ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/20 от 04.06.2020 Курского областного суда (Курская область)

3а-54/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Курск

Курский областной суд в составе: председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Александровой А.В.,

с участием представителя административного истца ООО «Спецтехника 46» по доверенности Горбунова О.В.,

представителей административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по доверенности Барковой Л.И., Илющенко М.В.,

представителя заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейникова П.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Спецтехника 46» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Спецтехника 46» обратилось в Курский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просило признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области (далее Комиссии), изложенное в уведомлении от 30.12.2019 года , выразившееся в отклонении заявления ООО «Спецтехника 46» от 26 декабря 2019 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , а также обязать Комиссию рассмотреть указанное заявление.

В обоснование заявленных требований указано, что общество, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 26.12.2019 года, обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка, приложив к заявлению отчет ООО «Недвижимость и право» об определении рыночной стоимости земельного участка на бумажном и электронном носителе, выписку ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, нотариально заверенную копию соглашения от 03.10.2018 года о замене стороны в договоре аренды , однако уведомлением Комиссии от 30.12.2019 года данное заявление возвращено без рассмотрения по существу с указанием на отсутствие в прилагаемых документах договора аренды, что препятствует Комиссии удостовериться в том, что арендная плата рассчитана из кадастровой стоимости.

Общество полагает, что возвращение вышеуказанного заявления от 26.12.2019 года без рассмотрения по существу не основано на законе, поскольку с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости представлены все необходимые документы, в том числе соглашение от 03.10.2018 года о замене стороны в договоре аренды земельного участка, экземпляр договора аренды от 13.12.2016 года, заключенный между Артемовой О.В. и Комитетом по управлению имуществом Курской области у общества отсутствует, вместе с тем Комиссия, как орган, созданный при Управлении Росреестра по Курской области, обладает информацией о наличии у ООО «Спецтехника 46» статуса арендатора земельного участка на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости и обладает экземпляром договора аренды. В связи с указанным, оснований для оставления заявления без рассмотрения по существу у Комиссии не имелось. Бездействие Комиссии, выразившееся в отказе в приеме документов общества к рассмотрению, нарушает право общества, как арендатора, на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

В судебное заседание представитель административного истца Горбунов О.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - Баркова Л.И., Илющенко М.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, указав, что отсутствие в представленных документах договора аренды является достаточным основанием для оставления без рассмотрения по существу заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, а проверка комплектности документов входит в полномочия секретаря Комиссии.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Курской области Олейников П.С. против удовлетворения заявленных требований возражал, по тем же основаниям, что и представители Управления Росреестра по Курской области.

Административный ответчик - Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд своего представителя не направила. Неявка лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата.

Как следует из положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 28.11.2018 г.), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия), которая создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости), к которому прилагаются следующие документы: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).

В соответствии с названным Порядком, на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 25 июля 2012 г. № П/324 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области в составе 4 человек. Приказами Росреестра от 10 февраля 2015 г. №П/56, от 26 марта 2015 г. № П/133, от 24 декабря 2015 г. № П/668, от 28 января 2016г.№ П/0036, от 05 февраля 2016г. № П/0053, от 23 декабря 2016 г. № П/0619, от 24 апреля 2018 г. № П/0150 были внесены изменения по кандидатуре секретаря комиссии и лица его замещающего, членов комиссии, изложении должностей членов комиссии, количественный состав комиссии остался прежним.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом, в число которых входит нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя (пункт 15 Порядка).

Исходя из буквального толкования приведенных нормативных положений, на стадии принятия документов к рассмотрению Секретарем Комиссии проверяется комплектность и форма документов; отсутствие перечисленных в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» документов в силу п.15 Порядка является основанием для возвращения заявления без рассмотрения.

При рассмотрении дела судом установлено, что ООО «Спецтехника 46» 26.12.2019 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К данному заявлению приложены следующие документы: отчет от 17.12.2019 года об оценке земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 27.10.2016 года, выполненный ООО «Недвижимость и право» на бумажном носителе и в форме электронного документа; выписка ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , содержащая сведения об оспариваемой кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия соглашения от 03.10.2018 года о замене стороны и внесении изменений в договор аренды от 13.12.2013 года.

