ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/17 от 31.05.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-54/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клепчи С.Н.,

при секретаре Смирновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 31 мая 2017 г.

административное дело по административному иску Емельяновой Татьяны Андреевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости незаконным, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Емельянова Т.А. обратилась в Курганский областной суд с административным иском о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости незаконным, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска указала, что она является собственником объекта недвижимости, назначение: нежилое, общей площадью 4150 кв.м., инвентарный номер: 37:401:002:200676460, Литер: Ж – Ж 2, Ж 4-Ж 6., этажность:1, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с Налоговым кодексом Российской федерации, кадастровая стоимость объекта недвижимости является базовым показателем для расчета размере налога на имущество.

В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет 27594644 руб. 59 коп. Данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. С установленной кадастровой стоимостью данного объекта капитального строительства административный истец не согласна.

Согласно отчету ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирования» от 27 октября 2016 г. № 12-10/2016, рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 27 июня 2012 г. составляет 4818000 руб., что существенно ниже кадастровой стоимости.

Административный истец считает, что ее права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, и могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного объекта.

11 января 2017 г. она обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Решением комиссии № 1028 от 6 февраля 2017 г. ее заявление было отклонено, с указанием, что здание с кадастровым номером не включено в перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 г., размещенных на сайте Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, в связи с чем, ее права не затронуты. С решением комиссии она не согласна

Ссылаясь на положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» просит суд: признать решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № 1028 от 6 февраля 2017 г. незаконным; пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости назначение: нежилое, общей площадью 4150 кв.м., инвентарный номер: 37:401:002:200676460, Литер: Ж – Ж 2, Ж 4-Ж 6., этажность:1, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, установив кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости в размере 4818000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Емельяновой Т.А. по доверенности – Седова Ю.В. на заявленных административных исковых требованиях настаивала, выразила согласие с определенной оценщиком ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирования» Т.А.А., рыночной стоимостью объекта недвижимости, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявила. В дополнении пояснила, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости административному истцу необходимо для получения кредита в банке, определения залоговой стоимости недвижимого имущества.

Административный истец Емельянова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщала.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области Степанова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще, представила отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, заявленные требования оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курганской области Мясникова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. В предыдущем судебном заседании в пояснениях и в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку права административного истца не нарушены.

Представитель ФГБУ Федеральной кадастровой палаты по Курганской области Тиманова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. В предыдущем судебном заседании пояснила, что ФГБУ Федеральной кадастровой палаты по Курганской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области Бурнатова Л.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. В предыдущем судебном заседании в пояснениях и в отзыве на административное исковое заявление, заявленные требования оставила на усмотрение суда.

Оценщик ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирование» Т.А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Участники судебного разбирательства ходатайств о вызове в судебное заседание оценщика Т.А.А. не заявили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч. 5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 12 ст. 24.18, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п. 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок), комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением, в том числе документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.

В соответствии с пунктом 19 Порядка при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.

В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.

В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости» относит к недостоверным сведениям допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 7 декабря 2010 г. Емельянова Т.А. является собственником здания главного корпуса, назначение: нежилое, общей площадью 4 150 кв.м., кадастровый номер: , инвентарный номер: 37:401:002:200676460, Литер: Ж – Ж 2, Ж 4- Ж 6, этажность: 1, расположенного по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены представленной в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 7).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (дата утверждения кадастровой стоимости 11 декабря 2012 г.) установлена в размере 27594 644 руб. 59 коп. ( л.д. 111).

В соответствии с отчетом от 27 октября 2016 г. № 12-10/2016, выполненным ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирование» (оценщиком Т.А.А.), по состоянию на 27 июня 2012 г. рыночная стоимость здания главного корпуса с кадастровым номером составляет 4818000 руб.

Экспертным заключением № 1463/12/016 от 23 декабря 2016 г. Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Сибирь» Экспертный совет (эксперт О.В.В.) указанный отчет признан обоснованным и соответствующим действующему законодательству об оценочной деятельности.

11 января 2017 г. Емельянова Т.А. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Решением комиссии № 1028 от 6 февраля 2017 г. заявление Емельяновой Т.А. не было принято к рассмотрению с указанием, что при рассмотрении заявления комиссией установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 27594 644 руб. 59 коп. по состоянию на 27 июня 2012 г., утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области, составляет более 30 процентов, а именно 82,5 процента.

Нарушены требования ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку права и обязанности Емельяновой Т.А. не затронуты, в связи с тем, что здание с кадастровым номером не включено в перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 г., размещенных на сайте Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области.

18 апреля 2017 г. Емельянова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости незаконным, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, указывая на нарушение ее прав как налогоплательщика, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость.

По смыслу действующего законодательства об оценочной деятельности кадастровая стоимость объектов недвижимости по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспорить физическими лицами результаты определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, датой определения кадастровой стоимости недвижимого имущества – здания главного корпуса с кадастровым номером: является 27 июня 2012 г.

Таким образом, именно на эту дату (27 июня 2012 г.) в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка, что согласуется с положением п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку участвующими в деле лицами в установленном законом порядке не оспорены представленные административным истцом результаты оценки по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы участниками процесса не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения по делу судебной экспертизы, поскольку отчет оценщика ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирование» Т.А.А., об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, отвечает требованиям закона и является допустимым доказательством по делу.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, заслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к выводу, что явное несоответствие кадастровой стоимости объекта капитального строительства и его рыночной стоимости препятствует административному истцу получить кредит в банке и определить реальную стоимость залогового имущества, что существенно нарушает права административного истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Емельяновой Т.А. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания главного корпуса с кадастровым номером: равной его рыночной стоимости в размере 4818 000 руб., определенной по состоянию на 27 июня 2012 г. отчетом ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирование» (оценщик Т.А.А.) № 12-10/2016 от 27 октября 2016 г.

Исковые требования Емельяновой Т.А. о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № 1028 от 6 февраля 2017 г. не подлежат удовлетворения, поскольку решение вынесено комиссией в рамках своих полномочий, в законном составе и не нарушает права административного истца, как собственника недвижимого имущества.

Руководствуясь статьями 175 - 177, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Емельяновой Татьяны Андреевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № 1028 от 6 февраля 2017 г. незаконным, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания главного корпуса, назначение: нежилое, общей площадью 4150 кв.м., инвентарный номер: 37:401:002:200676460, Литер: Ж – Ж 2, Ж 4- Ж 6, этажность: 1, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4818000 руб. по состоянию на 27 июня 2012 г.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья С.Н. Клепча