Дело №3а-548/16
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 31 августа 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием представителя административного истца Сергачского районного потребительского общества ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергачского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 765 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости № рублей; земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 510 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости № рублей; земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 722 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости № рублей; земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1527 кв.м, категория земель; земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости № рублей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>ное потребительское общество обратилось в Нижегородский областной суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указало, что на основании свидетельства №1000015 бессрочного (постоянного) пользования землей от 14 августа 1992 года Сергачское районное потребительское общество имеет в бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки: земельный участок, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения, общей площадью 765 кв.м, расположенный по адресу: ФИО1<адрес>, № (кадастровый номер №); земельный участок, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения, общей площадью 510 кв.м, расположенный по адресу: ФИО1<адрес>А (кадастровый №); земельный участок, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения, общей площадью 722 кв.м, расположенный по адресу: ФИО1<адрес>, гСергач, <адрес> (кадастровый №); земельный участок, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения, общей площадью 1527 кв.м, расположенный по адресу: ФИО1<адрес> (кадастровый №).
Кадастровая стоимость данных земельных участков утверждена по состоянию на 01.11.2013 года постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и составляет: земельный участок с кадастровым номером № рублей, земельный участок с кадастровым номером 52№ рублей, земельный участок с кадастровым номером 52:45:0100501:5 - 2038112,14 рублей, земельный участок с кадастровым номером № рублей.
Согласно отчету оценщика ООО «Инвестконсалтинг» ФИО5 от 09.02.2016 года №032-2/2016 по состоянию на 01 ноября 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № рублей.
Отчет об оценке получил положительное экспертное заключение от 24.02.2016 года, №392/2016, подготовленное экспертом саморегулируемой организации ООО «Российское общество оценщиков» ФИО3
27 апреля 2016 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, однако решением комиссии от 11 мая 2016 года №421/2016 в удовлетворении заявления было отказано.
Руководствуясь положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит заявленные требования удовлетворить.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель Сергачского районного потребительского общества ФИО4 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила допросить в качестве свидетеля оценщика ФИО5, составившую отчет об оценке. Ходатайство удовлетворено. Сообщила суду, что справка о коммуникациях составлена по состоянию на дату оценки, то есть на 01.11.2013 года, что в ней и указано.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
В письменном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов проведения государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной кадастровой оценки земель были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» вновь утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены компетентным органом. Представило выписку из постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами № в Приложение 1 (л.д.168-176).
В письменном отзыве ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Нижегородской области указало, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Филиал определяют кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Просило суд рассмотреть дело без участия представителя. Сообщило, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 14.06.2005 года, земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 28.09.2004 года, земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 19.05.2005 года, земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 02.08.2004 года. Актуальная кадастровая стоимость данных земельных участков определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». Изменений качественных или количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости земельных участков, в государственный кадастр недвижимости не вносилось (л.д.179-181, 206-208).
Допрошенная в качестве свидетеля оценщик ООО «Инвестконсалтинг» ФИО5 пояснила, что составляла отчет от 09.02.2016 года №032-2/2016 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №. Рыночная стоимость данных земельных участков была определена по состоянию на 01.11.2013 года в указанных в отчете в размерах. Пояснила, что отчет в соответствии с законом проверен экспертом и признан соответствующим действующему законодательству. Не согласилась с решением комиссии по рассмотрению споров. Указала, что в справке об инженерных коммуникациях, представленной Сергачским районным потребительским обществом, указано, что данная информация актуальна по состоянию на дату оценки, то есть на 01.11.2013 года.
Также пояснила суду о том, что даты публикации всех объявлений о продаже земельных участков, использованных ею в отчёте, представлены в копиях самих объявлений- приведённых на страницах 71-75 отчёта об оценке. При проведении расчётов и составлении отчёта были использованы данные обьявления по продаже земельного участка-аналога №1 с ценой № рублей. Сведения о такой стоимости имеются на сайте, о чем представлена распечатка страницы с сайта. Предложенная цена отобрана с учетом даты предложения. Объявление на странице 72 отчёта об оценке №032-2/2016 представляет собой объявление о продаже земельного участка, опубликованное на сайте avito.гu, на котором все земельные участки делятся на 3 категории: «земли поселений (ИЖС)», «земли промназначения» и «земли сельхозназначения». При этом в первую категорию относятся земельные участки, предназначенные под индивидуальное жилищное строительство, во вторую - участки под коммерческую застройку (вне зависимости от категории земель), а в третью - земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства вне зависимости от катеюрии земель. Применительно к объявлению, представленному на странице 72 отчёта, можно сказать, что в нём указано, что данный участок находится в с<адрес> Земельный участок, расположенный в черте любою населённого пункта, относится к категории «земли населённых пунктов» и не может относиться к категории «земли промышленности». Федеральные стандарты оценки не запрещают обосновывать отказ применения подхода к оценке, что и было сделано ею в отчете об оценке.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, заслушав представителя административного истца и свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона). Пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 Закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Федеральным законом от 22.07.2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что Сергачскому районному потребительскому обществу ����������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�-�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????��??????�???????
Так как спорные земельные участки являются ранее учтенными, как это следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области и кадастровых паспортов, их актуальная кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 года, то применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и датой, по состоянию на которую может быть установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, является 01.11.2013 года.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № рублей, земельный участок с кадастровым номером № рублей, земельный участок с кадастровым номером №, земельный участок с кадастровым номером № (л.д.20-23).
В подтверждение соблюдения досудебного порядка рассмотрения спора административный истец Сергачское районное потребительское общество представило в суд копию решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 11.05.2016 года №421/2016, которым заявление отклонено. При этом из решения комиссии следует, что обращение Сергачского районного потребительского общества в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области с заявлением имело место 27.04.2016 года (л.д.108-110).