Согласно уведомлению секретаря Комиссии Старковой С.Л. об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости от 30.12.2019 года , названное заявление ООО «Спецтехника 46» от 26 декабря 2019 не принято к рассмотрению, поскольку к заявлению не приложены документы, указанные в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а именно: отсутствует нотариально заверенная копия договора аренды №01- 27/266 -5614-16 Ф от 13.12.2016 года, неотъемлемой частью которого является представленное соглашение от 03.10.2018 года №01- 27/266 -5614-16 Ф о замене стороны и внесении изменений в договор аренды. Также указано на отсутствие сведений в данном соглашении о зависимости арендных платежей от кадастровой стоимости и данных в базе ЕГРН об объектах недвижимости, расположенных на названном земельном участке и принадлежащих ООО «Спецтехника 46» на праве собственности.

Иных документов в подтверждение своих прав на земельный участок с кадастровым номером обществом к заявлению не приложено. Факт не представления в Комиссию копии договора аренды от 13.12.2016 года подтверждается материалами дела и не оспаривался представителем административного истца.

Уведомление ООО «Спецтехника 46» получено 04.01.2020 года, с настоящим административным иском общество обратилось 03.04.2020 года, то есть в установленный ст. 219 КАС РФ срок.

Как установлено судом, 13.12.2016 года между Комитетом по управлению имуществом Курской области и АПртемовой О.В. заключен договор аренды , согласно которого арендатор Артемова А.В. приняла в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен до 20.11.2065 г.

Согласно соглашению 03.10.2018 года о замене стороны в договоре аренды №01- 27/266 -5614-16 Ф земельного участка, находящегося в государственной собственности, в вышеназванный договор аренды внесены изменения - арендатор Артемова О.В. заменена ООО «Спецтехника 46». Настоящее соглашение является неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от 13.12.2016 года ( п.4).

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, ст. 606 Гражданского Кодекса РФ, правоустанавливающим документом на земельный участок для ООО «Спецтехника 46» является совокупность следующих документов: договора аренды от 13.12.2016 года и соглашения от 03.10.2018 года о замене стороны в договоре аренды Непредставление договора аренды от 13.12.2016 года свидетельствует о неисполнении обществом вышеназванных требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и пунктов 13, 15 Порядка и отсутствии оснований для принятия к рассмотрению Комиссии заявления общества о пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка.

Таким образом, Секретарь Комиссии в соответствии с пунктом 14, 15 Порядка, проверив наличие прилагаемых к заявлению ООО «Спецтехника 46» документов, предусмотренных п. 13 Порядка, и установив, что заявление подано без приложения копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок, обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия данного заявления к рассмотрению Комиссии, о чем в установленный Порядком срок сообщил обществу в уведомлении от 30.12.2019 года .

В связи с изложенным, доводы административного истца о незаконности уведомления от 30.12.2019 года ввиду предоставления всех необходимых документов, наличие оснований у Комиссии для рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по существу, нельзя признать обоснованными.

Указание представителя административного истца на отсутствие у общества экземпляра договора аренды, не свидетельствует об обязанности Комиссии рассмотреть заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка без предоставления указанных в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ документов.

Ссылка административного истца на возможность получения Комиссией информации о регистрации договора аренды, наличии прав на расположенных на земельном участке объектах недвижимости и копии договора аренды в Управлении Росреестра по Курской области, при котором Комиссия создана, не является основанием для признания действий Комиссии незаконным, поскольку при решении вопроса о принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости к рассмотрению Комиссии, как ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так и п.13-15 Порядка, регламентирующие полномочия Секретаря Комиссии, не предусматривают право истребования дополнительных документов. Кроме того, оспариваемое уведомление Комиссии не препятствует обществу после устранения указанных в нем недостатков повторно обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявленных ООО «Спецтехника 46» не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Спецтехника 46» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 18.06.2020 г.

Председательствующий судья: Н.А. Мигущенко