Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2019 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного истца Администрации города Иркутска ФИО1, действующей на основании доверенности от 22 января 2019 г., представителя заинтересованного лица ФИО2 – Берест А.В., действующей на основании доверенности от 22 июля 2016 г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-54/2019 по административному исковому заявлению Администрации города Иркутска к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Иркутска в обоснование административных исковых требований указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп) земельный участок с кадастровым <номер изъят>, расположенный <адрес изъят>, с площадью 7 293,00 кв.м., с видом разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), отнесен к 1 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка внесена в Единый государственный реестр недвижимости, определена по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 26 423 778,81 рублей.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 ноября 2018 г. № 61-3/18, выполненным <данные изъяты>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 46 529 000,00 рублей.
В связи с тем, что действительная рыночная стоимость данного участка значительно отличается от кадастровой стоимости Администрация города Иркутска 6 декабря 2018 г. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Росреестра по Иркутской области в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
25 декабря 2018 г. по результатам рассмотрения заявления Комиссией принято решение, которым отклонено заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.
Решение Комиссии мотивировано тем, что органы местного самоуправления вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости лишь в отношении тех объектов недвижимости, которые находятся в собственности муниципального образования города Иркутска.
Административный истец, ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктов 1, 2, 3 пункта 2 статьи 11 Устава города Иркутска, правовую позицию, изложенную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 15-П и от 2 апреля 2002 г. № 7-П, считает свои права нарушенными, так как заниженная кадастровая стоимость влияет на размер налоговых поступлений в бюджет города Иркутска.
Указывает, что налоговый доход местных бюджетов образуют в числе прочих поступления от устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований местных налогов, включая земельный налог, который согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации подлежит зачислению в соответствующий муниципальный бюджет по нормативу 100 процентов.
Поступающие в бюджет муниципального образования налоговые доходы представляют собой объект муниципальной собственности и наряду с другими ее объектами входят в состав имущества, необходимого для решения задач местного самоуправления.
Администрация города Иркутска просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, с площадью 7 293,00 кв.м., в размере 46 529 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2012 г.
Определением судьи от 11 марта 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Иркутска ФИО1, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 – Берест А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила отзыв на административное исковое заявление.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя в связи с занятостью в другом судебном процессе.
Заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности.
Суд с учетом мнения представителей административного истца Администрации города Иркутска ФИО1, заинтересованного лица ФИО2 – Берест А.В., действующих на основании доверенностей, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не удаляясь в совещательную комнату, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Администрации города Иркутска ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2 – Берест А.В., действующих на основании доверенностей, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области».
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Частями 13 и 28 этой статьи предусмотрено, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Частью 2.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях предусмотренных законом.
Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм, орган местного самоуправления вправе оспорить в суде результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в отношении объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, либо решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которым по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 7 293,00 кв.м., расположенный <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), принадлежит ФИО2 на праве собственности, о чем 1 февраля 2010 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись № 38-38-01/193/2009-099, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 января 2019 г. № 99/2019/239835432.
Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено Министерству имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г. № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.
В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 г.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.
Земельный участок с кадастровым <номер изъят> отнесен к 1 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки).
Доказательств иного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят> в материалы дела не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2018 г. № КУВИ-001/2018-13653611 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> составляет 26 423 778,81 рублей, дата утверждения кадастровой стоимости – 3 декабря 2013 г., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 17 июля 2014 г., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – 1 января 2012 г.
Администрация города Иркутска, считая установленную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> заниженной, обратилась в <данные изъяты> с целью определения рыночной стоимости данного земельного участка.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 ноября 2018 г. № 61-3/18, выполненным <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 46 529 000,00 рублей.
6 декабря 2018 г. Администрация города Иркутска обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.
Решением данной Комиссии от 25 декабря 2018 г. заявление Администрации города Иркутска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> отклонено.
Не согласившись с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, Администрация города Иркутска обратилась в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> является заниженной.
Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> по причине ее занижения и требуя установить в отношении него рыночную стоимость, Администрация города Иркутска ссылается на наличие у органов местного самоуправления права на оспаривание в таком порядке результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, не находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования.
С указанными доводами Администрации города Иркутска суд не может согласиться, поскольку положениями части 2.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 36 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ предусмотрено, что в отношении земельных участков, не находящихся в муниципальной собственности, но расположенных на территории данного муниципального образования, когда, по мнению органа местного самоуправления, такая кадастровая стоимость занижена, такие органы не наделены правом обращения с требованием о пересмотре кадастровой стоимости этих земельных участков на основании установления их рыночной стоимости, так как в данной правовой ситуации они вправе оспаривать в суде только решения Комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могли быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования.
Указанное подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 июля 2016 г. № 15-п «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска», согласно которой широкое, не ограниченное рамками закона использование органами местного самоуправления права оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе в случае ее установления в размере рыночной стоимости, влияло бы на соотношение интересов участников оценочных и налоговых правоотношений и в любом случае не способствовало бы ни определенности в объеме налоговых обязательств, ни стабильности в земельных, кадастровых и бюджетных правоотношениях, нарушая условное равновесие между интересами налогоплательщиков – граждан и организаций, вынужденных в силу указанных причин отказываться от обращения к доступным им средствам защиты, и фискально-бюджетными интересами местного самоуправления. Именно на обеспечение разумного равновесия притязаний участников указанных правоотношений направлены положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе положение части первой его статьи 24.18, закрепляющее общий порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости органами местного самоуправления, который допускает такое оспаривание в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
Данным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признано не соответствующим части 1 статьи 46, части 3 статьи 55, статье 133 Конституции Российской Федерации положение части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Доказательств обращения собственника земельного участка с кадастровым <номер изъят> в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, материалы дела не содержат.
Доводы административного истца о том, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> занижена, что приводит к занижению налогооблагаемой базы, в связи с чем Администрация города Иркутска обладает правом обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении указанного земельного участка рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 июля 2016 г. № 15-п, поскольку органы местного самоуправления в данном случае не наделены правом пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности третьих лиц.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая приведенные выше положения и разъяснения законодательства, а также особенности производства по делам о пересмотре кадастровой стоимости, определенные главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Администрации города Иркутска об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере 46 529 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2012 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Администрации города Иркутска к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, с площадью 7 293,00 кв.м., в размере 46 529 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2012 г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2019 г.