ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-549/2016 от 17.10.2016 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Петровой Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-549/16 по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка

Установил:

<данные изъяты> (далее-административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области (далее-Комиссия) в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что 14 января 2016 года секретарь Комиссии уведомлением возвратила заявление административного истца с указанием на то, что кадастровая справка на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий административному истцу на праве собственности, не содержит актуальных сведений о кадастровой стоимости.

Ссылаясь на то, что в кадастровой справке содержатся актуальные на дату обращения в Комиссию сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, административный истец просит признать незаконным отказ Комиссии принять к рассмотрению заявления от 29 декабря 2015 года о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка. Обязать Комиссию устранить допущенное нарушение путем принятия к рассмотрению поданного <данные изъяты> заявления от 29 декабря 2015 года и принять решение на основании отчета об оценке № DВ-11626 от 9 декабря 2015 года, подготовленного <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного истца просил удовлетворить административный иск, указывая, что необоснованный отказ в рассмотрении заявления нарушает право юридического лица на исчисление размера налога на землю за период с 1 января по 14 сентября 2015 года исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Представитель административного ответчика Комиссии и заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области административный иск не признал, указав, что поскольку к заявлению не была приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая актуальные сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, секретарь Комиссии обоснованно уведомлением возвратила заявление без рассмотрения его по существу. Кроме того, полагает, что в связи с обращением административного истца в Комиссию 11 января 2016 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка, подлежащие применению для целей исчисления налога за период с 1 января по 14 сентября 2015 года, являются архивными.

Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска исходя из следующего.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально удостоверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (абзац девятый, восемнадцатый - двадцать пятый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции закона, действующий в период возникновения спорных правоотношений.).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (абзац двадцать четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции закона, действующий в период возникновения спорных правоотношений).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Московской области создана на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 года № П/452 при территориальном органе в Московской области.

Административный истец является собственником указанного выше земельного участка

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная решением комиссии или судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

С учетом даты обращения в Комиссию (29 декабря 2015 года), по мнению суда, у административного истца возникло право на определение новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании представленного в Комиссию отчета об оценке № DВ-11626 от 9 декабря 2015 года, подготовленного <данные изъяты> за период с 1 января по 14 сентября 2015 года. После указанной даты в отношении земельного участка в связи с уточнением его площади была установлена новая кадастровая стоимость, которая также оспаривалась административным истцом посредством подачи 29 декабря 2015 года иного заявления с представлением отчета оценщика на дату определения новой кадастровой стоимости.

Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 14 января 2016 года № 50-10а-10-148/16, подписанным секретарем Комиссии, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> было возвращено административному истцу с указанием на то, что к заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая актуальные сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости земельного участка.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии возлагаются на ее секретаря, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 7 Порядка), который извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункт 16 Порядка).

В соответствии с пунктом 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.

Согласно п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 данного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением.

Из анализа положений пунктов 14 и 16 Порядка следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано и регистрируется в территориальном управлении Росреестра, при котором создается комиссия.

Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что секретарь Комиссии в соответствии с возложенными на нее полномочиями обязана проверять состав приложенных к заявлению документов на предмет их комплектности, соответствие даты определения рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете, дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в справке о кадастровой стоимости.

При этом суд исходит из того, что с учетом приведенных выше положений Порядка, секретарь Комиссии наделена специальными исполнительно-распорядительными функциями, в соответствии с которыми именно секретарь Комиссии осуществляет прием заявлений и их возврат по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком. При этом, секретарь устанавливает наличие оснований для принятия заявления и назначения его к рассмотрению в заседании Комиссии. Проверка соблюдения заинтересованным лицом сроков обращения в Комиссию также входит в обязанности секретаря Комиссии.

Исходя из положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности значимым для целей правильного разрешения секретарем Комиссии вопроса о наличии оснований для принятия и назначения к рассмотрению в заседании Комиссии поданного заинтересованным лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, по мнению суда, является определение секретарем Комиссии даты, по состоянию на которую определена кадастровой стоимости объекта недвижимости, так как этой же календарной датой оценщик обязан руководствоваться при составлении отчета об определения рыночной стоимости объекта недвижимости, представляемого в Комиссию и (или) суд. Дата, по состоянию на которую определена кадастровой стоимости объекта недвижимости, имеет значение и в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки.

Дата определения кадастровой стоимости подтверждается кадастровым паспортом объекта недвижимости, кадастровой справкой.

Согласно свидетельства о регистрации права от 25 09.2015 года (повторное) земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 19. 05.2003 года (зарегистрирован МОРП 25.06.2003года). Как следует из кадастровой справки, кадастровая стоимость земельного участка определена на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013г. № 567-РМ на дату-1 января 2013 года. Отчетом оценщика рыночная стоимость земельного участка также определена на дату определения его кадастровой стоимости - на 1 января 2013 года (л.д.10-159,183-184).

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» судам разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.01.2015г., предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что на дату обращения в комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка за период с 1 января по 14 сентября 2015 года у общества возникла обязанность по уплате земельного налога, исчисленного из его кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец с целью определения иной стоимости земельного участка (в размере рыночной), при бесспорно существующем праве на применение результатов определения рыночной стоимости земельного участка для целей, установленных законодательством, в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием оценочной деятельности в Российской Федерации и иными законами, регулирующими спорные правоотношения, с соблюдением всех требований и предписаний правомерно обратился с заявлением в Комиссию.

Исходя из того, что вопрос о праве на определение рыночной стоимости земельного участка, которая стала неактуальной на дату 29 декабря 2015г., подлежал разрешению только в заседании Комиссии, принятие решения о праве административного истца на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка за период с 1 января по 14 сентября 2015 года не входит в компетенцию секретаря Комиссии. Уведомление о возврате заявления административного истца является недействительным как не основанное на законе.

С учетом изложенного, административное исковое заявление <данные изъяты> подлежит удовлетворению.

руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.

Признать недействительным Уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 14 января 2016 года № 50-10а-10-148/16 о возврате <данные изъяты> заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020702:303, поданного 29 декабря 2015 года.

Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение путем принятия к рассмотрению поданного <данные изъяты> заявления от 29 декабря 2015 года и принять решение на основании отчета об оценке № DВ-11626 от 9 декабря 2015 года, подготовленного <данные изъяты>

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова

Мотивированное решение составлено 21 октября 2016 года