ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-548/2022 от 17.08.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-548/2022

32OS0000-01-2022-000099-93

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 17 августа 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Бирюлиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛКстрой» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «ЛКстрой» (далее – ООО «ЛКстрой», Общество) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Обществу на праве аренды:

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 35 189+/-66 кв.м., местоположение: , кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 12 136 064,35 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 67188+/-91 кв.м., местоположение: кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 21 526 481,3 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 132454+/-127 кв.м., местоположение: , кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 42 437 169,65 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 5169+/-25 кв.м., местоположение: , кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 1 806 820,33 руб., в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав Общества как арендатора земельных участков, арендная плата за пользование которыми исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Уточнив заявленные требования, административный истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года:

земельного участка, местоположение: , кадастровый , в размере 3 580 000 руб.;

земельного участка, местоположение: , кадастровый , в размере 6 835 000 руб.;

земельного участка, местоположение: , кадастровый , в размере 13 475 000 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 5169+/-25 кв.м., местоположение: , кадастровый , в размере 582 000 руб.

Административный истец ООО «ЛКстрой» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель административного истца в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянская городская администрация, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В отзыве на административный иск от 16 февраля 2022 года представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Казорин А.А. возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве от 16 августа 2022 года представитель административного ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Казанская Ю.М. просит провести судебное заседание в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление от 21 февраля 2022 года представителем управления Росреестра по Брянской области Агаджанян Т.В. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку, как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

В отзыве на административное исковое заявление от 16 февраля 2022 года представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Казорин А.А. возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что полученные рыночным оценщиком результаты не соответствуют действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости не оспаривает.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца ООО «ЛКстрой», представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской области.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу требований части 7 статьи 22 и пункта 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, на основании договоров аренды №№ 48138, 48141, 48137, 48140 земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 26 февраля 2015 года, заключенных между управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и ООО «ЛКстрой» (арендатор), административному истцу ООО «ЛКстрой» предоставлены в аренду: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 35 189+/-66 кв.м., кадастровый , земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 67188+/-91 кв.м., кадастровый , местоположение: площадью 132454+/-127 кв.м., кадастровый , местоположение: , площадью 5169+/-25 кв.м., кадастровый , местоположение: . Срок аренды по каждому из указанных договоров установлен с 26 февраля 2015 года по 31 августа 2028 года. Расчет арендной платы за пользование данными земельными участками исчисляется из их кадастровой стоимости.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 октября 2021 года №КУВИ-002/2021-143705059, №КУВИ-002/2021-143708897, №КУВИ-002/2021-143712100, №КУВИ-002/2021-143715251 и приказу управления имущественных отношений Брянской области от 22 июня 2021 года № 1075 кадастровая стоимость составляет: земельного участка, кадастровый , местоположение: , - 12 136 064,35 руб.; земельного участка, кадастровый , местоположение: , - 21 526 481,3 руб.; земельного участка, кадастровый , местоположение: , - 42 437 169,65 руб.; земельного участка, кадастровый , местоположение: , - 1 806 820,33 руб. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о дате утверждения кадастровой стоимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 27 июля 2021 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) указанных земельных участков – 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 1075 22.06.2021.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца ООО «ЛКстрой», как арендатора указанных земельных участков, арендная плата за пользование которыми рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, затронуты результатами определения кадастровой стоимости и административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных земельных участков рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 19 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец ООО «ЛКстрой», оспаривая кадастровую стоимость указанных в административном иске земельных участков, представил отчет об оценке от 10 декабря 2021 года № 289-21, выполненный ООО «РосЭкспертЪ», согласно которому по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость объектов оценки составляет: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 35 189+/-66 кв.м., местоположение: , кадастровый , - 3 580 000 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 67188+/-91 кв.м., местоположение: , кадастровый , - 6 835 000 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 132454+/-127 кв.м., местоположение: , кадастровый , - 13 475 000 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 5169+/-25 кв.м., местоположение: кадастровый , - 582 000 руб.

В связи с существенной разницей между установленной кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, представленном административным истцом, учитывая возражения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» против удовлетворения заявленных требований и наличии сомнений в достоверности представленного отчета, с целью получения необходимых доказательств о достоверной величине рыночной стоимости спорных земельных участков, принимая во внимание, что для разрешения заявленных требований необходимы специальные познания, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости спорных объектов требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, проведение которой поручено эксперту ООО «Брянский Оценщик» ФИО1

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский Оценщик» ФИО1 от 02 августа 2022 года № 10 отчет от 10 декабря 2021 года № 289-21, выполненный ООО «РосЭкспертЪ», об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: , соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в связи с чем рыночная стоимость объектов, указанных в отчете, по состоянию на 01 января 2019 года не устанавливалась.

Оценивая указанное заключение эксперта ООО «Брянский Оценщик» ФИО1 от 02 августа 2022 года № 10 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО1 является действительным членом саморегулируемой организации оценщиков Межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, диплом о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе «Судебная оценочная экспертиза» с присвоением квалификации «Судебный эксперт» и предоставлением права на ведение профессиональной деятельности в области судебной оценочной экспертизы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельных участков, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости указанных в административном иске земельных участков, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 10 декабря 2021 года № 289-21, выполненный ООО «РосЭкспертЪ», и заключение эксперта ООО «Брянский Оценщик» ФИО1 от 02 августа 2022 года № 10, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «ЛКстрой» и установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 35 189+/-66 кв.м., кадастровый , местоположение: , в размере 3 580 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 67188+/-91 кв.м., кадастровый , местоположение: , в размере 6 835 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 132454+/-127 кв.м., кадастровый , местоположение: в размере 13 475 000 руб.;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 5169+/-25 кв.м., кадастровый , местоположение: , в размере 582 000 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов административного дела, ООО «ЛКстрой» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 10 декабря 2021 года (л.д.77).

Таким образом, датой подачи ООО «ЛКстрой» заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков в размере рыночной стоимости следует считать 10 декабря 2021 года, т.е. дату его обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО «ЛКстрой» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 35 189+/-66 кв.м., кадастровый , местоположение: равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 580 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 67188+/-91 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 6 835 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 132454+/-127 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 13 475 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для рекреационных целей и реконструкции водного объекта, площадью 5169+/-25 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 582 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 декабря 2021 года – дату обращения ООО «ЛКстрой» с настоящим административным иском в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2022 года