ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2017 г. № 3а - 54/2017
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Починок» о признании недействующим в части приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Вологодской области»,
установил:
27 декабря 2012 года Департаментом имущественных отношений Вологодской области издан приказ № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области».
18 января 2013 года приказ был опубликован в официальном периодическом печатном издании Правительства Вологодской области - в областной газете «Красный Север» № 7.
Приложение 1 к приказу опубликовано в областной газете в период с
19 января 2013 года по 18 июня 2013 года, приложение 2 к приказу опубликовано в период с 18 июня 2013 года по 09 июля 2013 года, приложение 3 опубликовано
09 июля 2013 года в газете «Красный Север» № 121.
Пунктом 1 оспариваемого приказа утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области согласно приложениям 1-3 к настоящему приказу.
Строками 8538-8546 приложения № 2 «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Вологодской области, руб.кв.м» к приказу от 27 декабря 2012 года № 206 утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка кадастрового квартала №... по второму виду разрешенного использования - «малоэтажная жилая застройка» в размере ... руб.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Починок» (далее СНТ «Починок») владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №... (номер кадастрового квартала №...) площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <ДАТА> (л.д. 212-214). Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 27 208 427 рублей 40 копеек.
СНТ «Починок» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента издания строк 8538-8546 приложения 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206.
В обоснование требований представитель СНТ «Починок» ФИО1 указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Полагал, что установление удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 35:22:0310033 произведено без учета статистического анализа рыночных цен, в результате чего кадастровая стоимость земельных участков стала явно выше реальной рыночной стоимости этих земельных участков. Нарушение законных прав и интересов административного истца выражается в том, что кадастровая стоимость, определенная на основании оспариваемого удельного показателя, в указанном кадастровом квартале является налогооблагаемой базой при расчете земельного налога.
Просил суд признать недействующими с момента издания строки 8538-8546 приложения 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 (л.д. 31-33).
Представитель административного истца СНТ «Починок» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала. Указала, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий и в рамках процедуры, установленной действующим законодательством, не нарушает прав и охраняемых законом интересов товарищества.
Заинтересованные лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленных ходатайствах просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заинтересованные лица: администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области, ООО «Активные Бизнес Консультации», НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности, Федеральный закон № 135-ФЗ) дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка».
Согласно статье 5 Федерального закона № 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, ранее принятые нормативные правовые акты, в частности постановление Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, которым утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (утвержден приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215), применяются в части, не противоречащей данному федеральному закону.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также в период проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Вологодской области, изменения в Закон об оценочной деятельности вступили в силу и подлежали применению.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), заключение договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 5 ранее действующей редакции Федерального закона № 167-ФЗ, согласно которым до 01 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, до 01 января 2013 года заказчиком работ по определению кадастровой стоимости мог выступать орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Как усматривается из материалов дела, приказом Росреестра от 25 марта 2011 года № П/87 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2012 году» (л.д.144-155) организована государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории 10 субъектов Российской Федерации в 2012 году, в том числе на территории Вологодской области, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
В порядке исполнения запроса Росреестра от 28 мая 2012 года № 15-442/12 Управление Федеральной службы государственной регистрации по Вологодской области сформировало перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Вологодской области и 09 июня 2012 года направило указанный перечень в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Перечень объектов недвижимости, подлежавших государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на дату 02 июня 2012 года и включал 554 010 земельных участков.
15 августа 2012 года Росреестром (заказчик) был заключен государственный контракт № 85Д/2012 с Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации (исполнитель) на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель» (л.д.156-188).
Согласно пункту 2.4.1 государственного контракта исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 4, стандартов саморегулируемых организаций оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Исполнитель вправе при выполнении работ по контракту привлекать к их выполнению третьих лиц (пункт 2.2 контракта).
14 сентября 2012 года между ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ООО «Активные Бизнес Консультации» был заключен договор № 03557-9000-Р на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Рязанской, Вологодской и Тамбовской областей».
07 ноября 2012 года ООО «Активные Бизнес Консультации» был подготовлен отчет № №... об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Вологодской области, который утвержден 07 ноября 2012 года генеральным директором ООО «Активные Бизнес Консультации» Калужских Д.В., заместителем генерального директора ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» ФИО3 (л.д.106).
В силу статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности (в редакции по состоянию на 07 ноября 2012 года) в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
14 ноября 2012 года на отчет № №... получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № ЭК-161012/1, в соответствии с выводами которого отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными, выполненные в отчете расчеты стоимости земельных участков соответствуют выбранным оценщиком подходам и методам (л.д.193-197).