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание положения пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому решение комиссии по рассмотрению споров не может быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому суд не входит в обсуждение вопроса о законности принятого комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области решения.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований административный истец представил в суд отчет от 09.02.2016 года №032-2/2016 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, составленный оценщиком ООО «Инвестконсалтинг» ФИО5 (л.д.35-84).
Также административным истцом в суд представлено положительное экспертное заключение от 24.02.2016 года №392/2016 на отчет об оценке от 05.02.2016 года №032-1/2016 года, составленное экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ФИО3 (л.д.85-107).
Согласно Отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 765 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет №) рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 510 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет №. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 722 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет № рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1527 кв.м, категория земель; земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет №
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Исследовав представленный в суд отчет об оценке земельного участка от 09.02.2016 года №032-2/2016, составленный оценщиком ООО «Инвестконсалтинг» Фроловой Ю.П., суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, а также Свода стандартов оценки Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (ССО РОО 2010).
Из раздела Отчета «2. Задание на оценку» следует, что задачей оценки является определение рыночной стоимости с целью установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В отчете, в том числе содержится информация о заказчике оценки и об оценщике, приведены допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком (разделы 7, 8).
Отчет содержит раздел 17 «Нормативные документы, литература и учебные пособия по оценочной деятельности».
Оценщиком дано подробное описание объектов оценки, в том числе их качественные и количественные характеристики, учитывающие текущее использование, местоположение земельных участков, их площадь, зарегистрированное право, разрешенное использование, состояние земельных участков, транспортную доступность, наличие коммуникаций: земельный участок с кадастровым номером № имел электроснабжение, водоснабжение, канализацию, земельный участок с кадастровым номером № электроснабжение, земельный участок с кадастровым номером № - электроснабжение, водоснабжение, канализацию, земельный участок с кадастровым номером № - электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, канализацию (л.д.42-45). При этом суд соглашается с доводами представителя административного истца о том, что в справках об инженерных коммуникациях, представленных Сергачским районным потребительским обществом оценщику, указано, что данная информация актуальна по состоянию на дату оценки, то есть на 01.11.2013 года (л.д.80-81).
Анализ рынка в соответствии с ФСО №7 приведен за период, предшествующий дате оценки. В том числе, проанализировано влияние общей политической и социально-экономической обстановки на рынок оцениваемого объекта.
Оценщиком определен сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки – земельные участки офисно-торгового назначения, расположенные в районных центрах и поселках городского типа сельскохозяйственных районов Нижегородской области (л.д.52).
Определены ценообразующие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки и существенно влияющие на их рыночную стоимость. Анализ основных ценообразующих факторов представлен оценщиком в рамках анализа рынка. К основным ценообразующим факторам отнесены: местоположение, наличие инженерных коммуникаций, общая площадь, передаваемые имущественные права, расположение относительно красной линии (л.д.54 оборот).
Наиболее эффективным использованием признано использование под офисно-торговую застройку (л.д.50).
Из отчета следует, что для выбора объектов-аналогов оценщиком был изучен рынок предложений земельных участков. В рамках анализа рынка оценщиком отобрано 6 предложений по продаже земельных участков, из которых отобрано три объекта-аналога (л.д.56-57, 58).
Применение объектов-аналогов №1 и №2 оценщиком пояснено в судебном заседании. Из представленного в судебное заседания скриншота объявления объекта-аналога усматривается, что предложенная цена составляла №. Земельный участок-аналог № расположен в <адрес>, то есть он относится к землям населенных пунктов (л.д.71).
Оценка земельных участков проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов.
При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора и дал описание объектов-аналогов, применение вносимых корректировок и поправок. Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемым по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки. В Отчете приведены критерии, по которым осуществлялся подбор земельных участков-аналогов.
Даты публикации всех объявлений о продаже земельных участков, использованных в отчете, представлены в копиях самих объявлений (л.д.70 оборот – 72 оборот).
Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО №1 и ФСО №7. Доказательств того, что применение сведений об использованных оценщиком объектах-аналогах привело к неправильному определению размера рыночной стоимости объектов оценки, не представлено.
К отчету приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении отчета; в отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самих объектов оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится.
Оценщик ФИО5 является членом саморегулируемой Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», свидетельство от 12.01.2014 года, регистрационный №002787. Имеет специальное образование и стаж работы в оценочной деятельности 15 лет. Проходила профессиональную подготовку по программе «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Оценка стоимости недвижимости», имеет свидетельства о повышении квалификации по программе «Оценочная деятельность». Ответственность оценщика ФИО5 застрахована Страховым открытым акционерным обществом «ВСК» (л.д.41, л.д.82-83).
Из представленного суду положительного экспертного заключения от 24.02.2016 года №392/2016, составленного экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ФИО3, следует, что отчет об оценке земельного участка от 09.02.2016 года №032-2/2016, составленный оценщиком ООО «Инвестконсалтинг» ФИО5, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. Выбор оценщиком метода оценки в рамках сравнительного подхода и отказ от применения затратного и доходного подходов признан экспертом обоснованным. Расчет признан выполненным без ошибок; допущения, использованные оценщиком в отчете - обоснованными. В отчете экспертом не выявлено технических ошибок, приводящих к нарушению требований законодательства Российской Федерации. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными, замечания к отчету отсутствуют, отчет не допускает неоднозначного толкования и не позволяет вводить в заблуждение потребителей отчета.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков, участвующими в деле лицами в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № необходимо считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, то есть 27 апреля 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Сергачского районного потребительского общества по настоящему делу удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 765 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости №
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 510 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости №
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 722 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости <адрес>
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1527 кв.м, категория земель; земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости №
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № считать 27 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда составлено 01 сентября 2016 года.
Судья М.А. Кручинин