ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-549/2017 от 06.06.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2017 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Кирпичниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-549/2017 по административному исковому заявлению ООО «КАСКАД» к Управлению Росреестра по Самарской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «КАСКАД» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что ДД.ММ.ГГ. он обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> По результатам рассмотрения заявления заявитель просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату ее утверждения уполномоченным органом.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГ., подписанным секретарем Комиссии ФИО1., заявителю сообщили об отказе в принятии заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, указывая, что заявителем не приложен в виде отдельного документа отчет, составленный в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной ЭЦП. Кроме того, секретарь Комиссии разъяснил, что электронный отчет должен быть подписан исключительно усиленной квалифицированной ЭЦП.

Административный истец считает решение об отказе в принятии заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости к рассмотрению является незаконным и необоснованным, поскольку закон не предусматривает обязанности заявителя прикладывать отчет в электронном виде исключительно в качестве отдельного приложения к заявлению. Отчет в электронном виде представляет собой диск, вложенный в прозрачный файл, который вшит экспертами в отчет на бумажном носителе и опечатан.

При этом пломбы на файле с диском не нарушены, что свидетельствует о том, что секретарь Комиссии не проверял и не мог проверить факт надлежащего/ненадлежащего проставления ЭЦП в электронном отчете.

ООО «КАСКАД» просил суд признать незаконным решение об отказе в приеме к рассмотрению заявления ООО «КАСКАД» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГ., подписанное секретарем Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Самарской области, обязать устранить допущенные нарушения путем принятия заявления ООО «КАСКАД» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости к рассмотрению, и передачи заявления в Комиссию для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Самарской области для рассмотрения по существу. Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ..

В судебном заседании представитель административного истца ООО «КАСКАД» по доверенности от ДД.ММ.ГГ. ФИО2 поддержала административное исковое заявление в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

Представители административного ответчика Управление Росреестра по Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГ. ФИО3 и ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГ. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Генеральный директор ООО ЭКГ «<данные изъяты>» представил суду письменные пояснения, в которых уведомил о невозможности обеспечить явку в судебное заседание представителя и пояснил, что ООО ЭКГ «<данные изъяты>» проводило оценку объекта недвижимости по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО «Каскад». ООО ЭКГ «<данные изъяты>» надлежащим образом исполнило обязательства, передало заказчику Отчет об оценке на бумажном носителе и в электронном виде. По требования ООО «Каскад» диск впоследствии был опечатан и вшит экспертом в бумажный отчет. Точную дату вспомнить не представляется возможным, однако дата должна быть указана на отчете без исправлений.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.18 ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

На основании пунктов 14, 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Порядка), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 г. № 263, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.

Из содержания вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что секретарь комиссии на стадии принятия заявления проверяет наличие представленных документов и при отсутствии хотя бы одного из числа перечисленных в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» документов не принимает заявление к рассмотрению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ. ООО «КАСКАД» обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 63:01:0901005:576 по основанию: установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

ДД.ММ.ГГ. уведомлением , Комиссия письменно уведомила ООО «КАСКАД» о том, что не приняла заявление к рассмотрению, поскольку не был приложен отчет, составленный в форме электронного документа и отвечающий требованиям статьи 11 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ.

Получив указанное уведомление, ООО «КАСКАД» обратился в суд с заявленными требованиями 24.04.2017 года, с соблюдением установленного статьей 219 КАС РФ 3-месячного срока для обращения в суд.

Исследовав представленные в суд документы, суд приходит к выводу о том, что отказ в принятии к рассмотрению заявления ООО «КАСКАД» произведен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.

Проверка наличия прилагаемых к заявлению документов в соответствии с требованиями, содержащимися в пункте 14 Порядка, возложена на секретаря Комиссии, в связи с этим доводы представителя административного истца о том, что секретарь комиссии превысил свои полномочия, не основаны на законе.

Секретарем Комиссии ФИО1 были проверены поступившие в комиссию от ООО «КАСКАД» документы, среди которых не оказалось отчета на электронном носителе.

Подтверждением этому служит отсутствие упоминания об отчете в форме электронного документа в приложении к заявлению ООО «КАСКАД» в Комиссию, а также в уведомлении комиссии об отказе в принятии заявления к рассмотрению, направленного заявителю.

Доводы представителя административного истца о том, что отчет в электронном виде был приложен в виде прозрачного файла к отчету на бумажном носителе, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В силу статьи 11 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отчете об оценке, выполненном ДД.ММ.ГГ., отсутствует информация о приложении в виде отчета на электронном носителе.

Представленный административным истцом в суд на обозрение отчет со вшитым в прозрачный файл диском, прошитым и опечатанным оценщиком ДД.ММ.ГГ., то есть спустя 1 месяц после составления отчета, не доказывает, что в таком же виде он был представлен в Комиссию.

Принимая во внимание представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии о не принятии к рассмотрению заявления ООО «КАСКАД» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером: являлось обоснованным, и оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ООО «КАСКАД» к Управлению Росреестра по Самарской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2017 года.

Председательствующий: М.А.Панкова