречие нормативного правового акта принципам определения арендной платы, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», и на нарушение своих прав применением экономически необоснованного коэффициента при расчете задолженности по оплате арендных платежей.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, указав, что нормативный правовой акт оспаривается в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, поскольку в этой редакции он применялся арбитражным судом при расчете задолженности по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Председатель Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края <данные изъяты>. в письменных возражениях первоначально просил административные исковые требования оставить без удовлетворения, полагая процедуру принятия нормативного правового акта соблюденной и указывая на отсутствие противоречий оспариваемых положений нормативного правового акта имеющим большую юридическую силу правовым нормам, поскольку постановление Правительства Российской Федерации *** на необходимость соблюдения принципа экономической обоснованности при определении коэффициента, выраженного в процентах, не содержит (л.д. 112-120, том 1). Впоследствии разрешение административных исковых требований он оставил на усмотрение суда (л.д. 139, том 2).

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, изучив материалы настоящего административного дела, административного дела ***, административного дела ***, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С учетом разъяснений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8 статьи, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Поскольку <данные изъяты> является субъектом регулируемых отношений, нормативный правовой акт в оспариваемой редакции применен к административному истцу при расчете задолженности за пользование земельным участком, постольку данное юридическое лицо вправе оспорить решение Собрания депутатов <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГ*** в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 1 и пунктом 4 статьи 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно пункту 2.2 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = S x KC x K x K1, где: A - сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв.м; КC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв.м; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.

Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <данные изъяты> района Алтайского края» (статья 1) и ранее действовавшим Уставом муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (статья 1) муниципальное образование <адрес> Алтайского края было наделено статусом муниципального района. Представительным органом муниципального района являлось Собрание депутатов района (статьи 20 и 21 Устава муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***) (л.д. 141-187, том 2).

Таким образом, принятие Решения относится к полномочиям Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края.

Требования Уставов муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***, Регламентов Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края, утвержденных решениями административного ответчика от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ*** к форме, порядку принятия и обнародования оспариваемого нормативного правового акта и нормативных правовых актов о внесении в него изменений соблюдены. Соответствующие решения приняты на сессиях представительного органа муниципального образования при наличии кворума большинством голосов присутствующих депутатов, опубликованы в периодическом печатном издании и включены в регистр муниципальных правовых актов (л.д. 92, 222-229, том 1, л.д. 99-128, 228-232, 234-241, том 2).

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГ***-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое значение коэффициента К, приведенное в приложении 1 к Порядку в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, установлено с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

Так, при принятии оспариваемого нормативного правового акта и внесении в него изменений решением от ДД.ММ.ГГ какой-либо расчет установленного коэффициента 0,2 не производился. В протоколе сессии Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ указано только на согласование ставок арендной платы с представителем Союза крестьянских хозяйств, а также содержатся предложения об общественном обсуждении вопроса. В протоколе сессии административного ответчика от ДД.ММ.ГГ отражено, что был проведен анализ востребованности земель сельхозназначения, ставок арендной платы в соседних районах, единого сельскохозяйственного налога за 2010 и 2012 годы, а также динамики поступлений денежных средств в бюджет района (л.д. 222-223, том 1, л.д. 115-128, том 2).

Таким образом, из представленных документов следует, что при утверждении оспариваемого коэффициента К административным ответчиком расчеты, показывающие доходность земельных участков, не производились, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, не анализировались, оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, не осуществлялась, а отраженные в протоколах сессий сведения сами по себе не свидетельствуют о проведении анализа оценочных характеристик земельных участков в целях определения коэффициента при расчете арендной платы.

Кроме того, из представленных материалов следует, что при установлении приведенного значения коэффициента К также нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, так как порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории <данные изъяты> района Алтайского края, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, существенно отличается.

Так, утвержденный муниципальным нормативным правовым актом коэффициент К (0,2) значительно (в 5 раз) превышает коэффициент К (0,04), установленный для расчета арендной платы за земли той же категории, расположенные на территории <данные изъяты> района и находящиеся в собственности Алтайского края, постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, условий и сроков ее внесения».

Между тем, административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный коэффициент, влияющий на размер арендной платы, установлен в соответствии с основными принципами определения арендной платы, предусмотренными Правительством Российской Федерации, в частности, является экономически обоснованным и не предполагает необоснованных предпочтений при исчислении размера арендной платы за пользование земельными участками указанной категории.

Следовательно, Решение в оспариваемой части противоречит основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

С учетом изложенного, решение представительного органа муниципального образования в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования, в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения и занятых землями под карьерами, в размере 0,2 следует признать недействующим.

Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции до вынесения решения суда прекратил свое действие, но продолжает применяться к определенным видам отношений, суд признает его недействующим в оспариваемой части со дня принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно статье 58 Устава муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «<данные изъяты>» и (или) в печатном издании «Сборник муниципальных правовых актов Павловского района Алтайского края».

<данные изъяты> статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.

Признать приложение *** к Порядку определения размера арендной платы за использование находящихся на территории <данные изъяты> района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения, утвержденному решением Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, действовавшее в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования, в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, занятых землями под карьерами, в размере 0,2 недействующим со дня его принятия.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алтайский краевой суд до ДД.ММ.ГГ в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, а с ДД.ММ.ГГ - в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Р.В. Знаменщиков

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.