Отношения по государственной кадастровой оценке наряду с Законом об оценочной деятельности регулируются также Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. Как указано в пункте 3 ФСО № 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости. При кадастровой оценке объектов недвижимости учитывается информация о рынке объектов оценки, определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки. Выводы, полученные в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, в том числе в пределах территории, на которой расположены объекты оценки, с описанием процесса, способов определения состава ценообразующих факторов объектов оценки с обоснованием суждения о существенности влияния ценообразующих факторов на кадастровую стоимость объектов оценки, а также описание процесса расчета и результаты расчета средних уровней кадастровых стоимостей объектов оценки - земельных участков по муниципальным районам (городским округам), указываются в отчете об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29 июля 2011 года № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).
В данном случае отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Вологодской области от 07 ноября 2012 г. № №... соответствует указанным требованиям.
Доводы административного истца об отсутствии статистического анализа рыночных цен являются предположением и опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.
14 декабря 2012 года Росреестром и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту от 15 августа 2012 года № 85Д/2012 (л.д.191-192).
Судом установлено, что государственная кадастровая оценка проведена по решению соответствующего органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на основании заключенного государственного контракта, отчет об определении кадастровой стоимости принят заказчиком работ по определению кадастровой стоимости при наличии положительного экспертного заключения на указанный отчет.
Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 14 декабря 2012 года отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Вологодской области, являющийся результатом работ по государственному контракту, а так же положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков направлены в Департамент имущественных отношений Вологодской области для утверждения (л.д.204).
В соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
Органы исполнительной государственной власти области являются постоянно действующими, осуществляющими отраслевое, межотраслевое управление, специальные, контрольные, разрешительные, иные функции в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством. Органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения (статья 67 Устава).
Согласно пункту 3.1.6. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) Департамент наделен полномочиями по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
27 декабря 2012 года приказом Департамента имущественных отношений № 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
В силу статьи 5 Закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» (в редакции, действовавшей по состоянию на 27 декабря 2012 года) официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север».
Как усматривается из материалов дела, 18 января 2013 года оспариваемый приказ был опубликован в областной газете «Красный Север» № 7.
Приложения 1, 2 к приказу опубликованы в областной газете от 19 января 2013 года № 8, от 22 января 2013 года № 10, 26 января 2013 года № 13, от 29 января 2013 года № 15, от 02 февраля 2013 года № 18, от 05 февраля 2013 года № 20, от 09 февраля 2013 года № 23, от 12 февраля 2013 года № 25, от 16 февраля 2013 года № 28, от 19 февраля 2013 года № 30, от 05 марта 2013 года № 38, от 16 марта 2013 года № 44, от 19 марта 2013 года № 46, от 23 марта 2013 года № 49, от 30 марта 2013 года № 54, от 02 апреля 2013 года № 56, от 06 апреля 2013 года № 59, от 09 апреля 2013 года № 61, от 13 апреля 2013 года № 64, от 16 апреля 2013 года № 66, от 20 апреля 2013 года № 69, от 23 апреля 2013 года № 71, от 27 апреля 2013 года № 74, от 30 апреля 2013 года № 76, от 07 мая 2013 года № 78, от 11 мая 2013 года № 80, от 14 мая 2013 года № 82, от 18 мая 2013 года № 85, от 21 мая 2013 года № 87, от 25 мая 2013 года № 90, от 28 мая 2013 года № 92, от 01 июня 2013 года № 95, от 04 июня 2013 года № 97, от 08 июня 2013 года № 100, от 11 июня 2013 года № 102, от 15 июня 2013 года № 104, от 18 июня 2013 года № 106, от 22 июня 2013 года № 109, от 25 июня 2013 года № 111, от 29 июня 2013 года № 114, от 02 июля 2013 года № 116. Приложение 3 опубликовано 09 июля 2013 года в газете «Красный Север» № 121.
Одновременно с опубликованием приказа и приложений к нему в газете «Красный Север» информация об утвержденных результатах кадастровой оценки была размещена на официальном сайте органа исполнительной государственной власти области.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, суд пришел к выводу, что указанный способ опубликования приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области» позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что приказ Департамента имущественных отношений от 27 декабря 2012 года № 206 в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 и Методике по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления садоводческого некоммерческого товарищества «Починок» не имеется.
Фактически административный истец не согласен с размером кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Указанное право по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости земельного участка СНТ «Починок» не реализовано.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
садоводческому некоммерческому товариществу «Починок» отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании недействующими с момента опубликования строк 8538-8546 приложения 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области
от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Вологодской области».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2017 года.